Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №31/2004

Читальный зал

Д.М. Магомедова. КОММЕНТИРУЯ БЛОКА. М.: РГГУ, 2004. 111 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Д.М. Магомедова. КОММЕНТИРУЯ БЛОКА. М.: РГГУ, 2004. 111 с. Д.М. Магомедова.
КОММЕНТИРУЯ БЛОКА.

М.: РГГУ, 2004. 111 с.

Книга профессора РГГУ Д.М. Магомедовой «Комментируя Блока» — итог нескольких лет труда над комментарием к академическому собранию сочинений великого русского поэта.

Автор подчёркивает: для того чтобы правильно понять Блока, нужно тщательнейшим образом изучить не только тексты его произведений, но и проработанные писателем книги, юношеские выписки из прочитанного, семейные альбомы и так далее. Только тогда личность автора и соответственно его творчество откроется перед современным читателем во всей полноте. По отношению к Блоку и другим символистам, утверждает Д.Магомедова, это важно особенно, поскольку для их творчества были вдвойне важны и принципиально не разгадываемые “посторонними” намёки, и глубинные, подчас тоже недоступные поверхностному взгляду связи с контекстом мировой культуры.

По-новому увидеть некоторые очень важные для творчества поэта вещи позволяет пристальное изучение самых разных источников, в первую очередь — биографических. Например, семейные альбомы Бекетовых, подробно описанные в книге, дают ключ к пониманию особенностей литературных пристрастий молодого поэта. Соответственно, увидеть, насколько важным было для Блока влияние поэзии Якова Полонского, можно, изучая его замечания по поводу творчества этого автора, а также то, как его книги были представлены в библиотеке молодого поэта. То же можно сказать и о несомненном влиянии на поэта стихов Фета и Соловьёва, драматургии Вагнера, лирики Брюсова — обо всём этом идёт речь в книге. А то, как реально отразились в творчестве поэта его юношеские штудии античной философии и литературы, помогает изучение конспектов будущего поэта.

В других заметках разъясняется, откуда именно появились в стихах Блока некоторые, не совсем понятные на первый взгляд имена и эпиграфы; как сформировались те или иные сквозные мотивы его творчества. Поистине детективное расследование позволяет автору также опровергнуть предположение Блока об авторстве одной анонимной статьи о Петербурге, которую поэт приписывал Аполлону Григорьеву: Магомедова не только отыскала её истинного автора, но и объяснила, в чём причины блоковского заблуждения. А попутно показала, чем дух этой статьи был так близок Блоку и его единомышленникам.

Каждая из опубликованных в книге заметок — маленькое, но настоящее открытие в блоковедении. И ещё — наглядная демонстрация того, каким непростым и порой причудливым может быть путь к точному пониманию той или иной “мелочи” в творчестве поэта, без знания которых невозможно приступать к толкованию написанного. “Комментарий мало пригоден для гипотез”, — утверждает автор книги, весомо подтверждая это заявление собственным исследовательским опытом, обобщённым на её страницах.

Ю.БОРИСОВ
Рейтинг@Mail.ru