Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Татьяна САУШКИНА,
средняя школа № 57,
г. Ульяновск
“Входя в мир Чехова…”
Особенности юмористических рассказов
6-й класс
Урок проводится после изучения рассказов А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» и «Толстый и тонкий». Перед уроком учащиеся должны были прочитать рассказы «Пересолил», «Хирургия», «Налим».
Индивидуальные задания.
1. Инсценирование рассказа «Случай с классиком» (5 человек), «Радость» (2 человека).
2. Чтение наизусть начала рассказа «Налим» (1 человек).
На доске портрет А.П. Чехова; помещены следующие высказывания:
Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает. В.Набоков
Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. М.Горький
Урок начинается с обмена впечатлениями о прочитанных рассказах А.П. Чехова. Затем учитель сообщает тему и цель урока. Любое произведение начинается с названия (заглавия). Учитель предлагает открыть сборники рассказов Чехова и прочитать в оглавлении книги названия рассказов. По мнению писателя, заглавие — это стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным. Ребята обращают внимание на наиболее интересные названия. В ходе беседы выясняется первая особенность юмористических рассказов Чехова: простое, предельно краткое заглавие рассказа. Эти слова на плакатике прикрепляется к доске, и ребята делают запись в своих тетрадях.
Далее учитель предлагает зачитать вступления двух рассказов — «Хирургия» и «Пересолил».
— Что и как говорится о месте, времени и героях?
Ребята обращают внимание на то, что вступления очень небольшие, но в них дана полная информация о месте и времени, названы фамилия, имя, отчество героя, указано его социальное положение.
Учитель обращает внимание ребят на слова В.Набокова, записанные на доске: “Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает”. Итак, следующая особенность юмористических рассказов Чехова — короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героях. Плакатик с этой записью тоже прикрепляется к доске, а ученики делают запись в тетрадях.
Учитель предлагает ребятам передать фабулу каждого из рассказов («Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Пересолил») в одном-двух предложениях. Ребята приходят к выводу, что Чехов рассказывает о каком-либо случае из жизни, на первый взгляд совсем заурядном: заболели зубы, поздняя и дальняя поездка. На плакате запись: “В основе сюжета лежит бытовая ситуация, случай из жизни”.
— Перелистайте рассказы в сборнике. Много ли места в них отдано диалогу героев?
Ребята отмечают, что диалогу автор уделяет большое внимание. На доске — плакат с этой записью. Учитель обращает внимание ребят на то, как интересно инсценировать чеховские рассказы. Как иллюстрация этой мысли — инсценирование учащимися рассказа А.П. Чехова «Случай с классиком». Затем следует краткое обсуждение увиденного.
Учитель предлагает послушать чтение наизусть отрывка из рассказа «Налим». Затем учащимся задаются вопросы.
— Действие рассказа происходит на реке. А как описан пейзаж? (Зачитать.)
— Как описаны портреты Герасима, Ефима, Любима? (Зачитать.)
Ребята обращают внимание на то, что в рассказе нет подробных пейзажных зарисовок, портретных характеристик.
Запись: в юмористических рассказах Чехова отсутствуют подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики.
Затем ребята работают над рассказами «Хирургия» и «Пересолил». В ходе беседы с учителем ребята выясняют, что многое о герое говорят на первый взгляд мелочи: вот дьячок приносит в больницу самое ценное для него — просфору, а всю наглость Курятина выражает сигара, презрительно зажатая меж пальцев. Или в рассказе «Пересолил» автор, желая подчеркнуть огромность возницы, пишет, что его широкая спина закрывала всё впереди. Такие тонкие подробности называются деталью. Деталь в рассказах Чехова многое может сказать о герое.
Запись: подробное описание в юмористических рассказах Чехова заменено “говорящей” деталью.
— А как заканчиваются рассказы Чехова «Налим», «Хирургия», «Лошадиная фамилия»?
Ребята зачитывают вслух концовки и обращают внимание на то, что чаще всего они неожиданны. Итак, выясняем следующую особенность: яркая, смешная, неожиданная развязка. Учитель обращает внимание ребят на записанные на доске слова М.Горького: “Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно”.
Как иллюстрация ко всему вышесказанному — инсценирование рассказа «Радость».
Затем подводятся итоги урока, выставляются оценки.