Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №28/2004

Я иду на урок

Родная земля в книге А.П. Чехова «Остров Сахалин»

Я ИДУ НА УРОКА.П. Чехов с чиновниками на Сахалине. 1890 г.

Елена БАШУРОВА,
школа № 1,
г. Холмск,
Сахалинская обл.


Родная земля в книге А.П. Чехова «Остров Сахалин»

Методическая разработка двухчасового урока внеклассного чтения в 10-м классе

Данный урок проведён в рамках районного семинара для учителей-словесников по теме «Национально-региональный компонент в образовании. Прошлое, настоящее и будущее родного края в творчестве писателей и поэтов».

Цели и задачи урока

  1. Познакомить учащихся с историческим прошлым родного края через книгу А.П. Чехова «Остров Сахалин».
  2. Обобщить результаты научно-исследовательской работы десятиклассников по данной теме.
  3. Формировать навыки интерпретирования произведения и мировоззренческие взгляды учащихся по поводу поднятых писателем проблем.
  4. Формировать навыки публичного выступления.

Оформление

На одном стенде выставлены книги А.П. Чехова и фотографии. На другом — портрет писателя 1888 года.

В правом углу класса, возле доски, — письменный стол (“музейный экспонат”), на котором стоят старинные часы, канделябры, лежат пенсне, книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», книга А.П. Чехова «Остров Сахалин», ручка, чернильница, листы бумаги, учётные карточки в коробке.

В левом углу класса стоит напольная вешалка, на которой висят белый медицинский халат, зонт-трость и широкополая шляпа.

На доске расположена географическая карта с маршрутом Чехова на Сахалин, стенд с фотографиями, сделанными для книги «Остров Сахалин» в 1890 году, картина И.И. Левитана «Владимирка» (1892).

В качестве музыкального оформления можно использовать фонограммы из «Времён года» П.И. Чайковского.

Форма урока нетрадиционная — по аналогии с телевизионной передачей «Как это было». Парты расставлены острым углом к доске в две шеренги. Учащиеся разделены на творческие группы по номинациям:

  • историки,
  • архивариусы,
  • географ-картограф,
  • экскурсовод,
  • литературоведы,
  • читатели-текстологи,
  • свидетель-очевидец А.П. Чехов и его книга «Остров Сахалин».

Задания творческим группам и тексты, использованные на уроке, содержатся в Приложении.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о книге А.П. Чехова «Остров Сахалин». До Чехова и после писатели обращались к литературе, которую мы, выражаясь современным языком, называем лагерной. Но «Остров Сахалин» занимает здесь особое место. А.П. Чехов провёл на острове работу исследователя, медика, социолога. Поездка писателя на Сахалин в 1890 году — событие этапное. Оно завершает период исканий 80-х годов и открывает качественно новый период годов 90-х. Результатом этой поездки явились очерки «Из Сибири» и книга «Остров Сахалин», которую Чехов назвал “жёстким арестантским халатом” в своём “беллетристическом гардеробе”.

Прежде чем мы обратимся к тексту, хочу привлечь ваше внимание к словам А.П. Чехова, которые он сказал о Н.М. Пржевальском и которые в полной мере можно отнести и к нему: “Подвижники нужны как солнце. Их личности — это живые документы, указывающие обществу, что есть ещё люди подвига, веры и ясно осознанной цели”.

Второе высказывание, о самом Чехове, — К.Чуковского: “Он не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее”.

— Удалось ли А.П. Чехову этого достичь? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

2. Ученица читает наизусть отрывок из рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» (1898).

“К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное…

Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда — болезнь, бедность, потери, — и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других”.

В этих словах — весь Чехов. Он самый близкий из классиков к нам по времени, мироощущению и тому идеалу, который выдвинул в своём творчестве. Чтобы понять Чехова-человека, взгляните на его портрет. Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремлённый на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказал он о людях, обо всём, что видел вокруг.

— Как провожали А.П. Чехова в далёкую и опасную поездку его родные? Что тревожило самого писателя?

Ученик-экскурсовод. В дорогу А.П. Чехова провожали, как на долгие годы разлуки. Вся семья собралась, чтобы сделать снимок на память. (Обращается к фотографии.) Самого писателя тревожило, сможет ли он достичь своей цели — всесторонне изучить каторжный остров, ведь официального документа к сахалинскому начальству не было, а в Москву доходили слухи о настороженном приёме, а то и арестах журналистов в Сибири и о надзоре за “подозрительными корреспондентами”. Чехов пытался получить разрешение от начальника Главного тюремного управления М.Н. Галкина-Враского, но безрезультатно. 15 апреля 1890 года Чехов сообщил Суворину, что “вооружён одним только паспортом” и поэтому “возможны неприятные столкновения с предержащими властями”. (Обращается к фотографиям.) Чехов хотел в будущей книге поместить многочисленные фотографии, сделанные по его просьбе.

Учитель. Когда на страницах российских газет и журналов появилось слово “Сахалин”? С чем это связано? Слово историкам.

Ученик-историк. Слово “Сахалин” стало часто мелькать на страницах русских журналов и газет с середины XIX века. Это было связано с замечательными открытиями Г.Н. Невельского. Статьи о Сахалине появились в конце 1850-х годов на страницах специального журнала «Морской сборник».

Пересыльный пункт в Александровске-Сахалинском. 1890 г.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о путешествии А.П. Чехова на Сахалин, но до него на Сахалине уже побывал один русский писатель; он впоследствии написал книгу, которую высоко оценил Чехов. Кто это?

Ученик-литературовед. Имя писателя — Иван Александрович Гончаров. В книге «Фрегат “Паллада”» читаем: “Наш рейс по проливу на шхуне «Восток» между Азией и Сахалином был всего третий со времени открытия пролива”. Далее о шхуне «Восток» Гончаров вспоминал: “Она усердно жгла не купленный, добытый руками её матросов на Сахалине уголь”. Поэтому, если говорить, собственно, о художественной литературе, то раннее упоминание о Сахалине принадлежит Гончарову.

Учитель. А какой проект возник в декабристской среде в начале XIX века под влиянием «Утопии» Томаса Мора?

Ученик-литературовед. В книге рассказывалось об идеальном государстве, расположенном на некоем фантастическом острове, сама изолированность которого как бы гарантировала возможность независимого и самостоятельного существования сообщества счастливых людей. Под влиянием «Утопии» декабристы хотели на Сахалине создать особую колонию, которая должна была развиваться по собственным законам, основанным на принципах свободы, равенства, всеобщего благополучия.

Учитель. Как относилось к судьбе Сахалина царское правительство?

Ученик-историк. Что же касается царского правительства, то оно не очень-то затрудняло себя заботами о судьбе Сахалина. Судя по всему, оно не было заинтересовано в использовании природных богатств этого края. Остров, исследованный самоотверженными русскими учёными и путешественниками, решено было превратить в место ссылки и каторги. Это было в 1859 году.

Каторга начиналась с угольных рудников. Каторжане строили жильё и дороги и поселениями обживали остров.

“На Сахалине, — пишет Чехов, — каторжные работы разнообразны в высшей степени: они не специализировались на золоте или угле, а обнимают весь обиход сахалинской жизни и разбросаны по всем населённым местам острова: корчёвка леса, постройки, осушка болот, рыбные ловли, сенокос, нагрузка пароходов”.

Мыс Жонкьер близ Александровска Сахалинского. Тоннель. Художник С.М. Чехов. 1958 г.

Учитель. Ещё до путешествия на Сахалин Чехов начал составление библиографии и даже написал отдельные куски будущей книги, которые не требовали личных сахалинских наблюдений.

Готовясь к путешествию на Сахалин, Чехов определил жанр будущей книги, её научно-публицистический характер.

Что, по мнению Чехова, в ней должно было найти своё место и каков основной объект художественного исследования писателя?

Ученик-литературовед. Основным объектом художественного исследования писателя становится жизнь человека на каторжном острове. В ней должны были найти своё место и авторские размышления, и экскурсы научного характера, и художественные зарисовки природы, быта и жизни людей на Сахалине. В центре внимания Чехова-исследователя, Чехова-художника — проблема личности каторжника — среднего, простого, несчастного человека. В книге даются описания острова, условий жизни каторжан и поселенцев, быта и нравов инородцев, видов принудительного труда и наказаний, состояния тюрем, больниц, школ.

Учитель. По мнению исследователей, ещё в процессе работы определилась композиция всей книги. Какова она?

Ученик-текстолог. Главы 1–13 строятся как путевые очерки, посвящённые сначала Северному, а потом Южному Сахалину.

Главы 14–23 — как очерки проблемные, посвящённые отдельным сторонам сахалинского образа жизни, сельскохозяйственной колонизации, детям, женщинам, беглым, труду сахалинцев, их нравственности и так далее.

В каждой главе автор пытался передать читателям основную мысль: Сахалин — это “ад”.

Учитель. Когда была написана книга «Остров Сахалин»?

Ученик. 1891–1894 годы.

Учитель. Каковы особенности стиля писателя?

Ученики-текстологи.

— Все главы организованы авторской речью.

— Чехов не прячется под маской повествователя.

— В произведении почти нет развёрнутых сюжетов, и герой обычно показан в небольшом эпизоде-“микросюжете”, которых в «Острове Сахалине» более шестидесяти.

— В книге отсутствует нравоучение, читатель сам должен прийти к нужным выводам.

— В произведении даётся объективная картина действительности.

— Образ персонажа создаётся с помощью нескольких деталей, подчёркивающих самое характерное, самое типичное в каторжнике.

— Среди художественных средств автор использует контраст, сравнение, которые выполняют различные функции. В описании сахалинской жизни настойчиво проводится параллель с недавним крепостным прошлым России: те же розги, то же домашнее и благообразное рабство, как, например, в описании смотрителя Дербинской тюрьмы — “помещика доброго старого времени”. В своей книге Чехов показывает не только крайнюю степень унижения человеческой личности, но и постепенное уничтожение человека как личности.

Учитель. Приведите примеры.

Ученик-текстолог. Каторжные на Сахалине — не люди. Они заменяют вьючных животных, за беглыми разрешено охотиться (получают затем по три рубля за голову), их можно засечь до смерти, можно повесить невиновного. В спокойном будто повествовании часто заключено авторское резкое неприятие, негодование. “Исследователи, когда отправляются в глубь острова, в тайгу, то берут с собой американские консервы, красное вино, тарелки, вилки, подушки и всё, что только можно взвалить на плечи каторжным”. Иногда оценки действительности передаются с помощью расположения фактов по нарастающей силе эмоционального воздействия. В описании тяжёлой солдатской службы голос автора звучит будто бы нейтрально, но его позиция выражена довольно чётко: солдаты не успевали научиться военному делу, жили в помещениях, подобных тюрьмам, работали наравне с арестантами, наконец, “сами были приняты за беглых и по ним стреляли”. “Это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный”, — писал Чехов о Сахалине.

Учитель. Каково значение книги?

Ученик-историк.

1. Очерки Чехова послужили побудительной причиной поездок на Сахалин и написанию книг об острове, среди которых были книги известного журналиста Власа Дорошевича «Как я попал на Сахалин» (М., 1903) и «Сахалин» (М., 1903).

2. Книга «Остров Сахалин» обратила внимание официальных лиц на вопиющее положение каторжных и ссыльных. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на остров своих представителей, их доклады подтвердили свидетельства Чехова.

3. Как уступка общественному мнению, взбудораженному книгой Чехова, были восприняты реформы, проведённые русским правительством.

— 1893 год. Отмена телесных наказаний для женщин и изменение закона о браках ссыльных.

— 1895 год. Назначение казённых сумм на содержание детских приютов.

— 1899 год. Отмена вечной ссылки и пожизненной каторги.

— 1903 год. Отмена телесных наказаний и бритья головы.

— 1906 год. Отмена каторги на Сахалине.

Учитель. Какие отклики современников Чехова имела публикация «Острова Сахалина» на страницах журнала «Русская мысль»?

Ученик-архивариус. Публикация «Острова Сахалина» сразу же привлекла внимание столичных и провинциальных газет. Например, газета «Неделя» (1895, № 38) констатировала: “На всей книге лежит печать таланта автора и его прекрасной души. «Остров Сахалин» — очень серьёзный вклад в изучение России, будучи в то же время интересным литературным трудом”. Много хватающих за сердце подробностей собрано в этой книге, и нужно желать только, чтобы они обратили на себя внимание тех, от кого зависит судьба “несчастных”.

Сам писатель часто говорил, что всё, написанное после поездки, у него “просахалинено”.

Учитель. Что же заставило Чехова отправиться в поездку по российским просторам на край державы?

Ученик-литературовед. Существуют по этому поводу разные гипотезы, в том числе и самые фантастические.

Известный исследователь жизни и творчества Чехова Л.А. Малюгин предполагал, что к поездке писателя привели сугубо личные мотивы: осенью 1889 года он познакомился с подругой сестры Лидией Мизиновой (обычно её называли Ликой), серьёзно увлёкся ею и захотел с помощью длительного путешествия проверить своё чувство, а может быть, и избавиться от него.

Вторую версию можно считать более объективной, согласно которой Чехов “начитался” разного рода криминалистической литературы в период, когда его брат Михаил учился на юридическом факультете. 6 марта 1889 года писатель сообщал одному из корреспондентов: “Мой Михайло кончил курс в университете; кончилось и моё юридическое образование, так как лекции уже не будут валяться по столам и мне не за что будет хвататься в часы скуки и досуга”.

Мысль о поездке могла возникнуть и под влиянием смерти другого брата — талантливого художника Николая. Это произошло летом 1889 года и так подействовало на Чехова, что он во что бы то ни стало захотел хоть на время сменить привычную, будничную обстановку. В октябре 1889 года он писал, что ему после похорон брата было абсолютно всё равно, куда ехать. Вряд ли стоит искать какую-то одну причину, предопределившую сахалинскую поездку Чехова. Вернее всего, был целый комплекс причин.

Решение было принято. В конце 1889 года оно уже не было секретом для домашних, а по Петербургу стали ходить слухи, что Чехова командируют в важную поездку. Узнав об этом, Чехов написал…

Ученик-архивариус. “Это вздор. Я сам себя командирую на собственный счёт. На Сахалине много медведей и беглых, так что в случае, если мной пообедают господа звери или зарежет какой-нибудь бродяга, то прошу не поминать лихом”.

26 января 1890 года газета «Новости дня» поместила заметку с характерным заглавием — «Сенсационная новость. Талантливый А.П. Чехов предпринимает путешествие по Сибири с целью изучения быта каторжников».

Учитель. Для зрительного ознакомления с маршрутом путешествия и для пояснительного слова приглашаются картограф-историковед и архивариус.

Ученик-картограф. 21 апреля 1890 года с удостоверением корреспондента суворинского «Нового времени» А.П. Чехов отправляется на Сахалин. Поездка заняла почти три месяца и оказалась невероятно трудной для уже больного туберкулёзом писателя.

От Москвы до Ярославля — поездом; от Ярославля мимо Нижнего и Казани до Перми, и от Сретенска до Сахалина — пароходом; остальные шесть тысяч километров — на лошадях.

Ученик-архивариус. “В Тюмени мне сказали, что первый пароход в Томск идёт 18 мая. Пришлось скакать на лошадях. В первые три дня болели все жилы и суставы, потом уже привык и никаких болей не чувствовал. Только от неспанья и постоянной возни с багажом, от прыганья и голодовки было кровохарканье, которое мне портило настроение, и без того неважное. В первые дни было сносно, но потом задул холодный ветер, разверзлись хляби небесные, реки затопили луга и дороги. То и дело приходилось менять повозку на лодку…

…Мои большие сапоги оказались узкими… я по грязи и по воде ходил в валенках и… валенки мои обратились в студень. Дорога так гнусна, что в последние два дня своего вояжа я сделал только 70 вёрст”, — писал Чехов 20 мая из Томска Суворину.

Учитель. Случаен ли маршрут и время путешествия А.П. Чехова на Сахалин?

Ученик-историк. Нет, выбор маршрута путешествия А.П. Чехова совпал со скорбным путём в ссылку А.Н. Радищева, а год — со столетием со дня выхода «Путешествия из Петербурга в Москву». Именно в это время в суворинской типографии шла перепечатка «Путешествия…» Радищева. Влияние книги Радищева на чеховские путевые заметки несомненно. Например, можно сравнить две фразы, свидетельствующие об авторском отношении к предмету наблюдений:

“Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала…” — так начинает свой рассказ Радищев.

“Я вижу крайнюю, предельную степень унижения человека, дальше которой нельзя уже идти”, — вторит ему Чехов.

В 1890 году в России должен был состояться 4-й Международный тюремный конгресс. Маршрут и время поездки были удобны для возбуждения интереса в обществе к вопиющим фактам антигуманизма.

Учитель. Каким же впервые увидел остров Сахалин А.П. Чехов?

(Ученики-текстологи читают текст № 1 — см. Приложение.)

Учитель. Каково первое впечатление писателя об острове? Посмотрите на эпитет к слову “картина”. Почему с первых строчек повествования, ещё не углубляясь в значение этого слова, из всего синонимичного ряда Чехов употребляет именно его? Какие чувства вызывает у читателей?

Сахалин. Каторжные работы. 1890 г.

Ученики.

— Страх перед не познанным ещё краем.

— Тревогу, какое-то нехорошее предчувствие в душе.

Учитель. Будет ли то, о чём расскажет писатель, представлять страшную картину, мы узнаем через несколько минут.

Раз мы начали разговор с пейзажных зарисовок, давайте продолжим прогулку с А.П. Чеховым по долине между Александровским постом и Ново-Михайловкой и заглянем на берег моря.

(Ученики читают текст № 4.)

Учитель. Давайте запишем с вами в тетрадь ключевые слова, чтобы потом сделать вывод о значении пейзажа в произведении. Начнём с элементов фантастики:

пылающий запад, тёмно-синее море;

гигантские лопухи (форма фантастики основана на гиперболе) — великолепный вечерний пейзаж.

Учитель. Какой изобразил Чехов природу в этой зарисовке?

Ученик. Романтичной, экзотической, красочной, непривычной.

Учитель. Каков ваш прогноз: для чего Чехов создаёт романтическую атмосферу? Соответствует ли красота окружающей природы настроению писателя?

Ученик. Романтический пейзаж рисует божественную красоту Сахалина и наводит на мысль, что на этой земле люди должны жить счастливо и красиво.

Учитель. Но во второй части этого маленького фрагмента текста радостное настроение писателя контрастно меняется, и тёплый фон пейзажа заменён холодным, ледяным. Какие цветовые гаммы использует Чехов?

Ученики.

— Каторжник в белом, белая луна.

— Жуткое впечатление, скучно.

Учитель. Какую смысловую нагрузку несёт белый цвет? Каторжник в белом кого вам напоминает?

(Ученики отвечают.)

Учитель.

— А не напоминает ли он вам привидение или мертвеца?

— Почему в тексте при описании пейзажа мы не видим солнца, только вскользь автор упоминает о пылающем западе, а в центре пейзажа белая луна пропитывает всё ледяным свечением?

Ученик. Луна — символ холода, который забрался в души каторжан от безысходности их положения. У них нет радости, нет надежды, поэтому нет и солнца.

Учитель. Сохраняется ли первоначальное романтическое восприятие природы в данном тексте?

Ученик. Нет. Уже слышна тревога, нагнетаются тоска, скука, безысходность.

Учитель. Может, такое гнетущее настроение складывается только в долинах, а на морском берегу, где постоянно шумят волны, человек не будет чувствовать себя так одиноко, потому что будет ощущать присутствие моря — то смирного, тихого, то грозного, гневного? Давайте послушаем Чехова.

(Ученики читают текст № 5.)

Учитель. Работаем с эпитетами.

Ученики. Холодное, мутное море, седые волны.

Учитель. Посмотрите, ещё недавно море было тёмно-синее, а здесь оно уже холодное и мутное, более того, появились седые волны, которые бьются в отчаянии. Что они напоминают?

Ученики. Человека, поседевшего от горя.

Учитель. Можно сказать, что природа становится действующим лицом со своей собственной психологией? А с какой целью А.П. Чехов трижды в этой миниатюре употребляет глагол “ревут”?

Ученик. Крики наивысшего отчаяния, бессилия слышатся за этими строчками. Человек не в силах докричаться о своих бедах, ему просто некому жаловаться, и могущественная природа берёт на себя функцию защитника угнетённых, “исторгнув грозный рёв, выплёскивает негодование” и в то же время в отчаянии просит за тех, кто живёт рядом.

Учитель. А что мы узнаём о каторжниках?

Ученик. Они плакали, глядя на мрачный берег.

Учитель. Почему берег мрачный, и отчего слёзы на глазах каторжников?

Ученик. Потому что сюда привозили всё новые и новые партии каторжан, лишив их прошлого, традиций, обычаев, родины.

Учитель. В следующей пейзажной зарисовке, возможно, мы найдём ответ о причинах угнетённого душевного состояния как природы, так и человека.

(Текст № 6. Ищем ключевые слова.)

Ученики. Свинцовые облака.

Учитель. Какой грозный эпитет! Мы с вами знаем, много раз видели, как проносились по голубому сахалинскому небу белогривые лошадки — облака. А тут свинцовые облака.

Ученик. Возможно, красоту сахалинской природы Чехов показывает в восприятии осуждённого на каторгу. Щедрая природа должна дарить людям радость, но человек сделал так, что люди здесь не живут, а мучаются, и самая их заветная мечта — сбежать отсюда к новой, светлой, интересной жизни; они не видят вокруг себя той красоты, которая создана Богом. Её замечает только Чехов, но он свободен и здесь находится временно, знает, что в любую минуту сможет покинуть остров, но даже этот свободный человек говорит, что будь он каторжником, бежал отсюда во что бы то ни стало.

Учитель. Литература — один из видов искусства. Я хочу обратить ваше внимание на другой вид искусства — живопись. Кого из русских художников приглашал с собой в путешествие Чехов?

Ученик. Исаака Ильича Левитана.

Ученик-экскурсовод. Кроме того, что они были друзьями, их объединяют в искусстве круг образов, тематика произведений. Русская природа — основная и по существу единственная глубоко разработанная тема в творчестве Левитана. Но Левитан мог сказать о себе, что он не только художник, но и гражданин. Думы о родине, о народе, о его бесправии нашли своё наиболее полное выражение в картине Левитана «Владимирка» (1892).

…Хмурое беспросветное небо. Среди неяркой, поблёкшей зелени полей пролегла песчаная дорога; вьются по обеим сторонам её узенькие тропинки. Дорога то скрывается в ложбинках, то, появляясь вновь, уходит в синеющую даль. Безлюдны поля, безлюдна дорога; лишь одинокая странница остановилась у придорожного столба…

Прав был М.В. Нестеров, когда назвал эту картину историческим пейзажем. Всё в ней сливается в единый образ дореволюционной России, с её бескрайними вольными просторами и скованностью угнетённого народа.

Ещё одна картина — «Над вечным покоем», написанная в 1894 году. Словно с высоты смотрит человек на развернувшуюся перед ним суровую картину природы. Бесконечным кажется пространство, непрерывна ничем не ограниченная, уходящая вправо и влево линия горизонта. Над синей его полосой как бы застыли тяжёлые тучи, лишь медленно-медленно близятся они к нам. На фоне тёмных туч — длинное светлое, чуть розоватое облачко. А под ним островок с тонкой, протянувшейся вдоль горизонта косой и острый мыс берега. Ветер, упорный, непрерывный, несущийся над самой землёй, тянет за собой листву деревьев, заставляя гнуться их верхушки. Вода, которая легла широкой светлой изогнутой полосой, точно мёртвая, — матовая, тусклая, без блеска, без отражения, без движения…

Вся картина решена в холодных, свинцовых, синих и голубовато-серых тонах. Холодной кажется и неяркая, поблёкшая, как бы притушенная зелень травы и деревьев. И среди этого моря холодных тонов лишь одно маленькое, тёплое, красно-жёлтое пятнышко — огонёк в окне старой деревянной церковки. Этот затерявшийся огонёк говорит о жизни, о человеке, как бы стоящем перед лицом необъятной природы.

Своеобразным камертоном не только к сахалинским очеркам, а и к любому сколько-нибудь достоверному и вдумчивому описанию Сахалина времён поездки сюда Чехова в 1890 году и вплоть до отмены каторги на острове (1906) могут служить несколько фраз из третьей главы «Острова Сахалина».

(Ученики-текстологи читают текст № 2.)

Учитель. Но на острове в Александровской слободке Чехов встретился с необычными контрастами. Приведите примеры.

1-й ученик-текстолог. Александровский пост был центром сахалинской тюремной цивилизации… Редкие прохожие, пробежит поселенец, проведут арестанта в халате. По утрам Чехова будил перезвон кандалов за окнами.

Чехову довелось увидеть каторжан, прикованных к тачкам. “Будь я каторжанин, я бежал бы отсюда непременно, несмотря ни на что”, — писал Чехов.

2-й ученик-текстолог. А вот другой пример. Дом бывшего каторжного — Григория Тихоновича Петровского. Ему 50 лет. Как стало известно из архивных материалов, в 1875 году за ограбление и попытку убийства он был осуждён на пятнадцать лет каторги. Подобно другим ссыльным на Сахалине, пытался бежать, был пойман, получил в наказание двадцать розог. Потом остепенился, вышел на поселение, начал строить дом — и не один! К моменту приезда Чехова у него были лошади, коровы, много работников, а сам он ничего не делал. В 1889 году женился на семнадцатилетней Аграфене, дочери каторжного, которая, судя по всему, верховодила в доме, несмотря на свою молодость. Она вела с Чеховым переговоры о цене квартиры, и она же вдруг, совершенно неожиданно, стала его выживать.

Учитель. Чем же этот странный приезжий показался ей подозрительным?

Ученики-текстологи. Удивительно было встретить буквально в первые часы пребывания на каторге не удручающую нищету, а вполне приличный дворик, мощённый по-сибирски брёвнами, дом, в котором пять просторных, чистых комнат. Чехова это всё поразило, и он стал интересоваться, почему жители слободки богаты? Откуда у них всё это добро?

Его вопросы насторожили и обеспокоили молодую хозяйку: мало ли что можно ожидать от такого постояльца?

Учитель. В черновой рукописи своей книги Чехов так описал свой первый разговор на Сахалине на экономические темы. Давайте прочитаем по ролям.

(Ученики читают текст № 3.)

Учитель. Узнал со временем Чехов, откуда такое благосостояние?

Ученики. Да, потом он узнает, что достаток складывался из-за незаконной торговли спиртом, крадеными или скупленными по дешёвке вещами, из-за ростовщичества, проституции.

Учитель. Куда бы ни заходил Чехов в Александровске, повсюду встречал несправедливость, но и здесь были люди, которых писатель считал самыми нужными, самыми полезными и самыми приятными.

Ученик. Да, Чехов не приукрашивает действительность, но с особой симпатией относится к сахалинским детям.

(Читаем текст № 7.)

Учитель. Учились ли эти несчастные дети? Сколько было школ на Сахалине в 1889–1890 годах? Как вёлся процесс обучения?

Ученик. На Сахалине в то время было пять школ, в них обучалось 222 человека. Преподаватели в школах — ссыльные, в большинстве случаев люди, не имевшие никакой специальной подготовки. Платили им по 10 рублей в месяц. Школьных библиотек не было, зачастую не было и скамеек. Дети или стояли, окружив хозяйский стол и разложив на нём подвижную азбуку, или же сидели на сложенной в одно место куче своего платья…

Ученик. После возвращения домой А.П. Чехов пытается минимально улучшить положение сахалинской детворы: собирает книги, пособия, хлопочет об открытии приютов. Сегодня, благодаря архивным изысканиям М.В. Теплинского и Г.И. Мироманова, мы точно знаем, что 31 мая 1891 года пароход «Кострома» доставил на Сахалин вместе с очередной партией ссыльнокаторжных чеховскую посылку — семь больших ящиков, в которых было упаковано 3500 экземпляров книг, учебников, школьных программ.

Учитель. Детям на Сахалине жилось тяжко, а каково было их матерям, бабам-хозяйкам?

Ученик. Кормовые и одёжное довольствие получали лишь каторжные. Если свободная женщина приехала без денег или привезла их так мало, что хватило только на покупку избы, и если ей и мужу ничего не присылают из дому, то скоро наступит голод. Работы свободная женщина найти на Сахалине не могла, её не хватало и для каторжных, труд которых был выгоднее администрации. От постоянной проголоди, от взаимных попрёков куском хлеба и от уверенности, что лучше не будет, с течением времени душа черствеет, женщина решает, что на Сахалине деликатными чувствами сыт не будешь, и идёт добывать пятаки и гривенники “своим телом”.

Учитель. Как обстояли дела с медициной на острове?

Ученик. Врачебных пунктов существовало всего три. Однажды Чехов побывал в местной больнице и решил сам провести приём амбулаторных больных. Всё было непривычно и странно. Врач и больной отделены деревянной решёткой, исследование большей частью ведётся на расстоянии. У входной двери стоит надзиратель с револьвером. Потребовался скальпель — не нашлось ни одного острого. Ни таза, ни шариков ваты, ни зондов, ни порядочных ножниц. Даже воды не было в достаточном количестве.

Другой пример — описание одной из больниц в посёлке Корсаковка: “Если бы здесь сумасшедших сжигали на кострах по распоряжению тюремных врачей, то и это не было удивительно, так как местные больничные порядки отстали от цивилизации лет на двести. У хирургических больных повязки грязные, морской канат какой-то подозрительный на вид, точно по нему ходили, а йода здесь и запаха не слышно было.

Во что можно превратить самую гуманную на земле профессию, писатель показывает в наблюдаемой им сцене освидетельствования перед наказанием: “Доктор, молодой немец, приказал… раздеться и выслушал сердце для того, чтобы определить, сколько ударов может вынести этот арестант. Он решает этот вопрос в одну минуту и затем с деловым видом садится писать акт осмотра…”

Учитель. Пример бесчеловечности по отношению к каторжным, мы встречаем в пекарне Ново-Михайловки.

(Ученик читает текст № 8.)

Учитель. Бунтовщиков наказывали. По словам Чехова, на острове он видел все виды наказания, кроме смертной казни.

(Ученик читает текст № 9.)

Учитель. Чтобы побывать по возможности во всех населённых местах и познакомиться с жизнью большинства ссыльных, Чехов задумал провести перепись населения. Расскажите чуть подробнее.

Ученик. Ежедневно поднимаясь в пять утра, А.П. Чехов вёл перепись населения, посещал тюрьмы, вникал в мельчайшие проблемы жизненного устройства острова. В итоге создал около 10 000 тысяч карточек, содержащих сведения о ссыльных.

Учитель. 13 октября Чехов прибыл на пароход «Петербург», направлявшийся из Корсаковского поста в Одессу. Сначала предполагалось, что по дороге можно будет посетить Японию, но это оказалось невозможным, там был объявлен карантин в связи с опасением эпидемии холеры. 14 октября «Петербург» отошёл от Корсаковского поста. В будущей своей книге писатель заявит, что сахалинская каторга не исправляет, а размножает преступников, что для успешного освоения этой окраины страны необходимо ликвидировать здесь каторгу.

Давайте подытожим всё сказанное и ответим на вопрос: каково значение книги «Остров Сахалин» в судьбе нашего края?

— Книга привлекла внимание общественности к острову.

— Были собраны пожертвования для организации на Сахалине детских приютов, школ, больниц и библиотек.

— Сюда стали приезжать русские и иностранные исследователи, высокопоставленные чиновники Главного тюремного управления.

— Книга подготовила общественное мнение России к ликвидации сахалинской каторги, которая была отменена в апреле 1906 года.

Ученик-архивариус. Книга А.П. Чехова вызвала весьма значительный отклик современников; так, А.Ф. Кони писал: “Он предпринял с целью изучения этой колонизации на месте тяжёлое путешествие, сопряжённое с массой испытаний, тревог и опасностей, отразившихся гибельно на его здоровье. Результат этого путешествия, его книга о Сахалине, носит в себе печать чрезвычайной подготовки и беспощадной траты времени и сил. В ней за строгой формой и деловитостью тона, за множеством фактических и цифровых данных чувствуется опечаленное и негодующее сердце писателя”.

Учитель. Давайте вернёмся к лирическому вступлению, которое прозвучало в самом начале, и эпиграфам, подобранным к уроку.

А.П. Чехов и был тем человеком, который стоял с молоточком за дверью довольного, счастливого человека и напоминал стуком, что есть несчастные, он жаждал переделать их жизнь, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее.

Приложение

1. Предварительное задание творческим группам

  • Экскурсоводам: самостоятельно подобрать и оформить выставку фотографий о поездке и пребывании А.П. Чехова на Сахалине. Сопроводить творческую работу комментарием. Найти репродукцию картины И.И. Левитана «Владимирка» (1892 г.) и подготовить устный этюд.
  • Историкам: подготовить ответы на вопросы.

— Когда на страницах российских газет и журналов появилось слово “Сахалин”? С чем это связано?

— Как относилось к судьбе Сахалина царское правительство в XIX веке?

— Каково значение книги «Остров Сахалин» в истории России?

— Случаен ли маршрут Чехова на Сахалин? Какое историческое событие приходится на этот временной промежуток?

  • Географу-картографу: найти и подготовить к уроку географическую карту России с маршрутом путешествия А.П. Чехова на Сахалин.
  • Архивариусам: найти и подготовить к уроку отклики, письма, критические статьи современников, касающиеся книги А.П. Чехова «Остров Сахалин».
  • Литературоведам: найти и подготовить ответы на вопросы.

— Кто из русских писателей до А.П. Чехова побывал на острове Сахалин?

— Какой проект в декабристской среде возник в начале XIX века под влиянием «Утопии» Томаса Мора, относительно острова Сахалин?

— Каковы жанр книги, её проблематика и основной объект художественного исследования писателя?

  • Текстологам: определить композицию книги, особенности стиля писателя. Подобрать яркие микроэпизоды для работы на уроке. Обратить внимание на положение мужчин, женщин и детей на каторге, найти пейзажные зарисовки, передающие настроение переселенцев; и другие тематические находки на усмотрение учащихся.
  • Художникам-оформителям: оказать помощь экскурсоводам в подготовке выставки фотографий; собрать необходимые предметы для мини-музея и оформить класс.

2. ТекстыКарточка ссыльно-поселенца,  заполненная А.П. Чеховым  на Сахалине. 1890 г.

Текст № 1

С борта корабля «Байкал», следуя из бухты Де-Кастри поперёк Татарского пролива — к устью Дуйки, где находился Александровский пост, писатель увидел, что в пяти местах горела сахалинская тайга: “Страшная картина, грубо скроенная из потёмок, силуэтов, гор, дыма, пламени и огненных искр, казалась фантастическою”. В этот вечер он не сходит на берег, а ночует на пароходе. На следующий день ему пришлось сойти на берег, так как пароход вынужден был сниматься с якоря. 11 июля Чехов телеграфирует в г. Сумы: “Приехал. Здоров. Телеграфируйте Сахалин. Чехов”.

Текст № 2

“…У нас на Сахалине все на цепи… Земля уж такая”.

А о жилищах поселенцев сказано:

“По обстановке это не изба, не комната, а скорее камера для одиночного заключения… недостает прошлого, традиций... нет обычаев… а главное — нет родины”.

Текст № 3

Чехов. Вы говорите — неурожаи, — сказал я хозяйке, — но ведь у вас два дома, скот, сенокос. Чем же вы это всё нажили?

Хозяин. Хлебопашеством здесь не наживёшь.

Чехов. Чем же?

Хозяйка. Я вам скажу предлог, выше высокоблагородие, сейчас придут с покоса люди и будут шуметь. Вам жить тут будет беспокойно.

Чехов. Ей хотелось выпроводить меня. Я обещал ей сегодня же найти себе другую квартиру, и она успокоилась.

Текст № 4

Погода стояла великолепная, вечерний пейзаж был таинственно красив: пылающий запад, тёмно-синее море и совершенно белая луна. В потёмках гигантские лопухи казались тропическими растениями… Но каторга постоянно напоминала о себе. То навстречу попадётся каторжник в белом и производит жуткое впечатление, то кучер (тоже каторжный), оборотившись к седоку, со вздохом произносит: “Скучно здесь, ваше высокоблагородие. У нас в России лучше”.

Текст № 5

Море, на вид холодное, мутное, ревёт, и седые волны бьются о песок, как бы желая сказать в отчаянии: “Боже, зачем ты нас создал?”… А кругом ни одной живой души… и кажется непонятным, для кого здесь ревут волны, кто их слушает здесь по ночам, что им нужно, и наконец, для кого они будут реветь, когда я уйду? Тут, на берегу, овладевают не мысли, а именно думы: жутко и в то же время хочется без конца стоять, смотреть на однообразное движение волн и слушать их грозный рёв.

Текст № 6

Каторжане, глядя на мрачный берег Дуэ, плакали…

Небо по целым неделям бывает сплошь покрыто свинцовыми облаками, и безотрадная погода, которая тянется изо дня в день, кажется жителям бесконечною. Такая погода располагает к угнетающим мыслям и унылому пьянству. Быть может, под её влиянием многие голодные люди стали жестокими и многие добряки и слабые духом, не видя по целым дням, неделям и даже месяцам солнца, навсегда потеряли надежду на лучшую жизнь.

Текст № 7

Самые полезные, самые нужные и самые приятные люди на Сахалине — это дети. Когда кандальные везут тачку с песком, то дети цепляются сзади и смеются. Играют они в солдаты и арестанты.

Мальчик, выйдя на улицу, кричит своим товарищам: “Равняйсь! Отставить!” Или же кладёт в мешок свои игрушки и кусок хлеба и говорит матери: “Я пойду бродяжить”.

…Сахалинские дети бледны, худы, вялы; они одеты в рубище и всегда хотят есть. Жизнь впроголодь, питание иногда по целым месяцам одною только брюквой, а у достаточных — одною солёною рыбой, низкая температура и сырость убивают детский организм. Дети в условиях каторги обречены на вымирание, и матери хотят только одного: чтобы “Господь милосердный прибрал их поскорее”.

…Здесь около бабы-хозяйки плакали дети и пищали цыплята; она на улицу — дети и цыплята за ней. Она, глядя на них, смеётся и плачет, и извиняется передо мной за плач и писк; говорит, что это с голоду... рубит капустные листья и даёт цыплятам, те с жадностью бросаются и, обманутые, поднимают ещё больший писк.

Текст № 8

В пекарне пекли совершенно несъедобный, отвратительный хлеб для каторжных, занятых на дорожных работах. Однажды Чехов возвращался в Александровск, арестанты, работающие на дороге, приняли его за чиновника и обратились с жалобой на то, что хлеб, который им выдают, невозможно есть. Хлеб был и в самом деле ужасный. При взломе он отсвечивал на солнце мельчайшими капельками воды, прилипал к пальцам и имел вид грязной и осклизлой массы, которую неприятно было держать в руках.

— Не лучше ли вам обратиться к начальству? – спросил Чехов.

— Мы говорили старшему надзирателю Давыдову, а он нам: вы — бунтовщики.

Текст № 10

“Как наказывают плетьми, я видел в Дуэ... В назначенный день 13 августа, утром, смотритель тюрьмы, врач и я подходили не спеша в канцелярию... Ввели Прохорова...

После 20–30 ударов Прохоров причитывает, как пьяный или точно в бреду... не произносит ни одного слова, а только мычит и хрипит, кажется, что с начала наказания прошла целая вечность, но надзиратель кричит только: «Сорок два! Сорок три!» До 90 далеко. Я выхожу наружу. Кругом на улице тихо, и раздирающие звуки из надзирательской, мне кажется, проносятся по всему Дуэ. Вот прошёл мимо каторжный в вольном платье (политический ссыльный), мельком взглянул на надзирательскую, и на лице его и в походке выразился ужас. Вхожу опять в надзирательскую, потом опять выхожу, а надзиратель всё ещё считает”.

Рейтинг@Mail.ru