Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2004

Я иду на урок

Система уроков по творчеству И.А. Гончарова

Я ИДУ НА УРОК

И.МОСКВИНА,
Академический лицей,
г. Томск


Система уроков по творчеству И.А. Гончарова

Единство уроков по роману И.А. Гончарова осуществляется за счёт, во-первых, одной проблемы — выявления своеобразия авторской позиции, во-вторых, благодаря опоре на методику целостного анализа художественного произведения.

В разработке уроков использовался биографический и аналитический материал, представленный в следующих работах:

Жук А.А. Роман 60-х годов («Обломов», «Отцы и дети», «Что делать») // Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. М.: Просвещение, 1981. С. 38–87.

Криволапов В.Н. Ещё раз об обломовщине // Русская литература. 1994. № 2. С. 27–48.

Лошиц Ю.М. Гончаров. М.: Молодая гвардия, 1986. С. 365.

Мельник В.И. Реализм И.А. Гончарова. Владивосток, 1985. С. 139.

Николаев П.А. Гончаров // Русские писатели // Библиографический словарь. М.: Просвещение, 1990. С. 202–207.

Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое // Русская литература. 1992. № 1. С. 3–12.

Урок 1

Тема. И.А. Гончаров. Творческий и жизненный путь

Цели. Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.

Задачи

1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, “натуральной школы” в формировании личности писателя.

2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.

3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова.

Форма урока. Рассказ-лекция.

План-конспект

1. Становление и формирование личности писателя

а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.

б) Читательские пристрастия будущего писателя.

в) Московское коммерческое училище (1822–1830).

г) Московский университет (1831–1834).

д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.

е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой “натуральной школы”.

2. Своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова

а) Взвешенность, объективность позиции писателя по отношению ко всем важнейшим социальным, политическим, философским вопросам времени.

б) Защита моральных принципов, рождённых традиционным патриархальным укладом жизни, и понимание необходимости социальных перемен в стране.

3. Роман «Обыкновенная история» (1841) в творчестве писателя

а) Обзорное знакомство с содержанием произведения. Роль конфликта романтического и прагматического сознаний в структуре романа. История жизни, нравственных исканий А.Адуева. Особенности поэтики романа.

4. История создания романа «Обломов»

а) Публикация главы романа («Сон Обломова») в журнале «Современник».

б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики.

5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова, его роль в развитии гражданской позиции писателя

а) История путешествия «Фрегат Паллада». Соотношение российского и западного, российского и восточного сознаний, своеобразие русского национального характера.

6. Публикация романа «Обломов»

а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.

7. Роман «Обрыв», его место в творчестве художника

а) Проблематика произведения. Новый тип героя в творчестве писателя. Изменения в поэтике романа.

8. Публицистическое творчество И.А. Гончарова в 70-е годы XIX века.

а) «Мильон терзаний», «Гамлет», «Лучше поздно, чем никогда». Цикл очерков «Слуги старого века».

9. Подведение итогов.

а) Значение и своеобразие творчества И.А. Гончарова, его место в русской литературе XIX века. Особенности общественно-политической, гражданской позиции писателя.

Домашнее задание

1. Перечитать главу «Сон Обломова».

2. Выделить образы, приёмы, связывающие поэтику этой главы с волшебной сказкой.

3. Найти связь образов главы с древнегреческой культурой, с представлениями греков о “золотом веке”.

4. Обнаружить связь содержания главы с образами христианской мифологии (черты Эдема в жизни Обломовки).

Уроки 2–3

Цели

1. Актуализировать навыки выявления авторской позиции в произведении И.А. Гончарова «Обломов»; показать сложность авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность главы «Сон Обломова»; выявить связь проблематики романа с важнейшими вопросами российской действительности середины XIX века.

2. Способствовать формированию представления учеников о всесторонне развитой личности с выявленной гражданской позицией.

Задачи

1. Выявить: а) смысл названия романа; б) роль образов и приёмов волшебной сказки, древнегреческих и христианских мифов в создании идиллического образа Обломовки; в) показать несовпадение точки зрения повествователя и героя в структуре главы.

2. Выявить художественный смысл композиционного строения романа.

3. Раскрыть сложность и глубину размышлений автора о проблеме соотношения цельности человека и активности его жизненной позиции.

Тип урока. Проблемный урок с элементами семинарского занятия.

Постановка проблемы. Учитель напоминает ученикам, сколь диаметрально противоположную оценку получил роман в критике середины XIX века: одни увидели в романе и образе главного героя поэтизацию патриархального уклада жизни (А.В. Дружинин), другие — острую сатиру на него (Н.А. Добролюбов). В качестве примера столь же несовместимых точек зрения на позицию автора произведения можно привести высказывания современных исследований (Ю.Лощица и П.А. Николаева, например).

— Почему оказалось возможным столь разное прочтение романа разными читателями, профессиональными критиками и литературоведами?

В процессе обсуждения разных версий, предлагаемых учениками, учитель актуализирует знания по теории литературы: особенность проявления авторской позиции в эпическом произведении, её “спрятанность”, закон объективности, царящий в нём. По сведениям, полученным на первом занятии, делаем вывод, что законы романного жанра совпали с особой, объективной, жизненной и эстетической позицией самого писателя.

— В каких произведениях, которые мы с вами читали, вставала аналогичная проблема по обнаружению прямо не выявленного авторского отношения?

Вспоминают произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», А.С. Грибоедова «Горе от ума», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

— Каковы были наши действия по прояснению авторского отношения к героям, проблеме?

Анализ:

1) повествовательной структуры произведения;

2) системы персонажей;

3) композиции;

4) системы сквозных символических образов.

Учитель предлагает воспользоваться той же методикой при анализе романа И.А. Гончарова «Обломов».

Особенности повествования в романе

— Кто ведёт повествование в произведении?

Вспоминаем о соотношении таких понятий, как автор — повествователь — рассказчик — герой, об особенности проявления этого соотношения в реалистическом произведении, делаем вывод о преобладании точки зрения повествователя и героев в структуре романа И.Гончарова. Ещё раз подчёркивается объективность манеры повествования, выделяется роль детали как важного средства выявления авторской позиции в эпическом повествовании: раскрывается смысл основных деталей первых глав романа (запылённая книга, диван, халат, и так далее).

Смысл названия произведения

— О чём говорит название произведения?

Выявляем, что имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.

— Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно?

Ученики называют главу «Сон Обломова» — главу, особенность которой подчёркнута наличием названия.

— В каких ранее изученных произведениях описываются сны? Каковы были его функции?

А.С. Пушкин — «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»; А.С. Грибоедов — «Горе от ума».

1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон — как идиллия, мечта.

3. Сон — как предвидение будущего.

— Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

— Какими средствами создаётся идилличность образа Обломовки?

(Работа по тексту с опорой на домашнее задание.)

1. Отмечаем использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:

а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;

б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);

в) любимые герои этого волшебного мира — Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец.

2. Отражение древнего представления о “золотом веке” в жизни обломовцев (в работе опираемся на те знания, которые получили слушатели спецкурса «Мировая художественная культура»):

а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;

б) духовная щедрость;

в) естественность;

г) изобилие;

д) молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой — вечный сон.

3. Черты христианского образа Эдема, рая в главе «Сон Обломова»: Обломовка —

а) мир изобилия;

б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);

в) мир, где всем ясно, что труд — Божье наказание за излишнюю любознательность.

— Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?

Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич — знак повторения отца, его жизни).

Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка — мечта-утопия.

— Какое дополнительное прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?

Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.

— Как Обломов представляет будущее России?

Для ответа на этот вопрос необходимо внимательно проанализировать философскую позицию героя. Имена каких известных вам философов упоминаются в романе? Какие философские учения напоминают вам воззрения Обломова?

(Правомочность подобных вопросов ученикам 10-х классов определяется тем, что, во-первых, при изучении различных художественных методов в 9-м классе выявлялась их философская основа, во-вторых, тем, что в лицейской программе есть курс истории философии.)

Ж.-Ж. Руссо — концепция естественного цельного человека (указываем, где и как упоминается имя учёного, его идеи). Философия покоя — философия Востока (ещё раз выявляем символический смысл детали — восточный халат Обломова, обращаем внимание на местоположение Обломовки — ”где-то на востоке”).

— Каким образом в сознании главного героя устанавливается связь между концепцией Руссо и философией покоя?

По мнению Обломова, цельность и гармония предполагает состояние покоя, движение — проявление дисгармонии (отсылка к материалу курса физики).

Итак, нравственный идеал Обломова — цельная гармоничная личность, социальный идеал — патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.

— Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?

(Возвращаемся к основной проблеме уроков — выявление авторской позиции.)

Отмечаем наличие авторской иронии и авторских корректирующих помет в повествовании об Обломовке:

1) абсолютная идиллия “сказки” об Обломовке разрушается словами повествователя о “злой и коварной сатире на наших предков, а может быть, ещё и на нас самих” в сказке о Емеле;

2) для жителей “золотого века” была характерна гармоничность их духовного и физического развития, одно из характернейших качеств древнего грека — любознательность; в образе обломовцев педалируется биологическое начало и полное отсутствие любознательности;

3) “обломовский” рай — не для всех: “кое-где, как муравей гомозится на чёрной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом”.

Обломовка, модель патриархальной России, — идеал героя. Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность (обращаем в связи с этим внимание на семантику фамилии героя: Обломов — “обломок”, часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии. Руссо проповедует гармонию цельной личности, гармония Обломова — гармония барина (части личности). Не рай, а “обломок” рая).

— Подтверждает ли наши выводы композиция романа?

Отмечаем “отрывочное”, “эпизодическое” строение романа с хронологическими смещениями событий (петербургское лежание — мысленное возвращение в детство — Штольц — Ольга — Выборгская сторона). Отсутствие в жизни героя развивающейся, последовательной линии жизни, её “кусочность”, “обломочность”. Моменты остановившейся жизни (реализация философии покоя).

Вывод. Анализ поэтики названия главы «Сон Обломова», композиции романа доказывает мысль о несовпадении нравственного и социального идеала героя и автора.

Домашнее задание (по вариантам). Сопоставительная характеристика героев (выявить, какие слабые и сильные стороны каждого из них это сопоставление обнаруживает).

1в. Обломов — Захар;

2в. Обломов — визитёры;

3в. Обломов — Штольц;

4в. Обломов — Ольга;

5в. Обломов — Агафья Матвеевна.

Уроки 4–5

Цели

1. Показать роль системы персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции; раскрыть своеобразие авторского идеала и его концепции России.

2. Сформировать представление о гармонической личности как ориентире для самовоспитания каждого человека.

Задачи

1. Показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А. Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей произведения.

2. Выявить своеобразие средств создания образа героя в художественном мире писателя.

Тип урока. Проблемный урок с элементами семинарского занятия.

В начале урока повторяются основные выводы предыдущих уроков. Для этого задаются следующие вопросы:

1. Почему роман И.А. Гончарова «Обломов» вызвал и до сих пор вызывает неоднозначные трактовки?

2. Какие средства выявления авторской позиции вы знаете?

3. Смысл названия романа?

4. Является ли Обломовка идеалом? Чьим? Докажите свою мысль.

5. В чём особенности композиционного строения романа?

Постановка проблемы. Учитель предлагает ученикам продолжить работу по выявлению авторского отношения к изображаемым событиям в романе И.А. Гончарова, напоминает о том, что важнейшим средством раскрытия авторской позиции является система персонажей: через сопоставление одного героя с другим выявляются их сильные и слабые стороны, корректируется авторская мысль, обнаруживаются нюансы в её развитии (ученики вспоминают, как анализ системы персонажей-двойников в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» помогал придти к пониманию своеобразия авторской позиции).

Учитель отмечает моноцентрическую структуру произведения: все персонажи сконцентрированы вокруг главного героя, описывая его общение, контакты с другими людьми, автор раскрывает их характер и показывает новые грани характера главного героя. Предлагается при анализе системы персонажей в романе И.А. Гончарова пользоваться логикой “расположения” героев в самом произведении, что позволяет проследить постепенное, последовательное развитие авторской мысли.

Обломов — Захар. Кем является Захар? В каких взаимоотношениях он находится с Обломовым? Какие черты того и другого выявляются в процессе их взаимоотношений? Комичен ли образ Захара? Какова роль финала в раскрытии драмы Захара? Какими средствами создаются образы героев?

В процессе анализа выявляется принцип взаимодополняемости в обрисовке героев, взаимодействие комического и драматического в их описании, отмечается своеобразие портретной характеристики, её роль, роль быта в создании образа героя, раскрываются функции повторяющихся описаний, детали.

— Каких героев русской литературы первой трети XIX века напоминают те качества Обломова, которые проявились в первых эпизодах? Типологической чертой каких героев является бездеятельность, нереализованность в деле?

Вначале называется гоголевский Манилов, потом тип “лишнего человека”.

— Чем освещение проблемы “лишнего человека” в этом романе отличается от её рассмотрения в предшествующей литературе?

В ходе обсуждения приходим к следующим выводам:

1. И.А. Гончаров довёл логику развития “лишнего человека” до её логического завершения (нереализованность — полная бездеятельность).

2. В произведениях А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и особенно М.Ю. Лермонтова “лишний человек” — личность незаурядная, титаническая. И.А. Гончаров показал, как действительность губит не титана, а заурядного сына века, в котором есть природные задатки не лидера, а просто хорошего человека.

3. В романе «Обломов» сделан акцент на исследовании условий, порождающих “лишнего человека” (“обломовщина” как социально определённое трагическое воплощение “рока”).

4. Конфликт (человек — среда) перемещён внутрь самого героя: мешает осуществиться личности “помещика” в самом герое, в его душе.

Итак, в начале романа автор выявляет самые негативные стороны и Обломова, и Захара (преобладание комических сцен ссор, размолвок, бездеятельность, лень героев, барство Обломова). Однако заканчивается первый фрагмент романа искренним саморазоблачением героя, которое показывает его способность трезво мыслить, здраво размышлять.

— Что нового в наше восприятие героя вносит его сопоставление с его многочисленными гостями, визитёрами? Почему так много гостей приходит к “неподвижному”, бездеятельному герою? Чем он интересен для них? Похожи ли чем-либо все приходящие герои друг на друга? На Обломова? Какими средствами пользуется автор для создания образа гостей? Ставится ли в этой части романа проблема целостной гармоничной личности? Кем она поднимается?

Отмечается мнимый характер деловитости визитёров, суетливость, “механистичность” их поведения, подчёркнутые чисто внешней обрисовкой их образов и употреблением приёма повтора в их описании, обращается внимание на то, что каждый герой — воплощение одной определённой стороны петербургской жизни, одной грани человеческой личности, поэтому они предстают как “раздробленные” люди. Показывается притягательная сила искренности, сердечности, естественности Обломова. Акцентируется то, что именно он видит “раздробленность” современного человека (и свою в том числе), и то, что размышления героя о целостности личности драматичны, глубоки и искренни.

Делается вывод, что наше представление о герое после “парада гостей” усложняется, становится более неоднозначным. Ещё более сложным оно становится после появления Штольца.

Обломов — Штольц

— Кто такой Штольц? Чем он занят? Что связывает Обломова и Штольца, каковы их взаимоотношения? Какие факты биографии доказывают, что образ Штольца задуман как воплощение идеала гармоничной личности? Осуществился ли авторский замысел в полном объёме?

Показывается активность Штольца, присущая ему культура деятельности, культура разума. Отмечается, что на его фоне вновь рельефно выступает патриархальная пассивность Обломова, что в образе Штольца видна авторская попытка воплотить идеал гармоничной личности: соединение русского духовного (материнского) начала и немецкого рационального деятельного (отцовского), поиск “равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа (он присущ и самому герою — Штольцу).

Вместе с тем обнаруживается ограниченность Штольца, неясность самой сути его деятельности, её цели. Отмечается некоторое сходство Штольца с другими “гостями”, его зависимость от суетности. Демонстрируется, как в отношениях со Штольцем проявляется красота души Обломова, его способность думать о смысле жизни, деятельности, о направленности её на человека. Обломов предстаёт как человек, который страстно ищет, хотя и не находит, норму жизни. Отмечается использование исповеди как способа раскрытия души героя.

Таким образом, сопоставление этих двух образов приобретает особую важность, выявляет сложность авторского идеала, его связь и с духовным — нравственным, патриархальным, и с современным — деятельным, рациональным началами. Идеал оказывается не воплощённым ни в одном из до сих пор рассмотренных героев.

— Может быть, таким героем является Ольга?

Ольга — Обломов

— Что прельщает в Ольге и Обломова, и Штольца? Какими средствами пользуется автор при описании Ольги, её взаимоотношений с Обломовым? Почему расстались Ольга и Обломов? Виноват ли в этом только Обломов?

Выявляются черты “нового человека” в Ольге (жажда нового, жажда деятельности, поиск высокой благородной цели этой деятельности), её искренность, поэтичность, которые с новой силой высвечивают аналогичные качества души Обломова и заставляют его проснуться. Отмечаются особая лиричность эпизодов, посвящённых описанию взаимоотношений Ольги и Обломова, роль пейзажных описаний в создании поэтической атмосферы, иная по сравнению с первыми эпизодами функциональная нагрузка детали (ветка сирени).

Акцентируется внимание на принципиально новом подходе И.А. Гончарова к освещению проблемы “возрождении души” человека: автор доказывает, что человека воспитывают не высокие просветительские призывы, а сама реальная жизнь, которая окружает человека с детства. Вновь выявляется тема “обломовщины” как рока, мотив устойчивости сознания человека (Обломова). Вместе с тем показывается, что пробуждение Обломова не состоялось и по вине Ольги: её любовь носила рассудочный, просветительский характер (“ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразится в нём”), её чувству не хватало непосредственности, естественности. Всё это особенно рельефно выступает при сравнении двух женских образов.

Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна

— Какие качества того и другого образов выявляет это сопоставление?

Поэтичность, одухотворенность Ольги — “биологичность”, предельная изначальная заземлённость, погружённость в быт, недалёкость Агафьи Матвеевны.

Уникальность, рассудочность Ольги — способность к нерассуждающей, самоотверженной любви Агафьи Матвеевны. Отмечается высокий драматизм повествования о ней в финале (куст сирени, посаженный её руками на могиле, возможно сопоставление ситуации с повестью Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»).

При этом книжная, “идеальная” любовь Ольги заставляет на время проснуться, помолодеть. Самоотверженная любовь Агафьи Матвеевны успокаивает и усыпляет героя окончательно.

Вывод. Идеал автора не воплотился ни в одном из героев произведения, вместе с тем почти каждый из них несёт в себе какую-то грань этого идеала.

Этико-эстетический идеал автора: сохранение целостности естественной личности во всей полноте её эмоциональных деятельных и рациональных начал, в её активном общественном самоутверждении.

При переведении разговора об идеале автора в более социальный план отмечается, что Гончарову, без сомнения, дорог образ патриархальной России (не случайно и центральное положение именно Обломова, и особое место главы «Сон Обломова» в структуре романа). Вместе с тем патриархальная Россия не является абсолютным авторским идеалом. И.А. Гончаров, без сомнения, видит жизненно важную необходимость движения России вперёд. Покой (застой) оборачивается сном и смертью.

Таким образом, главенствующим в авторской концепции является принцип меры, гармонии, “золотой середины”. Он проявляется как в этике, эстетике, так и в поэтике произведения. В ходе анализа отмечались черты, приёмы, которые могли бы позволить отнести произведение к бытоописательному (например, описание квартиры Обломова, дома и быта Пшеницыной), к философскому (насыщенность философской проблематикой), к лирико-психологическому (введение исповедей, писем, сна, пейзажных зарисовок) роману. В произведении И.А. Гончарова все эти жанровые принципы, особенности гармонично соединяются. Бытие растворено в быту, бытовой уровень не входит в противоречие с мировыми вопросами, над которыми мучительно размышляют герои.

Домашнее задание. Сочинение на одну из следующих тем:

1. Идеал человека-гражданина в романе И.А. Гончарова «Обломов».

2. Этико-эстетический идеал автора И.А. Гончарова (по роману «Обломов»).

3. Концепция России в романе И.А. Гончарова «Обломов».

4. Обломов, его жизненная и философская позиция (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).

5. Проблема “лишнего человека” в романе И.А. Гончарова «Обломов».

6. Проблема гармоничной целостной личности в романе И.А. Гончарова «Обломов».

7. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Рейтинг@Mail.ru