Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2004

Архив

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 1-8 июля 2004 года

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

1—8 июля 2004 года

“...Ничто из того, что происходит, не должно меня удивлять, — до такой степени совершающиеся действия точно соответствуют моему давнишнему представлению о действующих лицах. Но когда стоишь лицом к лицу с действительностью, оскорбляющей и сокрушающей всё твоё нравственное существо, разве достанет силы, чтобы не отвратить порою взора и не одурманить голову иллюзией… Но страшная действительность и не думает о том, видят её или нет. Ей достаточно того, что она существует. Она есть, она идёт, она наступает. И мы ещё далеко не коснулись самой сути того положения, какое она нам приготовила”. (Ф.И. Тютчев — жене Эрнестине Фёдоровне. 1 июля (19 июня) 1854 года.)

1 июля

1804 — в Париже родилась Амандина-Люси Аврора Дюпен, по мужу баронесса Дюдеван, известная всему миру под именем Жорж САНД (Sand).

Она и сегодня остаётся в круге классиков мировой литературы, но всё же не сразуАмандина-Люси Аврора Дюпен, по мужу баронесса Дюдеван, известная всему миру под именем Жорж САНД (Sand). представляется, насколько она была знаменита при жизни. Монастырское образование, получение богатого наследства, ранний несчастливый брак…. Где истоки того интереса к пресловутому, тогда ещё только зарождавшемуся “женскому вопросу”, который привёл Аврору Дюдеван в литературу? Но причины славы были не только в обращении к злободневной теме. Кто только к ней не обращался! Санд вообще была очень внимательна ко всякого рода общественным веяниям: например, увлекалась социально-утопическими идеями, в том числе рабочего движения. Она удивительным способом преобразила сам писательский облик: укрывшись за мужским псевдонимом, который ничего не скрывал и никого не обманывал, соединила внешние атрибуты мужского быта (включая курение) с полной человеческой раскрепощённостью, чуждой большинству мужчин, которые её окружали. Возникло довольно редкое в литературе явление, когда произведения в конце концов стали лишь приложением к их автору, а знаменитые в XIX веке зандизм, жорж-зандизм относились собственно уже не к литературе, а к происходившему в жизни.

Но, говорят, девочки в школах до сих пор читают роман «Консуэло». Правда, до его финальной части, «Графини Рудольштадт», доходят далеко не все. Судя по одному из интервью Владимира Сорокина, мальчики тоже проявляют внимание к Санд — если ходящий по тем же школам в списках рассказ «Графиня Гамиани» действительно написан ею или в соавторстве с Альфредом де Мюссе.

1889 — Дневник Эдмона де Гонкура: “Сегодня мне грустно. У меня был ёжик; уже два года он жил в моём саду и каждый вечер приходил полакомиться объедками, которые ему ставили на крыльцо. Мне доставляло удовольствие слышать, как он приближался, шурша плющом бордюра, затем видеть, как он радостно и шаловливо выскакивал на песчаную дорожку, как он робко ходил вокруг меня, потом направлялся к тарелке с костями и обсасывал их со звуком, похожим на звук, производимый зубочисткой во рту астматического гурмана. На днях мы нашли его в глубине сада, он лежал на боку, на солнышке; вечером он ещё добрёл до дверей кухни, посмотрел на Пелажи и её дочь своими живыми, как у крысы, глазками; утром мы обнаружили след от постельки, которую он устроил себе в листьях у дома, но после той ночи мы его больше не видели”.

2 июляФридрих Готлиб КЛОПШТОК

1724 — родился немецкий поэт и драматург Фридрих Готлиб КЛОПШТОК (Klopstock), автор знаменитой «Мессиады», поэмы, повлиявшей на родине на развитие литературного языка, а в России, например, способствовавшей становлению переводческого искусства.

Скончался Клопшток в 1803.

3 июля

1929 — в городе Бендеры родился драматург Юлиу Филиппович ЭДЛИС. Недавно вышла книга его воспоминаний «Четверо в дублёнках и другие фигуранты. Свидетельства соучастника; Записки недотёпы. Наброски с собственной жизни» — об известном поколении шестидесятников. Говорят, интересная.

4 июля Маршак — гимназист.

1964 — в Москве скончался Самуил Яковлевич МАРШАК (род. 1887). Фамилия, превратившаяся в имя, в заветное слово, которое знали и знают все дети многих поколений, выросших в СССР. «Детки в клетке», «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Почта», «Угомон» — стихотворения, которые запоминаются на слух, когда ещё читать не умеешь. Навсегда запоминаются. Все остальные литературные заслуги Маршака тем самым отодвигаются в тень, хотя они очень значительны: он один из знаменитых переводчиков с английского, крупнейший организатор детской литературы, редактор и издатель, драматург… Его труды отмечены четырьмя Сталинскими и Ленинской премией. Но и это ещё не всё. Недавно телевидение рассказало о неизвестных страницах из жизни молодого Маршака: в начале ХХ века он был известным деятелем сионизма в России, ярким поэтом, опиравшимся в своём творчестве на ветхозаветную образность. Далее, когда произошёл октябрьский переворот, которого Маршак с его политическими взглядами никак не мог поддержать, он, оказавшись на Юге России, в стане Белого движения проявил себя как мастер сатиры, автор едких антибольшевистских сочинений (к счастью, эта страница его жизни в советское время не попалась на глаза неистовым ревнителям идеологической чистоты).

Удивительной мощи был человек. Сам себя называл паровозом: “Внезапная остановка в пути для меня опасна”.

5 июляБулгарин. Карикатура Н.А. Степанова

1789 — 24.06 — родился Фаддей Венедиктович БУЛГАРИН, ужасный, но всё же и великий, как всё яснее становится со временем.

6 июля

1859 — родился шведский поэт и романист Вернер фон ХЕЙДЕНСТАМ (Heidenstam), лауреат Нобелевской премии 1916 года по литературе — “как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе”. Он неизвестен в России, и, очевидно, награждающие в условиях мировой войны имели в виду значение Хейденстама именно для шведов, ибо одним из главных его персонажей стал известный и у нас Карл XII, изображаемый как нравственный идеал нации.

1919 — родился Борис Исаакович БАЛТЕР. Он остался в истории русской литературы даже не как автор повести «До свидания, мальчики» (1961) — она недаром была едко спародирована в знаменитой книжке Л.Лазарева, С.Рассадина, Б.Сарнова «Липовые аллеи», а как автор сценария одноимённого, прорезающего время фильма Михаила Калика (1966). Волшебно снятая Леваном Пааташвили, с гениальной музыкой Микаэла Таривердиева, кинолента сгладила излишний наив повествования, его несколько назойливую интонацию, став лирическим памятником юности, мальчишеству, — не только того поколения, о котором было рассказано.

Но имена сценаристов почти никто не помнит (при том, что и повесть тоже можно читать). Так что помянем Бориса Исааковича Балтера, ветерана финской и Великой Отечественной войн, выступившего в 1968 году с поддержкой правозащитников Юрия Галанскова и Александра Гинзбурга, исключённого из партии (в которую он вступил на фронте) и умершего, не достигнув и 55 лет, 8 июня 1974.

7 июля

1854 — 25.06 — в Ярославской губернии родился Николай Александрович МОРОЗОВ, побочный сын богатого помещика Петра Щепочкина и крепостной крестьянки Анны Морозовой; знаменитый народоволец, узник Шлиссельбурга, создатель скандальной “истории человеческой культуры в естественно-научном освещении”, по оценке академика Н.М. Никольского, труда, будто специально “для психиатра”. Уже в наши времена эта история была подхвачена и развита другим академиком — Анатолием Фоменко. Впрочем, и самого Морозова в 1932 году сделали почётным академиком АН СССР.

Сюжеты вполне беллетристические.

1869 — 25.06 — в газете «Эстляндские губернские ведомости» (№ 51) печатается стихотворение Ф.И. Тютчева, написанное в связи с предположениями об издании русской газеты в Ревеле (современный Таллин):

Как насаждения Петрова
В Екатерининской долине
Деревья пышно разрослись, —
Так насаждаемое ныне
Здесь русское живое слово
Расти и глубже коренись.
“Екатерининская долина” — это перевод на русский названия Катериненталь, местности близ Ревеля, где по указанию Петра I был построен загородный дворец (он на снимке) и вокруг него разведён сад

Смысл сказанного классиком понятен, но упоминаемый топоним требует пояснения. “Екатерининская долина” — это перевод на русский названия Катериненталь, местности близ Ревеля, где по указанию Петра I был построен загородный дворец (он на снимке) и вокруг него разведён сад. А Эстляндия, в те времена русская провинция, ставшая спасительной резервацией для эстонцев, едва не поглощённых назойливыми гостями с Запада, ныне обрела статус независимой страны — ищущей защиты (вот только от кого?) под зонтиком НАТО.

Теперь стихотворение можно перечитать.

1884 — в семье мюнхенского фабриканта родился Лион ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger). Начинал как драматург, но его опыты здесь не выходили за границы стандартных пьес. Только с конца 1920-х годов он приобрёл известность — но как исторический романист. Вместе с тем и дальнейшее творческое развитие Фейхтвангера было противоречивым, писатель нередко увлекался эмоциональными оценками, а его антифашистская борьба в 1937 году дала сбой: посетив СССР, он выпустил книгу «Москва 1937», где давалась сусальная картина жизни страны, переживавшей в это время наступление Большого Террора. Говорят, таким способом Фейхтвангер хотел обозначить главную силу, которая может противостоять национал-социализму. Но если вспомнить о сталинско-гитлеровских отношениях того времени и о грядущем пакте Риббентропа–Молотова, возникнут сомнения. Так или иначе, в СССР сочинение Фейхтвангера оценили по высшему разряду: его стали щедро переводить и издавать, постепенно превратив в главного немецкого писателя ХХ века на шестой части суши.

История — и та, с которой писатель вступил в альянс, и просто история — всё расставила по своим местам. Сейчас в России читают другие исторические романы.

Скончался Фейхтвангер в США в 1958 году.

“Нужен талант не только на то, чтобы выбрать, на что посмотреть, что не упустить из внимания; но он нужен, этот талант, чтобы и знать, «на что я не должен смотреть”. (В.В. Розанов. «Мимолётное. 1914 год». Запись 8 июля (25 июня) 1914 года.)

Календарь ведёт Лариса МЕЗЕНЦЕВА.
Все даты российского календаря до 1918 года даны по новому и старому стилю.
Рейтинг@Mail.ru