Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Надежда ИВКИНА,
г. Сельцо,
Брянская обл.
Сочинение-анализ эпизода художественного произведения
В 9-м классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных типов. Среди них — анализ эпизода художественного произведения. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, зачем введена та или иная сцена автором.
Чтобы определить тему, идею, значение произведения в целом, нужно научиться в малой части видеть главное, большое, значимое.
Что такое эпизод в художественном тексте? Каково лексическое значение этого слова? В толковом словаре С.И. Ожегова одно из значений следующее: эпизод — это часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Но, подчеркнём, несмотря на свою самостоятельность и завершённость, эпизод — это часть произведения, в которой просматриваются основные черты идейно-художественного своеобразия всего произведения, это составная часть художественного целого, органически связанная с ним.
Можно ли в сочинении на подобную тему слово “эпизод” заменять словом “сцена”? Будут ли эти слова синонимами в контексте изучаемого типа сочинения? Да, вновь сошлёмся на толковый словарь С.И. Ожегова: сцена — это часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе.
Что же значит проанализировать сцену, эпизод художественного текста? На уроках литературы и русского языка отрабатываются орфографические и пунктуационные навыки написания сложных планов к сочинениям. Чтобы сэкономить время на данном уроке, можно на уроке русского языка систематизировать знания и умения о постановке точки с запятой при перечислении. Нужная нам запись была оформлена на одном из них на развёрнутом тетрадном листе, разграфлённом на три части: “Проанализировать эпизод — это значит...”, “План сочинения-анализа эпизода”, “Мои варианты”. В начале занятия обратимся к этим записям, сделанным для себя каждым учеником к уроку и учителем на доске.
Проанализировать эпизод — это значит:
— определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода произведения (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил);
— уяснить, что даёт эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния;
— показать, с помощью каких приёмов в данном эпизоде раскрываются характеры;
— сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;
— определить, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом;
— понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.
Определив, что значит проанализировать эпизод художественного произведения, можно выстроить логику сочинения такого типа, то есть составить общий план сочинения-анализа эпизода. Логика построения плана такого сочинения уже заложена в наших записях, сделанных к уроку. Исходя из содержания этих рекомендаций, определим, что может быть вступлением.
I. Место эпизода в композиции произведения, характер изображённого события, действующие лица. (Во вступлении даются краткие сведения о произведении, его содержании, идейной направленности.) Чтобы сочинение было последовательным, логичным, чтобы содержание последующей части было продолжением предыдущей, нужно помнить о переходах — логических “мостиках”. Где необходим такой “мостик”? От вступления к основной части. Как может быть сформулирован первый пункт основной части плана?
II. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.
1. Связь сцены с предыдущим развитием действия.
(Второй пункт основной части плана опять будет подсказан рекомендациями к анализу эпизода, данными к уроку.)
2. Участие персонажей в изображаемых автором событиях.
В этой части сочинения предполагается анализ событий от начала эпизода через его самый напряжённый момент к завершению действия в рамках этой сцены, то есть логика содержания этой части та же, что в произведении художественной литературы — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Значит, в этой части плана нужно выделить подтемы (или микротемы, или подпункты):
а) предпосылка борьбы, начало духовного разлада, подступы к главной теме произведения, возникающая напряжённость в отношениях действующих лиц, “заявка на характеры”;
б) наивысшее напряжение в развитии действия, критический, переломный момент сцены, раскрытие характера во всей его глубине;
в) развязка событий эпизода: идея сцены, позиция автора.
Следующие пункты плана формулируются на основе рекомендаций к сочинению-анализу эпизода художественного произведения.
3. Приёмы раскрытия характеров действующих лиц в данной сцене (как в эпизоде представлены главные герои).
4. Выявленные в эпизоде черты характера, нравственные качества, идеалы и жизненные цели героев произведения.
5. Роль данной сцены в развитии действия и конфликта, связь эпизода с последующим развитием действия. (Здесь же можно определить, обнаруживаются ли какие-то новые, ранее неизвестные качества действующих лиц или подтверждаются уже выявленные нами свойства характера.)
III. Значение эпизода в раскрытии идейного содержания всего произведения.
Обратим внимание на формулировки пунктов плана II.5 и III. Не одно ли и то же это? Нет, определение роли сцены художественного произведения предполагает раскрытие характера и степени “участия” её в развитии действия и конфликта произведения в целом. Значение же эпизода связано с тематикой и проблематикой произведения.
Стоит оговориться, что составленный нами план носит рекомендательный характер. На основе его можно будет составить план к конкретно предложенной теме, допускающей анализ эпизода.
Характерные ошибки в творческих работах такого типа:
1. Часто анализ подменяется пересказом сюжета; нужно учить соединять пересказ и объяснение характеров, поступков героев произведения.
2. Опускаются или примитивно описываются приёмы, используемые автором для раскрытия характеров действующих лиц; нужно учить определять, как в эпизоде представлены герои, связывать содержание повествования с формой его выражения, анализ с творческой манерой (стилем) писателя. Вспоминается универсальная формула, выведенная М.Горьким в одном своём очерке: “Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят”.
3. Многие учащиеся не знают, как оценить роль эпизода, потому что не умеют устанавливать смысловые связи эпизода с произведением в целом или с его отдельными сценами.
4. Неумение определить значение эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения не даёт возможности выстроить логику сочинения.
Поэтому и важна работа по коллективному составлению плана сочинения; ученик должен понять, как развивается логика сочинения-анализа эпизода, обозначить для себя последовательность написания работы, композицию высказывания на заданную тему. Учитель же, на наш взгляд, должен сделать всё, чтобы ученик не догадался, что он ведомый, нужно создать видимость, будто ученик сам делает “открытия”. Тогда это станет его логикой, а не навязанной, предложенной учителем схемой.
Дома учащимся предлагается перечитать записанные на уроке материалы, осмыслить их, отредактировать общий план анализа эпизода — работа со второй и третьей частями на двойном листке, написать сочинение «Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода из четвёртой главы романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.)», опираясь на знания, полученные на уроках.