Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2004

Я иду на урок

Малые жанры народного творчества

Уроки томских учителейГерб города Томска

Анна ЗЛОБИНА,
школа № 54,
г. Томск


Малые жанры народного творчества

Поурочная разработка по литературе. 5-й класс*


Материалы «Семинария» подготовлены Н.А. Комаровой (Томский ИПКРО).
* Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

Урок 1. Что такое фольклор? Фольклорные жанры

Цель урока. Познакомить с терминами “фольклор”, “жанры фольклора”; вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора.

I. Игра «Литературное лото»

1. Учащиеся делятся на команды по 4 человека в каждой команде.

2. Командам раздают карточки с напечатанными литературоведческими терминами: “пословица”, “поговорка”, “загадка”, “считалка”, “скороговорка”, “потешка”, “колыбельная песенка” и так далее.

3. Учитель читает тексты, учащиеся определяют жанр. После чтения учителем дети совещаются. Команда, у которой карточка с ответом, поднимаёт её.

а)

Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке щетинка. (Поросёнок.)

б)

Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!

в) По платью встречают, по уму провожают.

г)

Баю — баюшки-баю,
Не ложися на краю —
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди!

д) Наш Полкан попал в капкан.

е)

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной лапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг в… яму
Бух!

II. Сообщение учителя

Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Термин “фольклор”, который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж. Томс, в переводе означает “народная мудрость”. Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда — только словесное.

Фольклор отличается следующими чертами: устная форма бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусства.

У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. Это набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты — “ни в сказке сказать, ни пером описать”; формула повелевания — “встань передо мной, как лист перед травой”), постоянных эпитетов.

Работа со статьёй учебника (с. 5–7).

Работа парами. Задание: найти в тексте определение понятий. Привести пример из учебника или свой. (Дети находят термины: “пословица”, “поговорка”, “загадка”. Найденные термины записывают в тетрадь.)

Составляется таблица.

Жанр Задача жанра
1. Пословица — краткое изречение. Кратко и точно оценить характеры и поступки людей.
2. Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни.
3. Считалка — стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. “Формула” — тот и выйдет вон. Помочь весело распределить роли в игре.
4. Загадка иносказательно описывает предмет.
Три типа:
1) перечисление признаков загаданного;
2) открытое сравнение признаков загаданного;
3) скрытое сравнение признаков загаданного.
Учит угадывать задуманное.
5. Побасёнка — разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера. Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.
6. Небылица рассказывает необычную, выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни. Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.
7. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми. Весело учить малыша жестам, навыкам.

III. Итог урока

Учащиеся работают в группах. Учитель раздаёт тексты.

Задание: определить жанр, прокомментировать своё решение.

Карточки с текстами.


Ходит сок по лавке,
А дремота по избе,
Ищет — поищет деточку мою,
Где найдёт, тут и спать кладёт.


Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две поплоше
Несли по два гроша.


Ягодка малина,
Медок, сахарок,
Поди вон, королёк,
Там тебе место — в кислое тесто.


— Тит, иди молотить!
— Брюхо болит!
— Тит, иди щи хлебать!
— Где моя большая ложка?


Едут, гонят семеро на конях,
Все на лошадях, в красных шапках.
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!


Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает.


Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое — стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое — колесо,
Чтоб тебя разнесло!


Из-за лесу, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке, дети на телятках,
внуки на собаках.


IV. Задание на дом (по выбору)

1. Подобрать свои задания для карточек лото.

2. Написать рассказ, в который бы вошли пословицы, поговорки, загадки.

3. Что такое обряд? Попытайтесь найти материалы об этом виде фольклора.

Урок 2. Загадки

Цель урока. Познакомить с происхождением и природой загадок; развивать умение отгадывать и сочинять загадки.

I. Проверка домашнего задания

Учащиеся, подготовившие карточки для лото, проводят игру. Учащиеся, написавшие рассказ или сообщение, читают свои работы в группах. Группа выбирает понравившуюся работу, и она предлагается вниманию класса.

II. Новая тема

— На доске записаны два текста. Определите, к какому жанру они относятся.

Лёжа лежал,
Да и в речку побежал.

Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не масло, с хвостиком, а не мышь.

— Как вы определили, что это загадки?

— Чем загадка схожа с пословицей и поговоркой?

III. Как “сделана” загадка?

Загадка, как правило, состоит из одного предложения. Загадки бывают трёх основных типов.

Первый тип — простое перечисление признаков загаданного предмета.

Второй тип — последовательное сравнение загаданного предмета с разными предметами по одному признаку, потом загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, но уже по другому признаку. Сравнение бывает открытое с помощью слова “как”.

Бывает и отрицательное сравнение с помощью слов “не …, а …”.

Третий тип — “скрытое” сравнение (метафора), которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую картину жизни.

Класс делится на группы или пары (в зависимости от оставшегося времени). Группа (пара) получает карточку с загадкой и определяет, к какому типу относится загадка.


Меж двух светил
Я в середине один.


Белые хоромы,
Красные подпоры.


Красненька, кругленька,
Листочки продолговатеньки.


Кто бежит без провода?


Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.


Зубастый зверёк
Грызёт с визгом дубок.


На лесной полянке
Красуется Татьянка —
Алый сарафан,
Белые крапинки.


Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук “ж” твержу.


Эй, звоночки, синий цвет, —
С язычком, а звону нет.


Какой колокольчик не звенит?


Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт.


С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост — колечком.


Пять чуланов — одна дверь.


Два брюшка — четыре ушка.


От топота копыт
Пыль по полю летит.


Архип осип.
Осип охрип.


Параллельно идёт отгадывание загадок и определение их тематики.

V. Знакомство с литературными загадками

Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются.

Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас.
(С.Маршак)

Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной… [дорожке]
(К.Чуковский)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(К.Чуковский)

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная.
(К.Чуковский)

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(К.Чуковский)

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт — заплачет она и умрёт.
(К.Чуковский)

VI. Происхождение загадок

Происхождение загадок относится к глубокой древности. Учёные предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам и явлениям. Охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять “подставные” слова. С этими “подставными” словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: “Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” (“Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей”).

VII. Задание на дом (по выбору)

1. Сочинить свою загадку.

2. Подобрать загадки трёх основных типов.

3. Провести конкурс рисованных загадок.

Урок 3. Сказка. Виды сказок

Цель урока. Продолжить знакомство со сказкой; познакомить с терминами “сказка”, “присказка”, “зачин”, “концовка”, “премудрости” сказки.

I. Проверка домашнего задания

Дети читают придуманные загадки, класс определяет, к какому типу они относятся. Во время проверки загадок определённого типа класс оценивает правильность их классификации.

II. Есть ли у вас любимые сказочные герои? Как вы думаете, могут ли поселиться в одном домике все названные вами герои? (лиса, кот, медведь; Аладдин, Баба-яга, царь, мужик, Снегурочка)

Раньше мы как-то не задумывались о том, какие бывают сказки. А оказывается, сказки можно разделить на три большие группы.

Задание для работы в парах (с. 9 учебника, статья «Русские народные сказки»).

Какие герои действуют в волшебных, социально-бытовых, сказках о животных. После ознакомления со статьёй учебника заполняется таблица.

Волшебные О животных Социально-бытовые
Персонажи, герои
Заступник,
злодей,
страдалец,
чудесные
помощники.
Животные Обычные люди

Теперь можно вернуться к домикам и расселить персонажи, прокомментировав своё решение.

III. Сообщение учителя

Сказки — произведения большого искусства. Кто же создал эти сказки? Реальными создателями сказок, конечно, были их исполнители — многие и многие безымянные сказочники (бахари).

Чем же сказки отличаются от других жанров?

Сказка — художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера.

Композиция сказки (построение художественного произведения):

  • присказка;
  • зачин;
  • концовка.

Дети, работая со статьёй учебника на странице 10, находят значения терминов (“присказка”, “зачин”, “концовка”), приводят примеры.

Сказку можно узнать по сказочным “премудростям”:

  • постоянные эпитеты (Иван-Царевич, добрый молодец, красно солнышко);
  • троекратные повторы (за тридевять земель, в тридевятое царство, три сестры, три испытания и т.д.);
  • повторы слов в разных частях сказки;
  • “формулы” — особые слова, которые повторяются из сказки в сказку (конь бежит, земля дрожит; что, Иван-Царевич не весел, буйну голову повесил; не горюй, ложись спать, утро вечера мудренее…).

Все эти особые подсказки народ придумал для того, чтобы было легко запоминать и рассказывать произведение.

— Можно ли сказать, что слова “сказка” и “рассказ” синонимы?

— Собиратель сказок и сказочник (бахарь) — одно и то же?

— Одинаковые ли это вещи — читать сказки и рассказывать их?

IV. Оформление памятки «Как рассказывать сказку»

1. Рассказывай медленно, плавно.

2. Сохраняй сказочные «премудрости».

3. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды.

4. Начинай с присказки, завершай концовкой.

V. Задание на дом

Подготовить пересказ сказки «Василиса Премудрая».

Урок 4. Волшебная сказка

Цель урока. Знакомство с особенностями волшебной сказки.

I. Проверка домашнего задания (пересказ сказки «Василиса Премудрая»).

II. Сообщение учителя о волшебных сказках

Волшебная сказка составляет 1/5 часть всех сказок. Она имеет мифологическое происхождение. В волшебных сказках всегда есть положительные герои (Иванушка-дурачок, Марья Моревна, старший брат, гонимая сиротка и т.д.). В качестве врагов положительных героев действуют фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Баба-яга. Конфликт в волшебной сказке развивается при помощи чудесных сил, чудесных помощников (конь, добрая старуха, лягушка и т.д.), чудесных предметов (кошелёк-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка, гусли-самогуды). Волшебная сказка длиннее других видов сказок.

III. Работа с текстом сказки «Василиса Премудрая»

1. Найдите сказочный зачин.

2. Кто главный герой сказки? Какие невероятные события с ней происходят? Кто ей в этом помогает?

3. Какое событие является кульминационным? (Кульминация — самый напряжённый момент в произведении.)

4. Задания для работы в парах: привести примеры использования в сказке троекратного повтора и сказочного числа три; сказочных “формул”; постоянных эпитетов.

5. Назовите всех остальных героев сказки. Какие из них положительные, какие — отрицательные? Приведите примеры положительных и отрицательных героев из других сказок.

6. Какие качества положительных героев воспели сочинители сказок?

7. Найдите в сказке концовку. Какие ещё концовки вы помните?

IV. Волшебная сказка строится по следующей схеме: сюжет (завязка, вершина, развязка), троекратный повтор сходных испытаний.

V. Задание на дом

Найти волшебную сказку, отметить в ней все сказочные “премудрости”.

Урок 5. Сказки о животных

Цель урока. Обратить внимание на художественные особенности сказок о животных.

I. Проверка домашнего задания

II. Знакомство со сказками о животных

— Чем волшебная сказка отличается от сказки «Откуда ветер дует»?

Дети читают в учебнике сказку. В паре обсуждают варианты ответов на поставленный на вопрос.

— Давайте вспомним схему, по которой строится волшебная сказка: сюжет (завязка, вершина, развязка), троекратный повтор сходных испытаний. Посмотрите, сказка о животных сразу начинается с завязки? Найдите развязку и прочитайте. Что ещё есть в этой сказке? (Последействие, которое читатель может предсказать сам.)

— А есть ли в сказке о животных троекратные повторы сходных ситуаций? В сказке о животных троекратные повторы словесные. Главное происходит в процессе диалога.

Схема построения сказки о животных: преддействие, сюжет (завязка, вершина, развязка), последействие.

III. Попробуйте приготовить пересказ сказки, убрав из неё диалог.

Заслушивается несколько детей. Получился ли пересказ интересным? Почему? О чём нужно помнить, пересказывая сказки о животных?

IV. Работа по хрестоматии

Найти сказку о животных, прокомментировать свой выбор. Подготовить пересказ эпизода с диалогом.

V. Задание на дом

Прочитать сказки «Вазуза и Волга», «Сказка-анекдот». Подумать, к какой группе сказок они будут относиться.

Урок 6. Социально-бытовые сказки. Сказка-анекдот

Цель урока. Знакомство с особенностями бытовых сказок.

I. Проверка домашнего задания

Выслушать все предложенные детьми варианты. Зафиксировать их на доске. Сделать вывод, что эти сказки не являются ни волшебными, ни о животных.

II. Чтение по ролям сказки-анекдота

III. Выполнение заданий

— Как построена сказка-анекдот («Вазуза и Волга»). Какой схеме построения сказки она соответствует?

— Кто главный герой сказки?

— Кто помогает герою?

— Какие черты характера воспеваются сказочником? Почему?

— Какие сказочные “премудрости” есть в этих сказках?

— Есть ли в сказках концовки?

— Почему сказку так интересно назвали «Сказка-анекдот»?

IV. Сообщение учителя

Слово “анекдот” восходит к греческому anekdotes — неизданный, неопубликованный. Считается, что мировая история анекдота началась с Византии (VI век), когда историк и государственный деятель Прокопий Кесарийский создал «Тайную историю», направленную против императора и содержащую рассказы о неблаговидных поступках правителя и императрицы Феодоры. Эти рассказы и стали называться анекдотами, то есть произведениями, содержание которых — тайная история, не имеющая документального подтверждения, но при этом вполне достоверная.

— Можно ли эту сказку назвать просто анекдотом? Почему?

V. Задание на дом

Подготовить сказку для конкурса «Лучший сказитель».

Урок 7. Конкурс «Лучший сказитель»

Цель урока. Обучение пересказу, обучение устной монологической речи.

I. Проверка домашнего задания

Заслушивание пересказов. Во время пересказывания слушатели выполняют роль экспертов. Оценивают пересказ по следующим параметрам:

 Рассказывание должно быть медленное, плавное.

 Сохранена схема построения каждой группы сказок.

 Сказка должна начинаться с присказки (зачина), завершаться концовкой (послесловием).

 Сохранены сказочные “премудрости”.

 Сказитель рассказывает не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то ускоряется.

II. Итог урока

Оценивание пересказов. Выбор «Лучшего сказителя».

III. Задание на дом

Попробуйте свои силы, сочините сказку.

Рейтинг@Mail.ru