Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательский центр «Академия», 2004. Т. 1. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА. 512 с.; Т. 2. Бройтман С.Н. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА. 368 с. |
Наконец-то у наших студентов (а значит — и у всех нас) появится полноценное пособие по теории литературы — литературоведческой дисциплине, изучение которой всегда представляло особую сложность как для учащихся, так и для обучающих. И вместе с тем дисциплине центральной, без которой невозможно в полной мере понять ни конкретное произведение, ни литературный процесс и его закономерности, ни литературу в целом.
Не секрет, что в школьной практике изучение теории, разбросанной по программам многих классов, сводится чаще всего к изучению понятий и категорий, системно не осмысливаемых и мало взаимосвязанных. Причём зачастую понятия о сюжете и композиции, о родах и жанрах, об образных средствах и системах стихосложения берутся учителем из разных источников, выражающих нередко взаимоисключающие точки зрения.
Ни в малой степени не желая приуменьшить достоинства других книг с подобным названием (а их в последние годы появилось сразу несколько — таково, очевидно, веление времени), всё-таки приходится признать, что именно этот двухтомник представляет собой не созданный в силу учебной необходимости обзорный свод существующих точек зрения, а целостное воплощение сложившейся на основании многолетней работы концепции.
Творческий коллектив, состоящий из трёх ведущих на сегодняшний день теоретиков литературы, работающих на одной кафедре, достаточно долго шёл к этой книге; ей предшествовали монографии, хрестоматии, учебные пособия. И вот многолетний труд завершён: перед нами не просто учебное пособие по теории, а в полном смысле этого слова теория литературы.
Представители точных наук утверждают: какую-никакую монографию в состоянии написать каждый учёный, а вот учебник — дело куда более сложное, изложить сложные идеи на школьном уровне — значит, прежде всего всесторонне осмыслить их самому. А это, как свидетельствует практика, удаётся далеко не всем.
В последние годы вышло в свет несколько переизданий учебных книг по теории литературы прежних лет – прежде всего, выдержавшего несколько допечаток знаменитого курса «Поэтики» классика отечественной науки Б.В. Томашевского. От него новый учебник кардинальным образом отличает то, что здесь по возможности учтены многие новейшие исследования, без знания которых изучать современную теорию невозможно. Точно так же, как невозможно постичь её, обращаясь только к новейшим исследованиям: далеко не все из них опираются на базу классической науки или не показывают этого. В новом учебнике достигнут редкий баланс между старым и новым, между классической и современными научными парадигмами.
Рецензируемый учебник состоит из трёх частей, две из которых составили первый, коллективный том книги, а третья, написанная С.Н. Бройтманом единолично, — второй. Курс построен в строгой логической последовательности: сначала литература рассматривается как специфическая форма человеческой деятельности, затем — как продукт этой деятельности, наконец — как объективный исторический процесс. Соответственно, первая часть книги именуется «Теорией художественного дискурса», вторая — «Теоретической поэтикой», а третья — «Исторической поэтикой».
В центре первого раздела, таким образом, оказывается природа литературы и её основные функции, во втором предлагается инструментарий для анализа литературного произведения, его структуры, а также родовой и жанровой специфики; третий раскрывает важнейшие закономерности литературного процесса в целом и его основных периодов.
Несмотря на обилие сложной современной терминологии, учебник написан простым, понятным языком и позволяет читателю не только усваивать необходимый материл, но и с достаточной долей уверенности ориентироваться в современных теоретических построениях.
Очень важно и то, что авторы книги строят свои рассуждения, привлекая произведения не только классической, но и современной литературы: от Тарковского до Всеволода Некрасова. При этом в третьей части учебника к анализу самым активным образом привлекаются произведения фольклора, древней и средневековой литературы, литератур Азии, что позволяет авторам размышлять о действительно универсальных законах словесного искусства и его развития.
Методологической базой коллективной концепции трёх теоретиков стали работы М.М. Бахтина. Но при этом они, говоря словами этого учёного, стремятся всеми силами к “благожелательному размежеванию: без драк на меже”. Всегда ли это удаётся — особый вопрос, однако желание конструктивно учесть точки зрения всех серьёзных оппонентов налицо. Это особенно важно, поскольку речь идёт именно об учебнике, который ни в коей мере не имеет права быть текстом монологичным.
Разумеется, вокруг новой книги будут кипеть споры. Это неизбежно, так как её выход — настоящее событие в истории филологической науки и её преподавания. Но, по крайней мере, у студентов (да и не только у них) есть теперь источник, где можно найти квалифицированные ответы на многие накопившиеся вопросы. А у специалистов — оппоненты, с кем можно на равных поспорить.