Архив
Литературная карта России
Дом-музей Александра Грина в Кирове (Вятке)
На вятской земле прошли детские и юношеские годы писателя. Музей, открывшийся к столетию Грина, 23 августа 1980 года, расположен в здании, выстроенном на месте деревянного дома, в котором жил писатель.
Знакомство с музейной экспозицией начинается в вестибюле: представленные здесь фотографии старой Вятки помогают ощутить атмосферу, где зародилась у юного Саши Гриневского мечта о море. Панорама расположенного на крутом речном берегу города с многочисленными куполами церквей и монастырей очень красива. В конце XIX века здесь были две гимназии, несколько училищ, типографии, книжные лавки, клуб, библиотеки, театр, музей местного края.
Александр, сын ссыльного поляка Стефана Евзибиевича (Степана Евсеевича) Гриневского, родился в городе Слободском Вятской губернии, а в Вятку семья переехала вскоре после его рождения. Восьми лет мальчик поступил в реальное училище, но проучился только два года и был исключён за сочинённые им сатирические стихи на учителей. В гимназию Гриневского не приняли, образование пришлось продолжать в городском четырёхклассном училище.
В первом зале музея — детской — воссоздана типичная для семьи рядового служащего обстановка: письменный стол, на котором тетради, дневник, учебники, ручки, пенал, чернильница, грифельная доска — всё то, чем мог пользоваться школьник; над столом — расписание уроков на 1892/1893 учебный год. На ивовой корзине — ранец и форменная фуражка с кокардой реалиста, ремень с буквами “В.А.Р.У.” на пряжке. В углу — этажерка с учебниками и книгами. Любимое занятие детства — безудержное, запоем чтение. Среди необходимых насущных книг — произведения Майн Рида, Густава Эмара, Жюля Верна, Луи Жаколио. На верхней полке этажерки — глобус. Возможно, рассматривая его, мальчик воображал американский лес, дебри Африки, сибирскую тайгу. “Слова Ориноко, Миссисипи, Суматра звучали для меня как музыка”, — вспоминал позже писатель.
На противоположной стене — шомпольное ружьё, самодельные луки и стрелы с жестяными наконечниками. Подобные Саша делал из вереса и ивы с бечёвочной тетивой. Мальчику страстно хотелось стать охотником, и отец купил ему шомпольное ружьё. Александр стал целыми днями пропадать в лесу. Кроме того, он был “запойным удильщиком”, любил собирать коллекции бабочек, жуков и растений. Биты для игры в “бабки”, блёсны, крючки, игрушки — всё это можно увидеть на небольшом столике.
Здесь же рукописный журнал «Буки-азъ», выпущенный вятскими школьниками. Подобный журнал издал в первом классе Саша, выступив в роли сочинителя, художника и издателя. В детской комнате хранится уникальный экспонат — крышка от книги, переплетённой Гриневским. Этим занятием увлёк Александра учитель Г.И. Пинегин. Будущий писатель переплёл около ста книг.
Следующая комната — гостиная. В её интерьере — вятская мебель конца XIX века: диван, кресла, журнальный столик, буфет с посудой, на полу небольшой ковёр с вытканной датой “1894”.
С переходом на четвёртое отделение училища мальчик стал мечтать о морской службе. Желание стать моряком будил и городской театр, который Саша часто посещал… Старожилы города вспоминали, что занавес в театре изображал экзотический пейзаж: пирамиды, сфинкс, пальмы на берегу Нила. После окончания городского училища в 1896 году Александр с двадцатью пятью рублями в кармане отправился навстречу морю, в Одессу.
О годах странствий Гриневского, его скитаниях по России, возвращениях в Вятку, солдатчине, революционной деятельности рассказывает следующий зал музея.
Но моряка из Грина не получилось, тяжёлый труд оказался не по силам, и Александр вернулся в Вятку. Здесь он переписывал роли для театра, служил писцом в канцелярии городской управы, был банщиком на станции Мураши. Занятия не приносили ему радости, море и путешествия манили из сухопутной Вятки неудержимо. Но после скитаний Гриневский вновь возвращался в родной город…
В экспозиции — первый сборник писателя «Шапка-невидимка», куда вошли рассказы о деятельности эсеров. Но Грину оказалось тесно в рамках социального бытописания. Грин стремился к созданию прекрасного в творчестве, чтобы возместить его отсутствие в действительности. Вскоре появились его новые произведения, действие которых происходит на прекрасной неведомой земле.
В 1913 году Александр Степанович вновь приезжал в Вятку. В экспозиции представлены газеты с рассказами Грина «Петух», «Игрушка», «Третий этаж». Газета «Вятская речь» раньше других газет откликнулась на первый том его рассказов.
Рядом с газетами и фотографиями сотрудников редакции — последний снимок семьи Гриневских: Степан Евсеевич умер в марте 1914 года и в последний раз Грин приехал в Вятку уже после смерти отца (был похоронен на Богословском кладбище), в 1916 году, но позднее писал сестре Антонине: “Интересно мне узнать... побольше о «вячком»”.
Вятская тема нашла отклик в творчестве писателя. В рассказах «Каюков», «Третий этаж», «Телеграфист из Медянского бора», «Ерошка», «Гранька и его сын», «Далёкий путь» звучат мотивы родной Вятки. И если в рассказе «Далёкий путь» Грин устами главного героя Диаса называет город, очень похожий на Вятку, страшным, унылым, то в рассказе «Телеграфист из Медянского бора» он любовно, поэтично описывает природу окрестностей Вятки — станцию Медяны…
В своей последней книге, «Автобиографической повести», Грин возвращается к детским и юношеским годам, к родной Вятке. Хотя произведение нельзя считать документальным: писатель сознательно сгустил краски, описывая свою судьбу, изменил фамилии учителей и некоторых одноклассников, — в нём раскрывается становление “рыцаря причудливых впечатлений” Александра Грина.
Адрес музея: 610020, Кировская область, г. Киров, ул. Володарского, 44
Телефон: (8332) 35-07-87 (заведующая музеем — Махнёва Маргарита Аркадьевна).
Проезд: троллейбус 1, автобус 23 до остановки «Дворец бракосочетания».
Музей работает ежедневно с 9.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца.
Подготовлено по материалам сайта www.museum.ru/grin