Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2004

Я иду на урок

Мир дворянской усадьбы

Я ИДУ НА УРОК

Елена БУШМАН,
гимназия № 1,
г. Нерюнгри,
Республика Саха (Якутия)


Мир дворянской усадьбы

Гостиная в имении Царская-Славянка под Петербургом. С картины неизвестного художника. Середина XIX века.

Тип урока. Интегрированный (русская национальная культура и русская классическая литература).

Форма. Урок-путешествие.

Цели урока:

— познакомить учащихся с архитектурным обликом и внутренним убранством дворянской усадьбы, парковой культурой, укладом жизни в “дворянских гнёздах”;

— приблизиться к истокам русской дворянской культуры, воспитывать чувство прекрасного;

— используя материал урока, продолжить работу по формированию у подрастающего поколения эстетических и нравственных норм.

Оборудование

  •  Видеофрагмент (бал в гимназии).
  •  Мебель (кресла, стол, драпировки).
  •  Канделябры.
  •  Костюмы для участников сцены.
  •  Иллюстративный материал (виды усадьбы).
  •  Выставки открыток: парки и дворцы, усадьба Архангельское.
  •  Аудиозапись (звуки природы).
  •  Музыкальное сопровождение (исполнение романсов под гитару).

Ход урока

I. Вступительная часть

1. Выразительное чтение учеником описания дворянской усадьбы (сцена). “Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду; старые нянюшки, снимающие пенку с варенья; жирные, обжорливые моськи, ворчащие от сахара и злости; девки-арапки, отгоняющие мух от спящей барыни; Митька — казачок, таскающий длинные чубуки для раскуривания гостям; мухи, летающие, жужжащие, назойливые, кусающие, скучные, противные мухи; мухи, засиживающие окна и стены, и книги, и всё; петухи, кричащие на задворках; мычащие коровы; блеющие овцы; бранящиеся помещики; бабушки в чепцах; никому не нужные, штопающие чулки, старые лакеи; босоногие девки, сенные девушки; крепостные актрисы, живописцы, форейторы, музыканты, борзые псы, художники, карлики, крепостные астрономы. Внутри, в комнатах — чинные, комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки...”

Учитель литературы. Это описание дворянской усадьбы принадлежит известному русскому искусствоведу начала нашего века барону Николаю Николаевичу Врангелю. Он сумел наполнить его тем настроением, тем ароматом, который был присущ этому замкнутому мирку, ставшему для многих талантливых людей России местом уединённых раздумий, общения, творчества.

2. Целеполагание.

Учитель культуры. Сегодня мы совершим путешествие к истокам национальной духовности — в мир дворянской усадьбы, который является неотъемлемой частью культуры России. Во время нашего путешествия у вас неизбежно возникнут мысли, впечатления, выразить которые вам поможет план-путеводитель, лежащий на столах. По окончании путешествия в ваших тетрадях останутся путевые записки или дневник путешественника для благодарных потомков (Приложение). Итак, в путь!

II. Основная часть

1. Слово учителя культуры.

Усадьба была родным домом для многих дворян XVIII–XIX веков — военных, политиков, деятелей культуры. В усадьбе дворяне рождались, росли, там они впервые влюблялись.

2. Исполнение романса (гость урока).

Повзрослев, приезжали сюда в свободное от учёбы и службы время. В усадьбе жили после выхода в отставку. Здесь же нередко обретали и вечный покой.

Усадьба становилась для помещика надёжным прибежищем в случае разорения, опалы, семейной драмы, эпидемии. В своей усадьбе дворянин отдыхал душой и телом, ибо жизнь здесь, лишённая многих городских условностей, была проще и спокойнее. Свободный от государственной службы, он больше времени проводил с семьёй, близкими, а при желании мог уединиться, что в многолюдном городе всегда затруднительно.

3. Слово учителя литературы.

На лоне природы, вдали от городской суеты нередко приходило творческое вдохновение. Вспомним знаменитую Болдинскую осень Пушкина. В своём имении за три осенних месяца 1830 года он написал тридцать стихотворений, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», завершил «Евгения Онегина»! В этом стихотворном романе есть признание поэта:

Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши слышнее голос лирный,
Живее творческие сны.

А сейчас приглашаем вас на заочную экскурсию в дворянскую усадьбу.

4. Выступление учащегося.

Усадебная культура сложилась в России сравнительно поздно — во второй половине XVIII века. В 1762 году император Пётр III издал указ об освобождении дворян от обязательной государственной службы. С тех пор дворянин был волен выбирать: посвятить себя службе или удалиться в деревню и заняться хозяйством. Многие помещики предпочли последнее.

Очевидцы утверждают, что после обнародования указа все дороги из Москвы и Петербурга были запружены каретами, экипажами, повозками, на которых дворяне со своим скарбом покидали обе столицы и уезжали на жительство в родовые имения. С тех пор на протяжении многих десятилетий дворяне перебирались на лето в свои сельские жилища, а осенью возвращались в город. Типичная картина переезда описана Пушкиным.

5. Выразительное чтение наизусть.

Обоз обычный, три кибитки
Везут домашние пожитки,
Кастрюльки, стулья, сундуки,
Варенье в банках, тюфяки,
Перины, клетки с петухами,
Горшки, тазы et cetera,
Ну много всякого добра.

Помещики в силу своего достатка, вкуса, фантазии преображали старинные родительские дома в модные классические особняки, привозили сюда новую, часто выписанную из-за границы, мебель, посуду, книги, скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки. Барская жизнь в деревне перестраивалась на новый лад.

Что представляла собой дворянская усадьба в XVIII — первой половине XIX века?

Многое зависело от того, для чего она предназначалась. Большинство усадеб, скромных и уютных, использовалось для постоянного житья. Другие — подмосковные Останкино, Архангельское, Кусково — служили хозяевам для отдыха и увеселений. Они нечасто наезжали сюда, хотя всё здесь было нарядно и красиво. Лишь в дни приёмов, празднеств и развлечений знати оживали эти загородные дворцы.

Как правило, усадьбу строили в живописном месте, часто на берегу реки или пруда. Вокруг простирались поля, луга, леса, деревни. Помните, у Пушкина в «Евгении Онегине»?

6. Выразительное чтение наизусть.

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёла; здесь и там
Стада бродили по лугам...

Центром любой усадьбы служил барский дом, обычно деревянный, но отделанный под камень. Он был виден с дороги, задолго до подъезда к имению. Длинная тенистая аллея, обрамлённая высокими деревьями, вела к нарядным воротам — въезду на территорию усадьбы. Особенной честью для хозяина считалось посещение его поместья монархом. Чего только не выдумывал тогда владелец усадьбы, желая угодить высокому гостю. В апреле 1797 года император Павел I решил посетить Останкино — имение богатейшего помещика России, обер-гофмаршала двора графа Николая Петровича Шереметева. Для императора был приготовлен сюрприз. К усадьбе вплотную подступала Марьина роща, закрывавшая с дороги вид на дворец. В то время, когда Павел проезжал через рощу, в мгновение ока часть деревьев вдруг упала, и взору императора открылась чудесная панорама Останкино. Оказывается, накануне, по указу Шереметева, деревья были подпилены и рядом с каждым поставлен человек. По сигналу они повалили участок рощи, поразив Павла необыкновенной сменой вида.

Дом состоятельного помещика походил на дворец, украшенный снаружи колоннами, пилястрами, скульптурами, декоративной лепниной. Вход лежал через нарядный портик, на фронтоне которого часто красовался дворянский герб или вензель владельца усадьбы. Иногда здание венчала круглая беседка — бельведер, с которой открывался чудесный вид на окрестности.

Часто к барскому дому примыкали флигели — одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы и жилые помещения для прислуги. Как правило, в отдалении от жилья располагались многочисленные хозяйственные строения: конюшни, скотные дворы, мастерские, погреба, псарни, а иногда и дворянские мануфактуры. На территории усадьбы находилась и церковь.

Барский дом был обычно одно-двухэтажным, нижний отводили под хозяйственные нужды, верхний занимали большие роскошные парадные залы и удобные жилые покои.

7. Выразительное чтение наизусть.

Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах
И печи в пёстрых изразцах.

Так описал Пушкин интерьер онегинского, типичного для того времени усадебного дома, назвав его замком.

Первым помещением дома был вестибюль. Центральное место в доме занимал парадный зал для званых обедов, балов и торжественных церемоний, как правило, он находился за стеной вестибюля. В интерьере зала преобладали два цвета — белый и золотой, что придавало помещению благородный вид и создавало выгодный фон для пестрых костюмов гостей.

Полы выкладывали наборным паркетом. Особой красотой отличаются паркеты Останкинского дворца, одного из богатейших в Подмосковье.

Стены комнат драпировали шёлковыми тканями, натянутыми на рамы. Нижнюю часть стены отделывали крашеными деревянными панелями. В очень богатых домах на стенах висели шпалеры — безворсовые ковры ручной работы, которые стоили баснословно дорого.

Сверху стены залов украшал лепной карниз. Нередко и потолок имел лепной орнамент, но чаще его покрывали плафонной живописью на мифологические или аллегорические темы.

Залы дворца обставляли дорогой мебелью, увешивали зеркалами, украшали вазами, картинами, скульптурой. Некоторые образцы мебели того времени представляют собой настоящие шедевры прикладного искусства.

В усадебных интерьерах имелась масса разнообразных осветительных приборов. В усадьбе появилось и множество предметов, неизвестных в старой, допетровской России: часы (напольные, настенные, каминные), музыкальные инструменты (клавесины, фортепиано, механические органы).

В усадьбе устраивали камерные концерты с участием не только хозяев и их гостей, но и профессиональных музыкантов.

Особое место в украшении залов усадебного дома занимали произведения живописи и скульптуры. Предметы искусства развешивали и расставляли в жилых комнатах и гостиных. Многие богатые вельможи — Шереметевы, Юсуповы, Шуваловы, Строгановы — имели превосходные коллекции шедевров западноевропейского искусства. Среди бесценных полотен часто можно было увидеть портреты хозяев и их предков.

Но не только картинные галереи были в новинку для дворянской усадьбы. В дворянских домах появились неведомые ранее специальные помещения: кабинеты, парадные столовые, карточные комнаты, бильярдные, парадные спальни.

Так постепенно усадебный дом стал местом творчества, весёлых развлечений, приятного отдыха.

Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. В ту пору его чаще называли садом, как Пушкин в описании усадьбы Онегина:

И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад.
Приют задумчивых дриад.

В парке царил строгий порядок и симметрия, не было чёткой границы между архитектурой и живой природой.

Бывало, в саду расставляли “обманки”: вырезанные и раскрашенные фигуры гуляющих дам и кавалеров.

В парковом искусстве большое значение придавалось формированию определённого настроения. Показательны в этом смысле названия многих построек — «Каприз», «Монплезир», «Храм молчания».

Парковая культура была богата и разнообразна. Архитектурное убранство дополняла зелень. Многочисленные пруды, бассейны, речки, ручьи, каналы, водопады, фонтаны наводняли усадьбу. Расставленные в укромных уголках парка скамьи как будто приглашали во время прогулки присесть и отдохнуть, предаться мечтам, объясниться в любви.

Особенная роль в украшении парков отводилась скульптуре.

В целом усадьба являла собой образ Аркадии — созданного фантазией античных поэтов места беззаботной и счастливой жизни, полной празднеств и развлечений.

Праздники в усадьбе были шумными, весёлыми, яркими. В будни жизнь в помещичьем доме затихала, становилась обыденной, примерно такой: барин просыпался до восхода солнца, молился, принимал с докладами дворецкого, старосту. Затем пил чай и отправлялся в церковь к заутрене. По возвращении завтракал, ближе к вечеру обедал со своей семьёй. Нередко обед длился часа три: подавали до сорока и более блюд — ужинать не было принято. Вскоре после обеда, помолившись, хозяин ложился спать. Таков был привычный распорядок дня знатного барина.

8. Слово учителя литературы.

Мир сельской усадьбы был воспет классиками русской литературы: Гоголем в «Мёртвых душах» — с улыбкой, Тургеневым в «Дворянском гнезде» — с любовью, Чеховым в «Вишнёвом саде» — с ностальгической грустью.

Впитавшие в себя атмосферу дворянской усадьбы русские писатели замечают малейшие трепетания сердца своих героев. Им доступно глубокое понимание человеческой души. Нельзя, да и грешно разбирать по ниточкам легчайшую ткань произведений, их надо читать. И, читая, мы в благородной простоте строк впиваем в себя каждое слово.

Давайте послушаем устные сочинения учащихся.

9. Выступление учащегося (1).

Замечательная дворянская усадьба Ясная Поляна подарила нам “все те высокие и своеобразные элементы”, которые, по словам Стасова, “образуют личность графа Толстого”. Именно здесь, в тульском имении, гением великого писателя рождены прекрасные литературные образы: Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов... Толстой принёс им в дар то идеальное бессмертие, в котором волен и властен художник. У Льва Николаевича обыденность переходит в величие как-то незаметно. Он творит из праха, из ничего — и чистейшими волнениями волнует сердце. Из будней он устраивает праздник духа, из прозы вырастает у него благоуханная поэзия — поэзия любви, детства, природы. И хочется его благодарить, и хочется его благословлять. Поёт Наташа или она танцует русскую, от неё, этой “графинечки”, “где, как, когда всосавшей в себя этот дух?”, исходит светлый ток жизнерадостности; и в бархатной темноте ночи (помните, рязанская усадьба Ростовых Отрадное?) так много делается, такая радостная работа идёт в её восприимчивой и творческой душе, жадной к бытию, и так всё это овеяно счастьем, что кажется: мир склоняется над миром, и нет ничего другого, кроме этой отрады, кроме этой девушки, которая горит своим человеческим огнём, дышит всей своей молодою грудью.

10. Сцена из романа «Война и мир» (Разговор Наташи Ростовой с Соней. Т. 2. Ч. 3. Гл. 2).

11. Выступление учащегося (2).

Вдохновенным певцом “дворянских гнёзд” был Иван Сергеевич Тургенев. Никому другому не удалось так точно передать атмосферу усадебной жизни, протекавшей в домах, сооружённых по рисункам Растрелли, во вкусе прошедшего столетия, окружённых садами, заросшими бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной, рядом со светлыми прудами, окаймлёнными высоким красноватым тростником. Восхитительно дуновение красоты, которое несётся на нас от клавикорд тургеневской поэзии. Тургенев — это музыка, это хорошее слово русской литературы, которое что-то нежное и родное говорит всякому сердцу. Это пленительная камерная музыкальность, явствующая из его творений. Сладкий запах лип, и старый сад, и старинный ланнеровский вальс в истоме заснувшей ночи, и свежий запах русской летней ночи, и в её тенях невидимый, но милый Антропка, которого тщетно кличет звонкий голос брата, и ликующие песни жаворонков, и все эти сирени и беседки, освящённые тургеневской любовью, и тихая Лиза в тишине монастыря, и усадьба, теперь испепелённое дворянское гнездо, над которым в наши дни грустно склоняется седая тень Тургенева, — всё это духовно не умирает, поскольку не умирает русская душа. Тургенев уходит в прошлое, но прошлое не смерть. Над ним реет благодарность за всё, что он дал нашей культуре, нашей литературе. Тургенев остаётся дорог нам, как настроение, как воспоминание, как первая любовь.

12. Выступление учащегося (3).

Красоту жизни (уходящей жизни!) дворянских усадеб подарил нам замечательный русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Читая его произведения, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни высокому. Из житейской будничности он извлекает красоту и волшебное очарование. Бунин стремился запечатлеть обобщённый образ России. С детства всем нам врезается в память что-нибудь такое, что потом на всю жизнь остаётся образом Родины. Так Бунин и передал это всем знакомое чувство в рассказе «Антоновские яблоки». Писателю запомнились радостные лица осенью, когда в деревне всего вдоволь: “Ядрёная антоновка — к весёлому году”. Есть такая народная примета. А мужик, с гулом ссыпающий в меры и кадушки яблоки, “ест их с сочным треском одно за одним”. — “Вали, ешь досыта, — делать нечего! На сливанье все мёд пьют”. Бунин вместе с рассказчиком — героем «Антоновских яблок» — любовно рассматривает старинные фамильные альбомы со стихами, росчерками гусиного пера, книги в коже и на шершавой бумаге. Вот гостиные,
в них когда-то кипела жизнь. “Хорошие девушки и женщины жили когда-то в дворянских усадьбах! — восклицает автор. — Их портреты глядят со стены, аристократически-красивые головки в старинных причёсках кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные
и нежные глаза”. Мы восхищаемся культурой чувства, красотой жизни в широчайшем смысле, как восхищаемся нетленными творениями искусства.

13. Слово учителя литературы.

Давайте представим, что где-нибудь в доме с мезонином раскрывается окно и выглядывает из него бледная девушка, читательница Чехова, и держит она в руке томик его пьес, и слышится ей, будто в тишине лунного вечера играет скрипка, и несутся издалека меланхолические звуки, и плачет задушевная элегия — и сердце замирает в истоме под этот пленительный напев.

А сейчас мы посмотрим сцену из пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад», которая была признана одним из лучших драматических произведений XX века.

14. Сцена из пьесы «Вишнёвый сад» (Диалог Вари, Гаева, Раневской. От слов Вари: “Аня спит…” до слов Л.А. Раневской: “Белые массы цветов, голубое небо...” Д. 1). Исполнение ученицей романса «Астры осенние», слова С.Грея.

III. Заключительная часть

1. Заключительное слово учителя литературы. Фон: аудиозапись «Звуки природы».

К концу XIX века усадебная культура пришла в упадок. Чехов был прав: лопахинские топоры вырубили вишнёвые сады раневских. Лишь в русской классической литературе — от Державина до Бунина — остались бесценные свидетельства усадебной жизни XVIII–XIX веков.

2. Заключительное слово учителя культуры.

Самое печальное в жизни, в уходящей жизни, — это нравственное опустошение, которое она производит в нас. Тускнеют впечатления бытия, опошливаются и блекнут наши чувства. Но каждый раз природа опять чиста и нова, и утром так свеж росистый сад. И как это грустно — смотреть на белый вишнёвый сад, на длинную аллею, которая блестит в лунные ночи, и думать о том, что детство и чистота улетели навеки.

Ангелы небесные не покидают вишнёвого сада, и к саду возвращается его молодость, его чистая весна.

3. Видеофрагмент (гимназический бал).

Этим лирическим аккордом завершается наше путешествие, путешествие к истокам.

Приложение

Мир дворянской усадьбы. (Дневник путешественника)

1. Усадьба — родной дом для многих дворян.

2. Усадебная культура:

— барский дом;

— парк;

— праздники и будни.

3. “Дворянское гнездо” в произведениях классиков русской литературы (Александр Сергеевич Пушкин, Иван Сергеевич Тургенев, Лев Николаевич Толстой, Иван Алексеевич Бунин, Антон Павлович Чехов).

4. Дворянская культура и современность.

Рейтинг@Mail.ru