Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №28/2004

Архив

Рассказ А.П. Чехова «Студент»

ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО

Лидия НОРИНА


НОРИНА Лидия Ивановна — учитель высшей категории, заслуженный учитель РФ, преподаёт в гимназии № 10 г. Новосибирска.

Рассказ А.П. Чехова «Студент»

Опыт прочтения в классе

Когда-то Чехов сказал: “Я в своей жизни не писал трёх вещей: стихов, романов и доносов”. Обратим наше внимание в этой триаде на слово “роман”. Именно жанр короткого рассказа позволил ему создать мозаичную картину современного мира, в котором обозначены все глобальные проблемы России конца XIX века, и одновременно выразить своё философское мироощущение. По признанию самого Чехова, самый любимый его рассказ — «Студент», который писатель считал… “наиболее отделанным”. И действительно, предельная насыщенность символическими деталями, стройность и строгость композиции, глубоко философское осмысление главных вопросов бытия, концентрация в пределах одного текста многих основных мотивов прозы Чехова — достоинства этого текста. Его по праву можно считать как идеалом “филологичности”, так и своеобразной художественной моделью авторского сознания, концепцией мировидения. Нижеприведённые вопросы и ответы на них помогут сформировать представление об этой модели.

1. Анализ любого текста принято начинать с рассмотрения смысла названия, в котором заложена свёрнутая информация обо всём тексте. Почему вначале рассказ назывался «Вечером», а затем Чехов заменяет заголовок?

“Вечером” — вечер, сумерки, ночь, тьма, прекращение жизни. Такова цепочка ассоциаций, выстраивающаяся в связи со смыслом этого слова. Сумерки и ночь — движение в темноту, пустоту, безжизненность, что никак не могло стать знаками этого рассказа. “Студент” — это вектор, направленный к духовному росту, это стремление познавать и познать; студент — человек, находящийся на трудном и долгом пути к приобретению знания (метафорически путь обозначен в рассказе словом “тропинка” — дорога). Обратим особое внимание на то, что Иван Великопольский — студент именно духовной академии, а это подчёркивает движение главного героя рассказа к обретению божественной истины.

Другая ассоциация, которая может возникнуть в связи со словом “вечером”, — что-то идиллическое и умиротворённое: вечер как отдохновение от трудов дня. Такой смысл ещё более диссонировал бы со смыслом всего произведения

Наконец, студент — это ещё не посвящённый в какую-либо эзотерическую тайну адепт, ещё только старательно готовящийся стать посвящённым.

И действительно, Иван проходит четыре инициационные стадии.

Символику божественного откровения выражает и имя главного героя (Иван — Иоанн), означающее в переводе с древнееврейского буквально “Бог милует”. Момент уныния, которое переживает Иван (по аналогии с Петром), уходит бесследно, а герой воскресает духовно — Бог милует его верой в благодатность и богосотворённость этого мира.

2. Почему текст начинается с изображения природных процессов? Как связаны природа и чувства главного героя?

Внутренний мир героя, подобно зеркалу, отражает все колебания внешнего мира. Природа в начале рассказа антропоморфна. В первых предложениях текста она описана следующим образом: “погода хорошая… тихая”, природа — это “что-то живое”, выстрел прозвучал “весело”. Характерно, что действие происходит весной, которая является, как известно, символом жизни, расцвета, возрождения. И вдруг всё резко меняется, когда наступают сумерки: ветер, “пронизывающий и холодный”, “ледяные силы”, “неуютно”, “глух”, “нелюдимо” — такими словами описывает автор внезапное наступление “зимы” — знака умирания и уничтожения. Не случайно слово “холод” сопровождает героя вплоть до приближения его к огню, не случайно также, что метафорой холода отмечены не только физические ощущения Ивана, но и социальное (бедность, голод, невежество, тоска, мрак, чувство гнёта) включено в орбиту “ледяной” образности: с наступлением темноты и перемены погоды нарушается гармония мира и человека.

3. Почему герой впадает в уныние? Совершает ли он тем самым грех? Почему уныние — один из самых страшных грехов в христианстве?

Когда человек воспринимает всё в чёрном свете, Божий мир теряет смысл. Бог задумывал мир прекрасным. Прекрасен и величествен и Творец. Если смысл уходит из “дома” твоего отца, значит, бессмыслен и отец. Человек совершает грех — отступается от Бога, а отступление — самое страшное, что невозможно искупить. Иван перестал верить в Создателя. А это и есть отступничество.

4. Как мотив ухода из отеческого дома и образ отца связан с христианскими и языческими мифами?

В эпизоде ухода героя из дома (“когда он уходил из дому… отец лежал на печи…”) проявлен мотив бездомности и скитальчества, отсылающий нас к евангельской притче о блудном сыне. Иван уходит из дома своего отца (читай: Отца Небесного), чтобы, пройдя через ряд испытаний духовного плана, вновь вернуться, но вернуться преображённым. В свою очередь вера, до сих пор относящаяся скорее к области теоретических знаний, проникает в душу Ивана. Эта ночь для него — ночь-посвящение. Вспомним строчки: “…он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух”. Глагол “перевёл” можно понимать в данном контексте в переносном смысле: перевёл в другой “регистр”, чтобы обратиться к вечному, а не бытовому, к духовному, а не эмпирическому. Эта фраза — аллюзия на эпизод воскрешения Христа, который “испустил дух” на кресте, но ожил. Таким образом, Чехов ставит в один ряд сюжет обретения Иваном веры и священную историю. Таково символическое значение пасхального преображения, которое произошло со студентом. Не случайно в конце рассказа герой, во-первых, пересекает реку, а во-вторых, поднимается на гору. Река в любой мифологической системе символизирует переход из одного мира в другой: из потустороннего в земной и наоборот. А гора — метафора восхождения. Цель пути студента уже не дом, а “родная деревня”, дорога к которой требует движения вверх. Иван находится у подножия новой, более высокой степени духовности.

5. Каково значение евангельского эпизода отречения Петра в данном рассказе? Было ли отречение Петра сознательным поступком?

Иван увидел в Петре усталого, невыспавшегося, измождённого человека, который совершил бессознательное отречение. Пётр отрёкся и не заметил сразу этого, потому что сработал инстинкт самосохранения. Автор выражает бессознательность, импульсивность действия Петра глаголом “очнулся”. Думается, что поступок апостола всё-таки не проявление малодушия. Для Чехова важно раскаяние Петра, ибо оно означает спасение, снятие греха. Иван Великопольский, как и Пётр, усомнился, но, усомнившись, раскаялся. Мифологический эпизод отречения Петра, как и природа в начале произведения, символизирует психологический процесс, происходящий в сознании героя.

6. Почему Иван пересказывает своими словами канонический текст, который он прекрасно знает?

Излагая канонический сюжет, Иван пытается найти оправдание Петру, пересказывая, пытается пропустить евангельскую историю через себя. Проговаривание слов Священного Писания идентично проживанию, воплощению Ивана в фигуре Петра, а женщины в этой ситуации — живые участники драмы, разыгрываемой как в Вечности, так и на глазах читателя. В тексте как бы разыгрывается театральная сцена, происходит перемещение исторического времени: возвращаются библейские времена, чтобы вновь пройти сквозь людей, оставляя в их душе веру и надежду.

7. Каков смысл соединения разных исторических временных пластов в произведении: эпохи Рюрика, Ивана Грозного, Петра I и “нынешнего времени”?

Наиболее важным в рассказе является категория времени, которая выражает основную философскую мысль произведения. Времена Рюрика, Ивана Грозного и Петра I — единое время: “Прошлое… связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, дрогнул другой”. Сознание связующей века правды и красоты дало молодому, полному сил юноше возможность по-иному видеть мир, преодолеть уныние и отчаяние. Жизнь кажется теперь студенту “восхитительной, чудесной и полной высокого смысла”. Почувствовать это вечное время, увидеть непрерывную цепь времён — значит встать над дисгармонией природы, повседневностью, историей, ощутить непреходящие законы бытия.

8. Раскройте символику огня в рассказе.

Образ света, огня проходит через весь рассказ, связывает все его части. Свет (огонь) является архетипом и имеет множество символических значений. Прежде всего, огонь — это связь с Богом, жизненная и космическая сила, материализация божественного духа. Во-вторых, огонь — это разрушительная и очистительная сила, в-третьих — воплощение бессмертной жизни (см. «Словарь символов»). Как мы видим из приведённых примеров, все значения в основном сводятся к слову “Бог” (“божественное”). Костёр связует два состояния Ивана — уныние и преображение. Однако свет в рассказе меняется, предстаёт в нескольких ипостасях. Вначале упоминается огонь, который светится у реки на вдовьих огородах. Но этот далёкий огонь (мы ещё не знаем о его источнике) не в силах разогнать вечернюю тьму, он лишь подчёркивает пустынность и мрачность мест. Он не успокаивает, а усиливает отчаяние героя.

Затем огонь увиден студентом вблизи: это огонь костра, у которого Иван греет руки. Но этот костёр живо напоминает про другой, тот, пришедший из вечности к ним. Евангельский костёр, у которого разыгралась драма Петра, и огонь на вдовьих огородах показались герою двумя концами единой цепи, связывающей людей во все времена.

В конце рассказа свет отделяется от своего источника: это уже не элемент материального мира, а огонь, озаривший сознание героя, освещающий ему путь. Кажется, ничего за этот вечер не изменилось ни в природе, ни тем более в истории, но свершилось великое событие в душе человека.

Пьер Безухов, герой произведения другого гениального русского писателя, Льва Толстого, также прошедший путь осознания истины, говорил: “Надо жить, надо любить, надо верить…” Именно эта мысль становится ведущей и в рассказе «Студент», и во всём творчестве Антона Павловича Чехова.

Рейтинг@Mail.ru