Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №30/2004

Читальный зал

О.М. Скибина. ТВОРЧЕСТВО В.Л. КИГНА-ДЕДЛОВА: Проблематика и поэтика / Московский пед. гос. ун-т. Оренбург: Издательство ГПУ, 2003. 328 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

О.М. Скибина. ТВОРЧЕСТВО В.Л. КИГНА-ДЕДЛОВА: Проблематика и поэтика / Московский пед. гос. ун-т. Оренбург: Издательство ГПУ, 2003. 328 с. О.М. Скибина.
ТВОРЧЕСТВО
В.Л. КИГНА-ДЕДЛОВА:
Проблематика и поэтика
/
Московский пед. гос. ун-т.
Оренбург: Издательство ГПУ,
2003. 328 с.

Принято говорить, что короля делает свита. В этом смысле Антону Павловичу Чехову повезло: в его окружении было немало талантливых писателей, каждый из которых своим неповторимым творчеством создал ярчайший фон для гениальной чеховской прозы и драматургии. И почти все они потом растворились в этом фоне, ушли из неблагодарной памяти потомков в тень забвения.

Владимир Людвигович Кигн (1856–1908), более известный под псевдонимом Дедлов или под двойным именем, объединяющим фамилию и псевдоним, — один из именно таких авторов.

Известность принесли ему в первую очередь путевые очерки и повесть «Сашенька» — произведения, изучение которых помогает раскрыть прежде всего общую динамику развития русской прозы конца XIX века, происходящие в ней художественные процессы. Оренбургская исследовательница творчества забытого автора делает акцент именно на художественных особенностях Кигна-Дедлова, многие из которых были характерны и для поэтики его великого современника. Прежде всего, это особый интерес к предметному миру и пейзажу, к сценке как самостоятельной составляющей жанрового мира, психологизм, тонкое соотношение традиций высокой и массовой литературы.

Отдельная глава книги посвящена литературным связям Дедлова и Чехова; она представляет особую ценность, так как проливает новый свет на биографию и творчество Антона Павловича. Скибина впервые публикует некоторые письма и архивные материалы (в том числе найденные ею в оренбургском архиве), показывающие, что в хоре недоброжелательных в основном голосов современников Чехова звучал и сочувственный голос Кигна-Дедлова. Именно он в мае 1891 года опубликовал в литературном приложении к газете «Неделя» статью о молодом ещё тогда писателе, безоговорочно назвав его “крупным явлением в русской беллетристике”; он же был автором первого, как утверждает Скибина, прижизненного ещё мемуара о Чехове; ему принадлежит и замечательная характеристика автора «Степи», написанная в 1904 году: “Казалось, что в нём? — так, рассказики. А как подвести им итог, так и видишь, что из этих мозаичных камешков в течение двадцати пяти лет создалась огромная и высокохудожественная картина русской жизни, вернее, русской души”.

Сегодня нам особенно интересно читать адресованные Чехову письма перебравшегося из столицы в Оренбург литератора и чиновника Кигна, дающего младшему товарищу советы: где и как отдыхать в Крыму, как использовать в литературном творчестве жизненный опыт. Так, по поводу чеховских сюжетов Кигн-Дедлов пишет: “Вам тесно и, может быть, даже несомненно скучно в них” — и советует ему определиться на службу, чтобы собрать материал для “широкого общественного” романа.

Так или иначе, а именно Кигн-Дедлов одним из первых в России понял Чехова. Кроме того, он и сам был вполне незаурядной литературной фигурой, печатался в «Вестнике Европы», «Русском богатстве», «Деле», других столичных журналах и газетах; это о нём и подобных ему сам Чехов писал: “В литературе маленькие чины так же необходимы, как в армии”. Добавим от себя: и о них, так же, как о литературных генералах, можно и должно писать книги.

Ю.БОРИСОВ
Рейтинг@Mail.ru