Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №31/2004

Архив

Русские писательницы первой половины XIX века. Факультативный курс для 10-го класса

ФАКУЛЬТАТИВВенера утешает Амура, ужаленного пчелой (между 1796 и 1802). Санкт-Петербург, Эрмитаж. Художник Бенджамин Уэст (1738–1820; Англия).

Светлана ВОРОБЬЁВА,
Евгения СТРОГАНОВА


ВОРОБЬЁВА Светлана Николаевна (1966)— преподаватель кафедры русского языка основных факультетов Тверского государственного технического университета.

СТРОГАНОВА Евгения Нахимовна(1952) — доктор филологических наук, профессор Тверского государственного университета, директор Центра изучения и пропаганды женского творчества.

Факультативный курс для 10-го класса

Русские писательницы первой половины XIX века

Творчество русских писательниц XIX века является неотъемлемой частью русской культуры, однако в ХХ веке оказались забыты не только их произведения, но даже имена. В последние годы наметился определённый интерес к истории женского писательства, что связано с актуализацией феминистских идей и развитием гендерных исследований1. Произведения писательниц постепенно занимают своё место в университетских курсах истории русской литературы, но приобщение к ним важно и для учащихся школ. Знакомство с текстами авторов-женщин не только обогатит современных школьников новым читательским опытом, но поможет им более полно представить литературный процесс XIX века и углубит представление о русской литературе в целом.

Целью курса является знакомство учащихся с творческой биографией и отдельными произведениями таких русских писательниц, как Надежда Андреевна Дурова (1783–1866), Зинаида Александровна Волконская (1789–1862), Евдокия Петровна Ростопчина (1811–1858), Елена Андреевна Ган (1814–1842), Елизавета Васильевна Кологривова (1809–1884). Выбор имён и текстов ориентирован на школьную программу и соотнесён с изучением творчества А.С. Пушкина. М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголя. В задачи курса входит чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений, на это отводится два-три занятия в месяц — тот минимум, который реально возможен при нынешней учебной нагрузке; однако количество часов может быть увеличено.

Выбранные произведения, а именно: «Кавалерист-девица. Происшествие в России» Н.А. Дуровой, «Сказание об Ольге» З.А. Волконской, повести Е.А. Ган «Идеал» и Е.В. Кологривовой «Хозяйка», стихотворения Е.П. Ростопчиной — рекомендуются для чтения и анализа целого текста или отдельных эпизодов. Такое обзорное изучение позволит познакомить учащихся с особенностями индивидуальной манеры каждой из писательниц, дать представление о проблематике и поэтике их произведений и, возможно, стимулирует желание самостоятельно обратиться к их творчеству. На занятиях важно выяснить, что сегодня может привлечь нас в произведениях писательниц первой половины XIX века, чем они могут быть близки современному читателю.

В основу курса положен тематический принцип. Авторы изучаемых произведений преимущественное внимание уделяли русской женщине, её личной и общественной судьбе. Многие известные писатели, чьи произведения входят в литературный канон (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и другие), создали запоминающиеся женские образы, однако до сих пор не обращалось внимания на то, какими изображали своих героинь писательницы. А это тем более важно, что никто лучше самой женщины не расскажет о женских чувствах, мечтах и стремлениях. Такого рода замечания можно встретить уже в критике XIX века, например, у В.Г. Белинского, который писал, что “женщина лучше, нежели мужчина, может изображать женские характеры, и её женское зрение всегда подметит и схватит такие тонкие черты, такие невидимые оттенки в характере или положении женщины, которые всего резче выражают то и другое и которые мужчина никогда не подметит”2.

Творческий потенциал писательниц первой половины XIX века реализовался в разных литературных формах, поэтому при составлении программы учитывался и жанровый принцип.

На наш взгляд, для школьников будет интересна историческая повесть З.А. Волконской «Сказание об Ольге». Первое знакомство читателей с этим произведением состоялось в 1836 году, когда в журнале «Московский наблюдатель» были опубликованы два фрагмента из него. Известный историк М.П. Погодин отметил серьёзность отношения писательницы к изучаемой эпохе, достоверное воспроизведение подробностей жизни народа, его характера, поверий, обычаев, песен и языка3. Значимость этих похвал тем более возрастает, если учесть, что Волконская в процессе своих занятий русской историей должна была изучать и русский язык, поскольку более привычным был для неё язык французский, на котором написаны её первые произведения. Следы позднего овладения родным языком можно обнаружить в тексте «Сказания об Ольге» (например, пассаж о “злачных садах княжеских”, где “земные пары дымились над однообразными грядами. Свежая роса орошала широкую капусту и вьющиеся лозы хмеля и крупными перлами тихо капала с глянцевидных яблок и с кустарников, обвешанных алыми кистями”). Однако подобные примеры не отменяют общего интереса, который это произведение имеет как в плане становления женского писательства в России, так и в отношении творческой судьбы его автора.

Можно начать работу с вопросов, выявляющих общее впечатление от прочитанного, и остановиться на изображаемой эпохе, на бытовых деталях, раскрывающих уклад жизни древних славян-язычников, на вопросе о положении, которое женщина занимала в семье и обществе. Знакомство с жизнью жён князя Олега, с их зависимым положением позволит организовать беседу таким образом, что учащиеся смогут высказать своё мнение по поводу так называемого “женского вопроса”, который актуализируется в России с середины XIX века. И сегодня, хотя и в других формах, он остаётся предметом общественного интереса, вызывая разноречивые мнения. Особенное внимание следует обратить на трактовку образа княгини Ольги. В процессе работы можно задать учащимся следующие вопросы.

1. Совпадает ли трактовка образа Ольги в романе с оценкой этого исторического персонажа в «Повести временных лет»?

2. Какие черты отличают главную героиню от других женских персонажей романа? Справедливо ли она названа мудрой? В каких эпизодах проявляется её мудрость?

3. Сопоставьте образ Ольги с образом Ярославны из «Слова о полку Игореве». В чём сходство этих персонажей?

4. Можно ли говорить о связи «Сказания об Ольге» с фольклором?

Стремясь придать своим произведениям большую достоверность и даже документальность, писательницы широко использовали эпистолярную и дневниковую формы, что способствовало также углублению психологического анализа. Повесть «Кавалерист-девица», принадлежащая перу Н.А. Дуровой, воина и писательницы, которая и в жизни и в литературе носила мужское имя Александров, вызвала восхищение современников. В высшей степени благожелательно отнёсся к этому произведению А.С. Пушкин, восторженно писавший: “…прелесть! живо, оригинально, слог прекрасный”4. Пушкинский журнал «Современник» в 1836 году опубликовал фрагмент из записок, что в значительной мере определило общественное признание писательницы. В этой повести особенно остро поставлен вопрос об ограниченности женского существования и поисках женщиной своего пути.

Целесообразной представляется работа не с целым текстом, а с эпизодами, касающимися детских лет жизни героини, а также времени вступления её в действующую армию. Можно предложить школьникам следующие вопросы.

1. Какие эпизоды показались вам наиболее интересными и почему?

2. Как изображает писательница взаимоотношения Надежды с матерью и отцом?

3. Что вы знаете о воспитании девушек-дворянок? Существовали ли различия в женском и мужском воспитании?

4. Обратите внимание на то, как “нянчится” гусар Астахов со своей воспитанницей. Как вы думаете, имело ли плоды такое “гусарское воспитание”?

5. “Я приняла твёрдое намерение свергнуть тягостное иго и, как взрослая, начала обдумывать план успеть в этом”. Проследите по тексту, как героиня осуществляет задуманное.

6. В тексте часто встречаются слова “воля”, “свобода”, имеющие вполне определённый смысл. Как вы думаете, в чём он заключается?

7. Героиню постоянно волновала мысль о том, чтобы “навсегда отделиться от пола, которого участь и вечная зависимость” страшили её. В чём вы видите причину такого отторжения? Что побудило молодую девушку отречься от своего пола, оставить отеческий дом и выбрать воинскую стезю?

Одним из распространённых жанров в литературе 1830–1840-х годов была “светская повесть”, возникшая в процессе становления романтической прозы. В произведениях этого жанра показано пагубное влияние светского общества на жизнь героев, их зависимость от мнений и “условий света”. К светской повести обращалась широко известная в своё время писательница Е.А. Ган, которая вошла в литературу под псевдонимом Зенеида Р-ва. Её талант высоко ценили современники, например, В.Г. Белинский, который писал: “Не являлось ещё на Руси женщины столь даровитой, не только чувствующей, но и мыслящей. Русская литература по праву может гордиться её именем и её произведениями”5. Повесть «Идеал» — это история личной драмы одарённой женщины, противостоящей косному обществу.

В ходе работы над произведением можно предложить школьникам следующие вопросы и задания.

1. Вспомните особенности, присущие русскому романтизму. Можно ли назвать повесть «Идеал» романтическим произведением?

2. “Положение мужчины с высшим умом нестерпимо в провинции; но положение женщины, которую сама природа поставила выше толпы, истинно ужасно”. Как вы думаете, справедливо ли данное суждение? (Обоснуйте своё мнение.)

3. “Разве вы не видите? Мадам Гольцберг, эта невинность, этот полевой цветок… противно смотреть!” В чём, по-вашему, смысл сравнения героини с полевым цветком?

4. “Послушай, что я скажу тебе: питай свои мечты, утешайся ими, теперь они безвредны. Но <…> желаю тебе никогда не встречаться с твоим идеалом…” Как вы объясните это предостережение подруги? Были ли справедливы её опасения?

5. Проанализируйте эпизод посещения Ольгой кабинета Анатолия. Сравните с известным вам эпизодом из пушкинского романа «Евгений Онегин», где Татьяна показана в кабинете Онегина.

6. “Я разгадала наконец тайну жизни”, — признаётся Ольга. В чём заключается эта тайна?

7. Подумайте, что общего между романтическими героями Лермонтова и героиней Ган.

8. Елену Ган называли “первой русской феминисткой”. Как в текстах писательницы решается вопрос о предназначении женщины?

Большой популярностью в читательской среде пользовалась фантастическая повесть. Характерным явлением этого жанра романтической литературы является повесть Е.В. Кологривовой (псевдоним — Фёдор Фан-Дим) «Хозяйка». Её сюжет перекликается с историями, которые представлены в повестях Н.В. Гоголя «Портрет» и М.Ю. Лермонтова «Штосс». Учащимся можно предложить прочитать эти произведения и, сопоставив их, подумать, как авторы решают сложные проблемы соотношения художественного воображения и реальности, как трактуют природу творческого вдохновения.

Уместно задать учащимся следующие вопросы.

1. Каковы особенности изображения художника в каждой из повестей? Определите черты сходства и различия между героями.

2. Какую роль играет в этих произведениях фантастический элемент?

3. В чём состоит основная мысль, утверждаемая каждым из писателей?

4. Каково главное отличие повести Кологривовой от произведений её современников?

Поэтическая звезда Е.П. Ростопчиной выглядит как будто не слишком ярко в лучах славы таких её современников, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Но её голос дошёл до нас “как одно из светлых явлений”, отмеченных самобытным талантом. Школьникам будет интересно узнать о круге общения писательницы, о её литературной репутации и драматизме творческой судьбы. Как литератор Ростопчина реализовалась достаточно разносторонне: она писала поэмы, романы в стихах, драматические произведения, прозу, но наиболее ярко её талант проявился в лирике. Её стихи исповедальны, в них раскрываются мысли и переживания женщины, выражается состояние души, чувствующей несовершенство человеческой жизни, воплощаются раздумья об отношениях между людьми. В лирике Ростопчиной представлены разные жанры: элегия («Осенние листы», 1834; «Последний цветок», 1838), дружеское послание («Моим двум приятельницам», 1848), романс («Когда б он знал!», 1830; «Колокольчик», 1853), песня («Русская песня», 1834; «Слова для музыки», 1854), но, определяя общий характер её поэтического творчества, надо сказать, что оно было медитативно по своей сути, каждое стихотворение, независимо от его соотнесённости с определёнными жанровыми канонами, является своеобразной лирической медитацией.

Для того чтобы помочь учителю в освоении новых литературных имён, предлагаем список критических и историко-литературных работ, которые позволят каждому преподавателю составить собственное мнение об изучаемых авторах. Следует обратить внимание на то, что эти очерки и статьи были написаны в разные годы и в них выражено не только индивидуальное мнение критика или исследователя, но также и отголоски общих подходов, свойственных той или иной исторической эпохе. В статье В.Г. Белинского о творчестве Е.А. Ган видно отношение современника писательницы к женскому творчеству, которое как профессиональное явление в 1830–1840-х годах было ещё редкостью и вызывало в целом недоброжелательные отклики. Хвалебные по тону отзывы Белинского не скрывают удивления перед женским литературным талантом и вместе с тем утверждают его ограниченность, подвластность ему лишь определённых сфер жизни. Очерки Е.С. Некрасовой были написаны во второй половине 1880-х годов и в течение многих десятилетий оставались первой и единственной попыткой анализа женских писательских биографий. Им свойствен элемент героизации и идеализации, когда речь идёт о таких авторах, как Дурова и Ган, чего не скажешь об очерке, посвящённом Ростопчиной, в котором сквозит явная неприязнь биографа-демократки к писательнице-аристократке. Кроме того, в истолковании Некрасовой обстоятельства жизни писательниц иногда слишком прямолинейно переносятся на их творчество, что не всегда правомерно. Менее предвзято, чем Некрасова, пишет о творчестве Ростопчиной В.Ф. Ходасевич, чей очерк и в настоящее время не утратил своего значения. В работах И.Л. Савкиной, Э.Шоре, Е.Н. Строгановой, написанных в конце XX — начале XXI века, представлен новый, гендерный взгляд на творчество женских авторов. Он выражается в стремлении понять и объяснить специфику их текстов, исходя из сложности проявления женской творческой самобытности в условиях господства мужской культуры.

Предлагается также список работ по литературоведению, истории, философии, психоанализу, обращённых к гендерной проблематике.

Примерная программа факультативного курса (19–20 часов)

Введение (1 час)

Что такое женская литература? Существует ли особая женская эстетика, женский язык, женский способ письма? Из истории изучения женской литературы в России. Женская литература в современном литературоведении: феминистская критика, гендерные исследования (работы российских и зарубежных исследователей).

Женская литература в России первой половины XIX века (1 час)

Зарождение и развитие профессионального женского писательства. Традиционное представление о месте женских авторов в литературном каноне. Основные темы, сюжеты, герои женских произведений; их жанровое своеобразие.

Зинаида Волконская: “Царица муз и красоты” (3 часа)Зинаида Волконская

Очерк жизни и творчества. Литературный салон Волконской.

Историческая повесть «Сказание об Ольге»: эпоха, нравы и обычаи. Роль женщины в семье, обществе и государстве. Княгиня Ольга — образ мудрой женщины и правительницы.

Поэтический мир древних славян-язычников. «Сказание об Ольге» и устная народно-поэтическая традиция. Повесть об Ольге и произведения древнерусской литературы («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»).

Надежда ДуроваНадежда Дурова — воин и писательница (2 часа)

Жизненный и творческий путь Н.А. Дуровой. История создания повести «Кавалерист-девица», отзывы современников. Проблема становления женской личности и поиска женщиной своего пути. Реальность и вымысел в произведении Дуровой. Анализ отдельных глав (по выбору). Особенности построения повествования и репрезентации (представления) рассказчицы.

Евдокия Ростопчина — “…первый поэт теперь на Руси” (2 часа)

Метаморфозы литературной репутации Ростопчиной. Жизненный и творческий путь писательницы. Основные мотивы лирики. Особенности мироощущения лирической героини. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Елена Ган — русская Жорж Санд? (3 часа)

Жизненный и творческий путь писательницы. Попытки сюжетных и жанровых экспериментов. Вопрос о предназначении женщины и проблема женского писательства в произведениях Ган. Героиня повести «Идеал» как “феминизированный” вариант романтического героя. Герои М.Ю. Лермонтова и героини Е.А. Ган: сходство и различие жизненных идеалов.

Елизавета Васильевна Кологривова: таинственный Фан-Дим (1 час)Елизавета Васильевна Кологривова

Фантастическая повесть в русской литературе. Тема художника и его взаимодействия с реальностью в произведениях 1830–1840-х годов: сопоставительный анализ произведений (Н.В. Гоголь. «Портрет», М.Ю. Лермонтов. «Штосс», Е.В. Кологривова. «Хозяйка»).

Письменная работа (2 часа)

Прослушивание и обсуждение докладов и рефератов (2 часа)

Литературная гостиная «Писательницы XIX века и их героини»

Основные виды устных и письменных работ

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных текстов, в том числе чтение наизусть. Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий), художественный (с учётом художественной специфики текста). Развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (индивидуальная, групповая, сравнительная). Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение. Подготовка сообщения, доклада или реферата. Использование справочной литературы (литературоведческих, биографических словарей, библиографических справочников).

Письменно: письменный развёрнутый и точный ответ на вопрос по изучаемому художественному произведению. Сочинение небольшого объёма на литературную и свободную тему. Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев, группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика). Письменный отзыв на самостоятельно прочитанную книгу. Подготовка доклада, реферата.

Примерные темы докладов, рефератов и письменных работ

  • Вопрос о предназначении женщины в текстах русских писательниц XIX века.
  • Творческая женская личность в текстах писательниц.
  • Две древнерусские княгини: Ольга и Ярославна.
  • Тема свободы в «Кавалерист-девице» Н.Дуровой.
  • Отношения матери и дочери в произведениях Н.Дуровой и Е.Ган.
  • Елена Ган и Ольга Гольцберг.
  • Необычные героини женских произведений.
  • Любовь в произведениях русских писательниц.
  • Женский мир в поэзии Е.Ростопчиной.
  • Нравственная проблематика женских текстов.
  • Мужской мир глазами женщины (по произведениям русских писательниц).
  • Подруги или соперницы? Женская дружба в произведениях русских писательниц.
  • Чем нам близки произведения русских писательниц XIX века.
  • Актуальны ли тексты русских писательниц XIX века в настоящее время?
  • Мои впечатления от прочитанной повести…
  • Мои любимые страницы…
  • Что я думаю о…

Рекомендуемая литература

Тексты

Основной список

  1. Дурова Н.А. Избранные сочинения кавалерист-девицы / Сост., вступ. ст. и прим. Вл.Б. Муравьёва. М., 1988.
  2. Волконская З.А. Сказание об Ольге // Дача на Петергофской дороге: Проза русских писательниц первой половины XIX века / Сост., вступ. ст. и прим. В.В. Учёновой. М., 1986.
  3. Ростопчина Е. Стихотворения. Проза. Письма / Сост., вступ. ст. и прим. Б.Романова. М., 1986.
  4. Ган Е.А. Идеал // Русская романтическая повесть писателей 20–40-х годов XIX века / Сост., вступ. ст. и прим. В.И. Сахарова. М., 1992.
  5. Кологривова Е.В. Хозяйка // Дача на Петергофской дороге: Проза русских писательниц первой половины XIX века. 1986.

Дополнительный список

  1. В царстве муз: Московский литературный салон З.Волконской, 1824–1829 годы. Сборник / Сост., вступ. ст., прим. В.Б. Муравьёва. М., 1983 (Волконская З.А. Сказание об Ольге).
  2. Дача на Петергофской дороге: Проза русских писательниц первой половины XIX века. М., 1986 (Дурова Н.А. Угол; Ган Е.А. Суд света).
  3. Дурова Н.А. Избранные сочинения кавалерист-девицы / Сост., вступ. ст. и прим. В.Б. Муравьёва. М., 1988.
  4. Марьина роща: Московский роман и повесть / Сост., вступ. ст. и прим. Вл. Муравьёва. М., 1984 (Ростопчина Е.П. Чины и деньги).
  5. Ростопчина Е.П. Талисман: Избранная лирика. Драма. Документы, письма. Воспоминания / Сост. В.Афанасьев. М., 1987.
  6. Ростопчина Е.П. Счастливая женщина: Литературные сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А.М. Ранчина. М., 1991.
  7. Русская романтическая повесть писателей 20–40-х годов XIX века / Сост., вступ. ст. и прим. В.И. Сахарова. М., 1992 (Ростопчина Е.П. Поединок).
  8. Русские поэтессы XIX века / Сост., вступ. ст., биогр. очерки и прим. Н.В. Банникова. М., 1979 (стихотворения З.А. Волконской).
  9. Сердца чуткого прозреньем… Повести и рассказы русских писательниц XIX века / Сост. Н.И. Якушин. М., 1991 (Ган Е.А. Напрасный дар).
  10. Степная барышня. Проза русских писательниц XIX века / Сост. В.В. Учёнова. М., 1989 (Дурова Н.А. Граф Мавриций; Ган Е.А. Теофания Аббиаджио).

Статьи о русских писательницах

  1. Белинский В.Г. Сочинения Зенеиды Р-вой // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1955. Т. 7.
  2. Кайдаш-Лакшина С.Н. “Двойной венок” Зинаиды Волконской // Кайдаш-Лакшина С. Великие женщины России. М., 2001.
  3. Некрасова Е. Графиня Е.П. Ростопчина. 1811–1858: Очерк // Вестник Европы. 1885. № 3.
  4. Некрасова Е.С. Елена Андреевна Ган (Зенеида Р-ва). 1814–1842: Биографический очерк // Русская старина. 1886. № 8–9.
  5. Некрасова Е. Надежда Андреевна Дурова (Псевдонимы: Девица-кавалерист, Александров) // Исторический вестник. 1890. № 9.
  6. Савкина И. Женственное и мужественное: героини и повествовательницы в прозе Надежды Дуровой // Савкина И. Провинциалки русской литературы (женская проза 30–40-х годов ХIХ века). Wilhelmhorst, 1998.
  7. Савкина И. Образы тётушки и приживалки в аспекте “гендерной поэтики” (на материале прозы Марии Жуковой и Елены Ган) // Преображение. 1997. № 5.
  8. Строганова Е.Н. Женщина в мужском костюме: Об автобиографизме «Записок» Н.А. Дуровой // Историко-литературный сборник. Тверь, 2002. Вып. 2.
  9. Строганова Е.Н. Мотив женского любовного соперничества в повестях русских писательниц 1840-х годов // Мир романтизма. Тверь, 2002. Вып. 6 (30).
  10. Ходасевич В. Графиня Е.П. Ростопчина. Её жизнь и лирика // Ходасевич В. Колеблемый треножник / Сост. и подготовка текста В.Г. Перельмутера. М., 1991.
  11. Шоре Э. Елена Ган — русская Жорж Санд? // Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские исследования / Под ред. Э.Шоре, К.Хайдер. М., 2000. Вып. 2.
  12. Шоре Э. Желание любви и страстное стремление к искусству (Елена Ган и её повесть «Идеал») // Филологические науки. 2000. № 3.

Гендерная проблематика в литературоведении, истории, философии, психоанализе

  1. Бовуар Симона де. Второй пол. М., 1997. Т. 1–2.
  2. Гиллиган К.Место женщины в жизненном цикле мужчины: Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е.Здравомысловой, А.Тёмкиной. СПб., 2000.
  3. Пушкарёва Н. Русская женщина: история и современность: История изучения “женской темы” русской и зарубежной наукой. 1800–2000: Материалы к библиографии. М., 2002.
  4. Пушкарёва Н. Женщины Древней Руси. М., 1989.
  5. Роде-Даксер К. Образ матери в психоанализе // Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские исследования / Под ред. Э.Шоре, К.Хайдер. М., 2003. Вып. 3.
  6. Савкина И. До и после бала: История молодой девушки в “мужской литературе” 30–40-х годов XIX века // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.
  7. Савкина И. Кто и как пишет историю русской женской литературы // Новое литературное обозрение. 1997. № 24.
  8. Строганова Е.Н. Категория “гендер” в изучении истории русской литературы // Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавании социально-гуманитарных наук. Тверь, 2000.
  9. Шоре Э. Феминистское литературоведение на пороге XXI века. К постановке проблемы (на материале русской литературы XIX века) // Литературоведение на пороге XXI века. М., 1998.
  10. Хайдебранд фон Ренате, Винко Симоне. Работа с литературным каноном: Проблема гендерной дифференциации при восприятии и оценке литературного произведения // Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские исследования / Под ред. Э.Шоре, К.Хайдер. М., 2000. Вып. 2.
  11. Эрих-Хэфели В. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе XVIII века: психоисторическая значимость героини Ж.-Ж. Руссо Софии // Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские исследования. М., 1999.

Примечания

1 Слово гендер этимологически восходит к английскому gender — “грамматический род”; в социально-гуманитарном же смысле, о котором идёт речь, обозначает пол как социокультурное образование, в отличие от пола биологического (sex), то есть служит для обозначения той дифференциации представлений о мужском/мужественном и женском/женственном, которая складывается в процессе развития человечества.

2 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1954. Т. 4. С. 115.

3 Московский наблюдатель. 1836. Ч. 8. С. 287.

4 Пушкин А.С. Письмо к В.А. Дурову от 17 и 27 марта 1836 г. // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 16 т. Л., 1949. Т. 16. С. 99.

5 Белинский В.Г. Указ. соч. Т. 7. С. 675.

Рейтинг@Mail.ru