Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №28/2004

Я иду на урок

“Входя в мир Чехова…” Особенности юмористических рассказов

Я ИДУ НА УРОКИллюстрация А.Лаптева к рассказу «Толстый и тонкий»

Татьяна САУШКИНА,
средняя школа № 57,
г. Ульяновск


“Входя в мир Чехова…”

Особенности юмористических рассказов

6-й класс

Урок проводится после изучения рассказов А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» и «Толстый и тонкий». Перед уроком учащиеся должны были прочитать рассказы «Пересолил», «Хирургия», «Налим».

Индивидуальные задания.

1. Инсценирование рассказа «Случай с классиком» (5 человек), «Радость» (2 человека).

2. Чтение наизусть начала рассказа «Налим» (1 человек).

На доске портрет А.П. Чехова; помещены следующие высказывания:

Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает.
В.Набоков

 

Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.
М.Горький

Урок начинается с обмена впечатлениями о прочитанных рассказах А.П. Чехова. Затем учитель сообщает тему и цель урока. Любое произведение начинается с названия (заглавия). Учитель предлагает открыть сборники рассказов Чехова и прочитать в оглавлении книги названия рассказов. По мнению писателя, заглавие — это стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным. Ребята обращают внимание на наиболее интересные названия. В ходе беседы выясняется первая особенность юмористических рассказов Чехова: простое, предельно краткое заглавие рассказа. Эти слова на плакатике прикрепляется к доске, и ребята делают запись в своих тетрадях.

Далее учитель предлагает зачитать вступления двух рассказов — «Хирургия» и «Пересолил».

— Что и как говорится о месте, времени и героях?

Ребята обращают внимание на то, что вступления очень небольшие, но в них дана полная информация о месте и времени, названы фамилия, имя, отчество героя, указано его социальное положение.

Учитель обращает внимание ребят на слова В.Набокова, записанные на доске: “Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает”. Итак, следующая особенность юмористических рассказов Чехова — короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героях. Плакатик с этой записью тоже прикрепляется к доске, а ученики делают запись в тетрадях.

Учитель предлагает ребятам передать фабулу каждого из рассказов («Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Пересолил») в одном-двух предложениях. Ребята приходят к выводу, что Чехов рассказывает о каком-либо случае из жизни, на первый взгляд совсем заурядном: заболели зубы, поздняя и дальняя поездка. На плакате запись: “В основе сюжета лежит бытовая ситуация, случай из жизни”.

— Перелистайте рассказы в сборнике. Много ли места в них отдано диалогу героев?

Ребята отмечают, что диалогу автор уделяет большое внимание. На доске — плакат с этой записью. Учитель обращает внимание ребят на то, как интересно инсценировать чеховские рассказы. Как иллюстрация этой мысли — инсценирование учащимися рассказа А.П. Чехова «Случай с классиком». Затем следует краткое обсуждение увиденного.

Учитель предлагает послушать чтение наизусть отрывка из рассказа «Налим». Затем учащимся задаются вопросы.

— Действие рассказа происходит на реке. А как описан пейзаж? (Зачитать.)

— Как описаны портреты Герасима, Ефима, Любима? (Зачитать.)

Ребята обращают внимание на то, что в рассказе нет подробных пейзажных зарисовок, портретных характеристик.

Запись: в юмористических рассказах Чехова отсутствуют подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики.

Затем ребята работают над рассказами «Хирургия» и «Пересолил». В ходе беседы с учителем ребята выясняют, что многое о герое говорят на первый взгляд мелочи: вот дьячок приносит в больницу самое ценное для него — просфору, а всю наглость Курятина выражает сигара, презрительно зажатая меж пальцев. Или в рассказе «Пересолил» автор, желая подчеркнуть огромность возницы, пишет, что его широкая спина закрывала всё впереди. Такие тонкие подробности называются деталью. Деталь в рассказах Чехова многое может сказать о герое.

Запись: подробное описание в юмористических рассказах Чехова заменено “говорящей” деталью.

— А как заканчиваются рассказы Чехова «Налим», «Хирургия», «Лошадиная фамилия»?

Ребята зачитывают вслух концовки и обращают внимание на то, что чаще всего они неожиданны. Итак, выясняем следующую особенность: яркая, смешная, неожиданная развязка. Учитель обращает внимание ребят на записанные на доске слова М.Горького: “Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно”.

Как иллюстрация ко всему вышесказанному — инсценирование рассказа «Радость».

Затем подводятся итоги урока, выставляются оценки.

Рейтинг@Mail.ru