Архив
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
24 августа — 31 августа
ПРЕДМЕТЫ
И трость, и ключ, и язычок замка,
И веер карт, и шахматы, и ворох
Бессвязных комментариев, которых
При жизни не прочтут наверняка,
И том, и блеклый ирис на странице,
И незабвенный вечер за окном,
Что обречён, как прочие, забыться,
И зеркало, дразнящее огнём
Миражного рассвета… Сколько разных
Предметов, караулящих вокруг, —
Незрячих, молчаливых, безотказных
И словно что-то затаивших слуг!
Им нашу память пережить дано,
Не ведая, что нас уж нет давно.
24 августа
1899 — родился Хорхе Луис БОРХЕС (Borges). Считающийся аргентинским писателем, он оказывает огромное влияние на развитие всей современной мировой литературы, и сегодня, когда после кончины Борхеса (1986) прошло почти два десятилетия, оно только возрастает. То, что литература — вторая реальность, давно известно, но в произведениях этого мастера она ведёт состязание с самой действительностью, и теперь та, хотя не отступает, но, во всяком случае, признаёт равенство словесности с собою.
Открывающее календарь стихотворение печатается в переводе Б.Дубина.
25 августа
1744 — родился немецкий философ и писатель, проповедник Иоганн Готфрид ГЕРДЕР (Herder). Учился на теологическом факультете Кёнигсбергского университета, был ценим Иммануилом Кантом. В свою очередь признан одним из наставников молодого Гёте.
Как эстетик Гердер отстаивал тезис: прекрасное — “форма действительного”, но в сочетании с его же теорией гения-созидателя и, особенно, с его творческими деяниями (собрание «Голоса народов в песнях»), воззрения этого мыслителя, известного в России ещё при жизни (умер в 1803), всё же довольно далеко отстоят от идей, сводящих литературу к отображению действительности, в чём преуспели многие литературные прагматики XIX–XX веков. По Гердеру, что ни говори, действительному необходимо прекрасное — а не наоборот.
Гердер был известным собирателем славянского фольклора и пропагандистом славянской культуры, за что получил от чешского поэта Яна Коллара прозвание “первого друга славян”.
26 августа
1914 — в Брюсселе, оккупированном немцами (Первая мировая война уже началась), в семье аргентинского торгового представителя родился Хулио КОРТАСАР (Сortazar). Ещё один великий аргентинец в мировой литературе ХХ века.
27 августа
День российского кино
1874 — 15.08 — родилась Елизавета Александровна ДЬЯКОНОВА, известная своим «Дневником» (опубликован посмертно; только что переиздали в Москве), далеко выходящим за рамки частного свидетельства.
Активно выступала за образовательные и трудовые права женщин; погибла при неясных обстоятельствах в тирольских Альпах в 1902 году. Искренность и психологизм дьяконовского повествования получили признание многих современников, в том числе — Василия Розанова, назвавшего «Дневник» “явлением глубоко национальным, русским”.
28 августа
Успение Пресвятой Богородицы
1749 — во Франкфурте-на-Майне родился Иоганн Вольфганг ГЁТЕ (Goethe).
1979 — скончался советский писатель Константин Михайлович СИМОНОВ (род. в 1915), лауреат Сталинских и Ленинской премий, литературный администратор и вечный солдат, до последних дней жизни искавший возможности передать военную реальность такой, какой он её видел въяве. В рамках тех обстоятельств, которые ему предлагало время.
29 августа
1909 — А.М. Горький, проживающий на Капри, обращается с письмом к редактору римской газеты «Il Giornale d’Italia»: “На Капри в последние годы находится много русских: политические эмигранты, студенты Неаполитанского университета, больные, туристы. Но мирная жизнь русской колонии, пользующейся сердечным гостеприимством со стороны каприйского населения и связанной с ним чувствами горячей взаимной симпатии, в последнее время нарушена настойчивыми слухами о том, что остров Капри полон агентов тайной русской полиции. Присутствие на острове подобных господ не может не вызвать у нашей колонии глубокой тревоги. Их тактика (русских агентов), как теперь это известно повсюду в Европе, направлена на то, чтобы посредством всевозможных провокаций восстановить против русских местное население и испортить нормальные отношения между ними и местными властями”.
Какой-то угрюм-бурчеевский гротеск получается, если вспомнить то, что произошло впоследствии с Алексеем Максимовичем, причём не на иноземном всё-таки острове, а на самой что ни на есть родной ему российской земле.
30 августа
1944 — Дневник поэта Александра Яшина: “Приехал в Никольск. Очень много чудес узнал: в Румынии сменилось правительство. Румыны объявили войну Германии. Венгрия объявила нейтралитет. Болгария предложила немцам покинуть страну. Взят Кишинёв. Вечером сообщили о взятии Констанцы (во взаимодействии с кораблями Черноморского флота — 3-й Украинский фронт). Взят Париж. Сталин послал приветствие де Голлю. Взят Марсель”.
31 августа
1749 — 20.08 — родился Александр Николаевич РАДИЩЕВ, автор шедевра, непрочитанного литературно (Екатерина-то Вторая оценила по высшему разряду!), — книги «Путешествие из Петербурга в Москву».
1929 — родился Виктор Владимирович ГОЛЯВКИН, при жизни (скончался в Петербурге 27 июля 2001) детский писатель, он теперь в истории русской (только ли её?!) словесности ХХ века предстал классиком литературы нонсенса, виртуозом странных жанров.
Завершает календарь истинно голявкинский рассказ, который помещён здесь по просьбе редактора номера и посвящается им газете «Русский язык» — дружественной, но не родственной, так как ея коллектив до сих пор не удосужился перейти на полноценный русский алфавит и продолжает плодить безграмотность, уже XXI века!
Наверное, с их точки зрения, случай с нашим великим и могучим тоже пока ещё не крайний.
БЫЛ НЕ КРАЙНИЙ СЛУЧАЙ
В классе все пересказ писали, а я, как назло, в этот день заболел. Через пять дней только в школу явился.
Анна Петровна сказала мне:
— Вот возьми домой книжку, прочти её и напиши своими словами. Только не больше двух раз прочти..
— А если я не запомню?
— Пиши как запомнишь.
— А третий раз ни за что нельзя?
— В крайнем случае — можно.
Пришёл я домой. Прочёл два раза. Как будто запомнил... Забыл только, как слово «окно» писал — через «а» или «о». А что, если книжку открыть и заглянуть разок? Или это не крайний случай? Наверное, это не крайний случай. Ведь в основном я всё запомнил. Спрошу-ка я лучше у папы, можно мне заглянуть в третий раз или нет.
Папа сказал:
— Этот случай не крайний. Есть правило о безударных гласных. И ты должен знать это правило.
Правило я забыл. Пришлось наугад писать.
Анна Петровна прочла рассказ.
— Что же ты слово «окно» через «а» написал?
Я говорю:
— Был не крайний случай. И я не мог в третий раз заглянуть в книжку. А то бы я правильно написал.