Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №28/2004

Я иду на урок

Жизнь и творчество А.П. Чехова

Я ИДУ НА УРОК«Ванька». Иллюстрация Д.Кардовского. 1906 г.

Елена КРАМАРЬ


КРАМАРЬ Елена Николаевна (1968) — учитель первой категории, преподаёт в МОУ СОШ № 2 г. Пятигорска.

Жизнь и творчество А.П. Чехова

Методическая разработка обобщающего урока литературы в 5-м классе с использованием игровой формы

Никогда, никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно.
А.Н. Толстой

Открыв любой документ, регламентирующий задачи современного курса литературы в средней школе, вы найдёте в нём слова о том, что уроки литературы должны помочь детям в развитии творческих способностей, эстетических и нравственных ориентиров, гуманистических принципов. А “одной из главных целей литературного образования должно явиться формирование квалифицированного читателя, у которого к окончанию обучения должна быть сформулирована достаточно устойчивая шкала ценностей и определён круг читательских интересов”.

Как же добиться того, чтобы занятия литературой, помимо прочих целей, приносили и интеллектуальное удовольствие, служили утолением “интеллектуального голода” (М.Блок)? Ответ очевиден: заинтересовать учеников самой литературой, процессом чтения и изучения произведений. Интерес играет важную роль в осуществлении любой деятельности. Особое место занимает он и в процессе обучения, так как значительно снижает трудности восприятия учебного материала. Именно от степени интереса к предмету, от учения с увлечением зависит качество усвоения предмета, его место в жизни учащихся.

Заинтересовать учеников самим процессом чтения, вырабатывать потребность юного человека читать умные, серьёзные книги, вводить его в удивительный мир художественной литературы, формировать эстетический вкус читателей-подростков и развивать их творческую активность, обогащать словарный запас и совершенствовать грамматический строй речи мне помогают не совсем традиционные формы промежуточного контроля, такие как семинары, практикумы, заседания учёного совета, пресс-конференции, заседания клуба знатоков русского языка и литературы.

Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку к уроку литературы с использованием игровой формы — «Пресс-конференция». Она проходит по системе КСО (коллективно-самостоятельного обучения), когда каждый ученик получает индивидуальный материал с подробным описанием задания и установкой на результат. Литературная игра представляется занимательной и эффективной формой контроля знаний и умений учащихся.

В ходе урока учащиеся повторяют, закрепляют и расширяют изученный материал. Они будут работать в малых группах.

Пресс-конференция
«Детские годы и отрочество А.П. Чехова.
Юмористические рассказы»

Участники конференции. Группа представителей пресс-центра, журналисты — представители редакций журналов и газет, ведущий конференции (учитель).

Художественное оформление. Портреты А.П. Чехова в детском, юношеском возрасте, в годы студенчества; выставка книг писателя и о нем; таблички на столах.

Эпиграф на доске. В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости (И.А. Бунин).

Подготовка к уроку-конференции

1. Учащимся заранее предлагается провести итоговый урок в форме пресс-конференции. Они знакомятся с правилами проведения конференций, с функциями их членов. Весь класс делится на 4–5 групп — представители редакций каких-либо газет, журналов (названия выбирают сами учащиеся); 4–5 человек — пресс-центр — ведут конференцию.

2. Даётся общее задание: подготовиться к пресс-конференции по кругу вопросов.

1) Биография Чехова

  •  Детские годы. Таганрог. Семья.
  •  Греческая школа.
  •  Гимназия.
  •  Московский университет.

2) Юмористические рассказы Чехова.

Подобрать название “своей” газеты, подготовить таблички-карточки с названием газеты, продумать имидж, подготовить один-два интересных, необычных вопроса.

3. Консультация с каждой группой “корреспондентов”:

  •  Беседа об “их” газете или журнале: чем интересуются “их” читатели, в какой рубрике возможна статья-отчёт о пресс-конференции.
  •  Имидж “членов редакции газеты”: блокноты, записывающие устройства (диктофоны), переводчики, фотоаппарат…
  •  Обсуждение планируемого вопроса.
  •  Журналистская этика.

4. Индивидуальная работа с пресс-центром.

  •  Распределение объёма литературы.
  •  Подготовка табличек-карточек с фамилией и именем каждого.
  •  Проведение анкетирования класса. Инсценирование (по итогам анкеты).

Анкета

1. Нравятся тебе или нет юмористические рассказы Чехова?

2. Какой рассказ или эпизод из рассказа ты хотел бы инсценировать?

3. Выдели, распределив по значимости, что делает рассказы Чехова смешными:

— ситуация, в которую попадает герой;

— реакция героя в этой ситуации;

— смешные имена собственные;

— чувство юмора самого писателя;

— умение показать смешное, написать так, чтоб было смешно;

— неожиданная развязка.

4. Над чем смеётся Чехов в прочитанных тобою рассказах?

Ход конференции

I. Вступительное слово ведущего конференции. Уважаемые гости, представители известных газет и журналов, мы рады видеть вас на пресс-конференции, которая посвящена жизни и творчеству А.П. Чехова.

Вряд ли был на свете другой писатель, который тратил столько усилий на то, чтобы всегда оставаться незаметным в толпе. Он ни разу не выступал на эстраде или даже в тесном кругу с чтением своих произведений; в театре, на премьере своих пьес, садился в самые последние ряды, и, глядя на него, никто бы не поверил, что это автор пьесы. А когда он пожертвовал одной из библиотек тысячи своих книг, то прежде всего попросил: “Никому не говорите об этом!”

Он был очень деликатен и всегда боялся причинить другим какие-либо неудобства. Когда однажды он, почувствовав себя плохо, стал терять сознание, ему пришла в голову мысль, которая при таких обстоятельствах, кажется, не приходила ещё никому: “Как-то неловко падать и умирать при чужих”.

Верно подметил Бунин: “В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости”.

Был в России один строгий и придирчивый критик, который с упрямой враждебностью относился к творчеству Чехова и в течение многих лет третировал его как плохого писаку. Его злые и обидные отзывы о произведениях Чехова были таковы: “дребедень”, “ерундишка”, “безделица”. Этим жестоким критиком был… сам Чехов. Он не очень высоко ценил своё творчество и считал, что его очень скоро забудут. Как-то в одном из разговоров, говоря о значимости русских писателей для истории, он первое место отвёл Толстому, а себе лишь восемьдесят седьмое. Но всё оказалось не так. История каждому определила своё, заслуженное место. И то, что он считал однодневками, оказалось нержавеющей сталью. И весёлый, заразительный смех Чехова звучит и сейчас, через много лет, так же молодо, как и в годы его жизни.

А теперь пришло время для ваших вопросов. Надеемся, что полученные ответы будут полезны вам и вашим читателям.

II. Пресс-конференция

Вопрос «Литературной газеты». Известно, что Антон Павлович Чехов не любил вспоминать своё детство. “В детстве у меня не было детства”, — писал он своему старшему брату Александру. И главным образом это связано со скверным характером отца. Но вот, просматривая биографию Антона Павловича, мы наткнулись на такие слова Чехова, написанные в семнадцать лет, в одном из писем: “Отец и мать — единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди…” Как вы можете прокомментировать это?

Вопрос журнала «Умники и умницы». Как случилось, что Чеховы отдали своих детей — Антона и Николая — не в обычную школу, а в греческую? Чем эта школа отличалась от обычной школы, и почему так мало — всего один год — проучились дети в этом учебном заведении?

Вопрос журнала «Огонёк». В Таганрогской гимназии Чехов проучился одиннадцать лет. Как повлияли годы учения на раскрытие писательского таланта Чехова? Каким человеком вышел из стен гимназии будущий писатель?

Вопрос газеты «Atlanta Constitution». What do Chechov’s words mean: “I forced the slave gradually out of me”?

Переводчик. Корреспондент газеты «Moscow News» спрашивает: “Что значат слова Чехова: «Я выдавливаю из себя по каплям раба… чтобы, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в моих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая»”? О каком рабе идёт речь?

Вопрос газеты «Figaro». Dites moi, s’il vous plait, pourquoi Сhekchov apres ses etudes au lycee est entre а l’Universite de Moscou au faculte de la medecine et pourquoi a-t-il sige ses Oeuvres “Человек без селезёнки”, “Врач без пациентов”?

Переводчик. Скажите, почему же Чехов, уже начавший литературную деятельность, после окончания гимназии поступает на медицинский факультет Московского университета? Почему он подписывается так странно: “Человек без селезёнки”, “Врач без пациентов”?

Вопрос журнала «Умники и умницы». Нашим читателям было бы интересно узнать, как работал писатель Чехов, как создавал он свои произведения.

Вопрос «Литературной газеты». Прокомментируйте, пожалуйста, результаты анкеты, касающиеся своеобразия чеховского юмора.

Ответ пресс-центра. Когда-то А.П. Чехов сочинил комическую анкету для переписи населения, среди вопросов которой были такие: “Умный вы человек или дурень?”, “Вы честный человек? мошенник? разбойник? каналья? адвокат или?”

Готовясь к конференции, мы тоже отвечали на вопросы анкеты, но уже не юмористической. Результаты анкетирования таковы:

1. Всем нравятся юмористические рассказы А.П. Чехова.

2. Рассказы смешными делает талант великого писателя, его умение написать так, чтоб было смешно, чувство юмора писателя, умение показать обычную ситуацию и необычное поведение героев в этой ситуации.

Также в анкетах были отмечены и смешные имена собственные, и неожиданная развязка, и краткость юмористических рассказов.

3. На вопрос: над чем смеётся Чехов, — были даны ответы: над глупостью, невежеством, трусостью.

4. На вопрос о том, эпизод из какого рассказа вы хотели бы инсценировать, большинство назвали рассказ «Лошадиная фамилия». Фрагмент из этого рассказа мы предлагаем вам посмотреть.

(Анализ анкет может провести и учитель.)

III. Инсценировка заключительной части рассказа «Лошадиная фамилия»

IV. Подведение итогов конкурса на лучший юмористический рассказ. Вручение диплома имени Антоши Чехонте победителю конкурса. Чтение автором своего рассказа. (Подготовка собственного юмористического рассказа — домашнее задание «Пробы пера».)

V. Заключительное слово учителя. Мы благодарим вас за то, что вы нашли время для нашей пресс-конференции, что ваши вопросы действительно были интересны. Спасибо и пресс-центру за полные, чёткие и правильные ответы. В ближайшее время мы прочитаем отчёты о пресс-конференции, к написанию которых вы сейчас и приступаете.

(В оставшееся время учитель оказывает индивидуальную помощь корреспондентским группам в написании отчётов.)

Материалы для подготовки пресс-центра

Материал к первому вопросу

Действительно, мы знаем, что нужда, теснота, житейские невзгоды сделали трудным характер отца. Антон иногда больно ощущал это. “Знаешь, — сказал он одному своему другу, — я никогда не мог простить отцу, что он меня в детстве сёк”.

Об этом вспоминает и младшая сестра Чехова, Мария Павловна: “Когда мы были маленькими детьми, отец был с нами строг и взыскателен, как того требовали тогдашние семейные устои, но всегда справедлив и любил нас”.

Павел Егорович Чехов заставлял своих детей часами выстаивать в церкви и петь в церковном хоре, вставать на рассвете к заутрене, исполнять все церковные обряды. Кроме того, они должны были помогать ему в торговле в лавке, хозяином которой был Павел Егорович: отвешивать товар покупателям, надзирать за мальчиками-учениками.

Всё это для детей было истинным проклятием. Усталые и невыспавшиеся, дети с трудом учили уроки и часто получали двойки. А за двойки им доставалась порка.

В семье было шесть детей, Антон был третьим ребёнком. Все они были очень дружны между собой. И, повзрослев, все стали образованными людьми: брат Александр сделался литератором, Николай был весьма одарённым художником, рисовала и музицировала Мария, писателем, юристом сделался младший брат Михаил.

“Вспомни, — писал Чехов брату, — те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа. Отец теперь никак не может простить себе всего этого”. Но зато как весело бывало у Чеховых, когда отец был в хорошем расположении духа, дети — свободны от лавки и от церкви! Шутки, игры, прогулки, домашние спектакли — всё это были редкие, но яркие праздники у детей Чеховых. Все они любили и умели шутить, веселиться, устраивать театральные представления, и душой всего этого был Антон. Надо заметить ещё, что отец писателя, Павел Егорович, был одарённым человеком. С самого раннего детства он имел пристрастие к пению и музыке, играл на скрипке, а написанная им икона Иоанна Богослова и теперь ещё цела и находится в ялтинском доме Антона Павловича.

Душой семейства была мать, Евгения Яковлевна. Всегда заботливая, она отказывала себе в ничтожном удовольствии и всю жизнь посвящала детям. “Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери”, — часто говорил Чехов впоследствии друзьям. И ещё одно высказывание Антона Павловича хочется привести, прежде чем закончить отвечать на ваш вопрос. “Славные они люди, — писал семнадцатилетний Чехов. — И одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни”.

Материал ко второму вопросу

В жизни Таганрога тех лет большую роль играли греки. Они были хозяевами крупных торговых предприятий, служить в которых было выгодно и почётно. Павел Егорович мечтал о таком будущем для своих сыновей. Ему казалось в ту пору, что достаточно знания греческого языка и некоторых навыков в торговле, чтобы добиться крупного успеха в жизни. Торговые навыки он надеялся привить детям сам и с этой целью заставлял их часами просиживать в лавке. А вот греческому языку он научить их не мог. Знакомые греки советовали отдать сыновей в греческую школу, суля им блестящее будущее. В результате мальчики провели несколько месяцев среди такого невежества и таких истязаний, какие даже Павлу Егоровичу показались чудовищными; а мальчикам было: Николаю — 9 лет, а Антону — 7 лет. Школа состояла из шести классов. Все шесть классов помещались в одной комнате, и со всеми занимался только один учитель — Николай Спиридонович. Справлялся он со своим трудным преподавательским делом очень легко: он ничего не делал и только дрался и изобретал для учеников наказания. Занятия состояли в том, что, сказав: “А типер вазмите книзка и уцыте”, — учитель отправлялся в свою жилую половину, которая отделялась от класса одной только дверью. И не показывался часа полтора и только раза два, когда шум в классе делался уж очень громким, грозно стучал в свою дверь изнутри. И только когда оказалось, что в течение всего года Антон и Николай не научились по-гречески ни читать, ни писать, родители решили отдать детей в гимназию (школ тогда не было).

Материал к третьему вопросу

В царской России были гимназии, которыми руководили культурные и прогрессивно настроенные люди. Однако таганрогская гимназия не могла считаться передовым учебным заведением. Напротив, то было отсталое учебное заведение, которое не только не развивало своих учеников, но всё делало, чтобы вырастить из них тупых, бездарных людей.

Учитель словесности неизменно ставил Чехову за сочинения тройку. Учителя географии постоянно заставляли преподавать другие предметы, которых он сам не знал, например арифметику. А учитель греческого языка совсем не знал русского языка и уверял учеников, что множественное число от слова “муха” будет “муши”, потому что множественное от “ухо” — “уши”.

Небольшого роста, плотный мальчик, с круглой остриженной головой (голова у него была большая, поэтому учащиеся дали ему прозвище “Бомба”), румяный, большеглазый, Антоша не проявлял большого рвения к учению, а гимназическим учителям было не до того, чтобы открывать в учениках таланты и развивать их. Когда в гимназии одновременно учились три брата — Александр, Николай и младший, Антон, — один из учителей сказал Евгении Яковлевне: “Из старшего, может быть, ещё что-нибудь и выйдет, а уж от двух младших ждать ровно ничего нельзя”. Этот преподаватель (Покровский) известен также тем, что дал Чехову прозвище, которое прославилось на весь мир. Вызывая его к доске, он говорил: “Чехонте!” Впоследствии Чехов стал подписывать так свои юмористические произведения.

Не распознали талант Чехова и товарищи, так как Чехов не был с ними откровенен. Товарищи отмечали его скромность, сосредоточенность. Он запомнился им своей любовью к чтению, чувством юмора, привязанностью к природе, интересом к театру. Чехов был хорошим товарищем, готовым прийти на помощь и поделиться тем, что у него было, с каждым, кто в этом нуждался. Но делиться мыслями, мечтами о будущем Чехов как-то не умел и не любил.

В гимназии начались первые литературные опыты Чехова. Он стал издавать журнал «Заика». Ни один номер журнала до нас не дошёл, но мы знаем, что это был журнал юмористический. Начал он и сочинять короткие юмористические рассказы и подписи к рисункам, которые посылал брату в Москву.

Тяжело Антону жилось в последние годы учения в гимназии. Торговля отца не ладилась, росли долги, расплатиться с ними не было возможности. Чтобы избежать “долговой ямы” (тюрьмы), отец должен был бежать из Таганрога в Москву. Вскоре вся семья была уже там. И лишь шестнадцатилетний Антон остался в Таганроге заканчивать гимназию. Он очень нуждался материально, добывал средства к жизни ничтожно оплачиваемыми уроками, но даже посылал кое-какие рубли в Москву родителям.

В те годы Чехов жил напряжённой внутренней жизнью. Он бывал в театре, много читал, обдумывал прочитанное и увиденное. Как он сам говорил: “Сам себя выращивал”.

Материал к четвёртому вопросу

А.П. Чехов родился в 1860 году, за год до начала крестьянской реформы в России. Он рос, когда крепостного права уже не существовало, но черты крепостничества ещё прочно держались в быту. Деспотическая власть сильного над слабым, старшего по чину над младшим — всё это в ту пору было привычным. Этому учили и в семье (отец), и в греческой школе, и в гимназии. Учили чувствовать себя ничтожеством, рабом. И считали их таковыми. Поэтому нужно было доказать всем, что ты не раб, а достойный человек. Вот об этом и думал Чехов, и понимал, что, чтобы не сделаться рабом, надо постоянно работать над собой, воспитывать из себя настоящего человека.

Ещё гимназистом он написал младшему брату в Москву: “Почерк у тебя хорош, и во всём письме я не нашёл у тебя ни единой грамматической ошибки. Не нравится мне одно: зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество своё сознавай, знаешь, где? Перед Богом, пожалуй, пред умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек. Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность”.

Воспитание в себе чувства собственного достоинства и сопротивления — это и есть “выдавливание из себя раба”. И Антон Чехов справился с такой трудной задачей: в среде, где ценилось и почиталось богатство и материальное благополучие, где царил дух мелких расчётов, вырос человек, свободный от предрассудков, верный своему долгу, влюблённый в природу, в искусство, в жизнь.

Материал к пятому вопросу

Своё будущее Чехов решил посвятить медицине. Он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где поступил в университет. Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их под псевдонимами в различные издания. Литературные заработки Антона часто оказываются единственным подспорьем в семье.

Получив диплом врача, он устраивается на работу в Подмосковье. Он по-прежнему видит себя врачом, а не писателем.

“Человек без селезёнки”, “Врач без пациентов” — это псевдонимы Чехова. Всего в своём творчестве он использовал сорок пять псевдонимов — подписей, которыми автор заменяет своё настоящее имя. А сам факт обращения к псевдониму автор объяснял так: “Фамилию я отдал медицине, с которой не расстанусь до гробовой доски, а игра в литературу должна иметь разные клички”.

Иллюстрация А.Лаптева к рассказу «Лошадиная фамилия».

Материал к шестому вопросу

В момент создания произведения писатель обычно искал уединения. Тишина и одиночество ему были необходимы. Чехов не мог отрываться от работы. “Если я надолго оставлю рассказ, — говорил он, — то потом не могу уже приняться за окончание. Мне надо тогда начинать снова”. Чехов, считавший, что “краткость — сестра таланта”, был предельно экономным в расходовании словесных, языковых средств. А знаки препинания называл “нотными знаками чтения” и расставлял их очень экономно.

Очень не любил Чехов читать свои произведения вслух, особенно посторонним. Все исправления А.П. Чехов сводил в основном к сокращению текста. Каждое из своих произведений он сокращал в среднем на десять-пятнадцать процентов. При его сверхкраткости он всё-таки находил, что ещё можно сократить.

Л.Н. Толстой называл Чехова “Пушкиным в прозе”.

Рейтинг@Mail.ru