Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2004

Архив

Задания заключительного этапа IX Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Задания заключительного этапа IX Всероссийской олимпиады школьников по литературе

По традиции публикуем задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, прошедшей 12–17 апреля в Смоленске (см.: Литература. 2004. № 17).

Задания печатаются в том графическом исполнении, в каком они были получены редакцией от жюри Олимпиады (электронный файл).

Как обычно, заключительный этап состоял из трёх туров, отдельно для учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов.

В первом туре участники занимались комплексным анализом художественного прозаического текста: В.М. Гаршин «Сигнал» (9-й класс), И.С. Тургенев «Татьяна Борисовна и её племянник» (10-й класс), Л.Н. Андреев «Город» (11-й класс).

Во втором туре следовало дать интерпретации стихотворных произведений: Г.Р. Державин «Ласточка» (9-й класс); Е.А. Баратынский «Болящий дух врачует песнопенье…», М.Ю. Лермонтов «Не верь себе, мечтатель молодой…», Ф.И. Тютчев «Поэзия» (10-й класс); Н.А. Некрасов, фрагмент из поэмы «Тишина» (“Храм Божий на горе мелькнул… Пред этим скудным алтарём”), А.А. Блок «Вхожу я в тёмные храмы…», О.Э. Мандельштам «Айя-София» (11-й класс).

Ответы на задания третьего тура мы, также по традиции, опубликуем в одном из следующих номеров. Нам было бы интересно узнать мнение о заданиях тех педагогов и школьников, которые захотят попробовать свои силы на литературно-олимпийской стезе.

Задания III тура
«История и теория литературы, культура»,
9-й класс

1. Определите произведение, из которого взято описание природы. Назовите автора.

1) Но едва … выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.

2) Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек.

3) …все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец громовый удар раздался в другой раз и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра. Сначала, принявши косое направление, хлестал он в одну сторону кибитки, потом в другую, потом, изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил прямо в верх этого кузова...

4) Ещё до восхождения солнечного <она> встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, пригорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света.

5) Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари. На темном небе начали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни, кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но не один сухой листок не шевелился...

2. Определите название произведения и автора по названным реальным историческим лицам.

А) Александр Македонский, Пушкин, Смирдин, Карамзин, Загоскин.

Б) Петр 1, Ермолов, Бальзак, Гёте, Байрон, Архимед, Вальтер Скотт, Юлий Цезарь.

В) Ришелье, Казанова, Сен-Жермен, Монгольфье, Данте, Наполеон.

Г) Баратынский, Денис Давыдов, Ипсиланти.

Д) Богданович, Жан-Поль, Людовик ХIV, мадам де Помпадур.

3. Проанализируйте стихотворение А.Н.Майкова «Осенние листья по ветру кружат…». Определите своеобразие стихотворной формы, стилистические приёмы, жанровые особенности.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
<1863>

Какова основная мысль стихотворения?

Определите позицию автора.

4. Назовите чин и звание литературного персонажа.

Грибоедов А.С. «Горе от ума»:

Скалозуб

Кузьма Петрович

Молчалин

Пушкин А.С. «Станционный смотритель»:

Самсон Вырин

«Дубровский»

Троекуров

Андрей Дубровский

Гоголь Н.В. «Ревизор»:

Хлестаков

Шпекин

«Шинель»:

Башмачкин

«Нос»:

Ковалев

Нос

«Женитьба»:

Подколесин

Гоголь «Мертвые души»:

Чичиков

Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»:

Максим Максимыч

Печорин

5. Соотнесите имена русских писателей и названия учебных заведений, в которых они учились.

Казанская гимназия          М.Е. Салтыков-Щедрин

Царскосельский лицей     В.А. Жуковский

Тобольская гимназия     Д.И.Фонвизин

Московская славяно-греко-латинская академия      Г.Р. Державин

Благородный пансион при Московском университете     П.П. Ершов

Гимназия при Московском университете      М.В. Ломоносов

6. Назовите 4 романса М.И.Глинки на слова А.С.Пушкина.

7. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов "Водевиль".

8. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Какому литературному герою вы бы хотели поставить памятник и почему?»

10-й класс

1. Определите произведения, из которых взяты следующие пейзажи. Назовите авторов.

1) Зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге была сильная оттепель. Так размокропогодило, что как будто весне быть: снег таял, с крыш падали днем капели, а лед на реках посинел и взялся водой. На Неве перед самым Зимним дворцом стояли глубокие полыньи. Ветер дул теплый, западный, но очень сильный: со взморья нагоняло воду, и стреляли пушки.

2) В лесу те же деревья, но в шуме их явился особенный смысл: между ими и ею водворилось живое согласие. Птицы не просто трещат и щебечут, а все что-то говорят между собой; и все говорит вокруг, все отвечает ее настроению; цветок распускается, и она слышит будто его дыхание.

3) Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

4) День опять был ясный и теплый…С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем непохожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его.

5) Еще с раннего утра все небо обложили дождевые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждешь дождя, а его нет… Далеко впереди еле были видны ветряные мельницы села Мироносицкого, справа тянулся и потом исчезал далеко за селом ряд холмов, и оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если стать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползущую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город.

2. Определите название произведения и автора по названным реальным историческим лицам.

А) Петр 1, Карамзин, Хвостов, Берх.

Б) Ньютон, Кеплер, Магомет, Льюис, Руссо, Ливингстон, Ликург, Наполеон.

В) Некрасов, Мопассан, Толстой, Золя, Шекспир, Наполеон, Садовский, Тургенев.

Г) Пушкин, Шиллер, Гёте, Рафаэль, Бюхнер, Ж.Санд, Руссо, Шуберт, Веллингтон, Либих.

Д) Белинский, Гоголь, Блюхер, архимандрит Фотий.

3. Перечислите используемые в отрывке из главы «О корени происхождения глуповцев» («История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина) стилистические приемы, фольклорные и литературные жанровые традиции, известные литературные «первоисточники». /ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОТРЫВКА – для обсуждения/

"Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслью по древу, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и предобрый тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло". <Так начинает свой рассказ летописец, и затем, сказав несколько слов в похвалу своей скромности, продолжает.>

Был < , говорит он, > в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря. Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку "тяпать" головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется - об стену тяпают; Богу молиться начнут - об пол тяпают. По соседству с головотяпами жило множество независимых племен < , но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно>: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи. Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждовали между собою. Заключали союзы, объявляли войны, мирились, клялись друг другу в дружбе и верности, когда же лгали, то прибавляли "да будет мне стыдно", и были наперед уверены, что "стыд глаза не выест". Таким образом взаимно разорили они свои земли <, взаимно надругались над своими женами и девами и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны. Но когда дошли до того, что ободрали на лепешки кору с последней сосны,когда не стало ни жен, ни дев, и нечем было "людской завод" продолжать,тогда> …Головотяпы первые взялись за ум. Поняли, что кому-нибудь да надо верх взять, и послали сказать соседям: будем друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает. <"Хитро это они сделали, - говорит летописец, - знали, что головы у них на плечах растут крепкие - вот и предложили". И действительно,>… как только простодушные соседи согласились на коварное предложение, так сейчас же головотяпы их всех, с Божьей помощью, перетяпали. <Первые уступили слепороды и рукосуи; больше других держались гущееды, ряпушники и кособрюхие. Чтобы одолеть последних, вынуждены были даже прибегнуть к хитрости. А именно: в день битвы, когда обе стороны встали друг против друга стеной, головотяпы, неуверенные в успешном исходе своего дела, прибегли к колдовству: пустили на кособрюхих солнышко. Солнышко-то и само по себе так стояло, что должно было светить кособрюхим в глаза, но головотяпы, чтобы придать этому делу вид колдовства, стали махать в сторону кособрюхих шапками: вот, дескать, мы каковы, и солнышко заодно с нами. Однако кособрюхие не сразу испугались, а сначала тоже догадались: высыпали из мешков толокно и стали ловить солнышко мешками. Но изловить не изловили и только тогда, увидев, что правда на стороне головотяпов, принесли повинную.> Собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие племена, головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого-нибудь порядка. <Истории этого устройства летописец подробно не излагает, а привоит из нее лишь отдельные эпизоды.> Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом блоху на цепь приковали, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец, утомились и стали ждать, что из этого выйдет. Но ничего не вышло. <Щука опять на яйца села; блины, которыми острог конопатили, арестанты съели; кошели, в которых кашу варили, сгорели вместе с кашею. А рознь да галденье пошли пуще прежнего: опять стали взаимно друг у друга земли разорять, жен в плен уводить, над девами ругаться.>Нет порядку, да и полно. Попробовали снова головами тяпаться, но и тут ничего не доспели. Тогда надумали искать себе князя.

1 ВАРИАНТ СОКРАЩЕННОГО ОТРЫВКА

ЗАДАНИЕ. Перечислите используемые М.Е. Салтыковым-Щедриным в отрывке из «Истории одного города» (глава «О корени происхождения глуповцев»)

  • стилистические приемы,
  • фольклорные и литературные жанровые традиции,
  • известные литературные «первоисточники».

"Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслью по древу, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и предобрый тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло. <…>

Был <…> в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря. Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку "тяпать" головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется - об стену тяпают; Богу молиться начнут — об пол тяпают. По соседству с головотяпами жило множество независимых племен <…>: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи. Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждовали между собою. Заключали союзы, объявляли войны, мирились, клялись друг другу в дружбе и верности, когда же лгали, то прибавляли "да будет мне стыдно", и были наперед уверены, что "стыд глаза не выест". Таким образом взаимно разорили они свои земли <…> …Головотяпы первые взялись за ум. Поняли, что кому-нибудь да надо верх взять, и послали сказать соседям: будем друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает<…>…Как только простодушные соседи согласились на коварное предложение, так сейчас же головотяпы их всех, с Божьей помощью, перетяпали. <…. > Собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие племена, головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого-нибудь порядка. <….> Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом блоху на цепь приковали, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец, утомились и стали ждать, что из этого выйдет. Но ничего не вышло.<.>Нет порядку, да и полно. Попробовали снова головами тяпаться, но и тут ничего не доспели. Тогда надумали искать себе князя.

2-й ВАРИАНТ СОКРАЩЕННОГО ОТРЫВКА

ЗАДАНИЕ. Перечислите используемые М.Е.Салтыковым-Щедриным в отрывке из «Истории одного города» (глава «О корени происхождения глуповцев»)

а) стилистические приемы,

б) фольклорные и литературные жанровые традиции,

б) известные литературные «первоисточники».

"Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслью по древу, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и предобрый тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрылою. <…>

Был <…> в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере <…>. Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку "тяпать" головами обо все, что бы ни встретилось на пути.<…> По соседству с головотяпами жило множество независимых племен <…>: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи. Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждовали между собою. Заключали союзы, объявляли войны, мирились, клялись друг другу в дружбе и верности, когда же лгали, то прибавляли "да будет мне стыдно", и были наперед уверены, что "стыд глаза не выест". Таким образом взаимно разорили они свои землию. <…>

Собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие племена, головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого-нибудь порядка. <….> Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом блоху на цепь приковали, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец, утомились и стали ждать, что из этого выйдет. Но ничего не вышло.<.>Нет порядку, да и полно. <…> Тогда надумали искать себе князя.

4. Назовите чин и звание литературного персонажа.

Достоевский Ф.М.

«Бедные люди»:

Макар Девушкин

«Преступление и наказание»:

Мармеладов

Лужин

Тургенев И.С.

«Отцы и дети»:

Павел Петрович Кирсанов

Гончаров И.А.

«Обломов»

Обломов

Штольц

Толстой Л.Н.

«Война и мир»

Андрей Болконский

Пьер Безухов

5. Назовите имена издателей и редакторов следующих журналов:

Библиотека для чтения (1834–1865)

Вестник Европы (1802–1830)

Отечественные записки

Современник

Сын Отечества

Телескоп

Москвитянин

Русский вестник

6. Назовите романсы М.И.Глинки на слова М.Ю.Лермонтова, Е.А.Баратынского, А.Дельвига

7. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Пародия».

8. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Полемические заметки о роли детектива в литературе».

11-й класс

1. Определите произведения, из которых взяты следующие пейзажи. Назовите авторов.

1) Шли они – и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь все выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы…

2) С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море

3) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там – резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

4) Море насторожилось и совсем примолкло. Винт греб невидимо что – какую-то тягучую влагу, и влага негромко мялась за бортом. Не спеша истекало томительное время. Горы бледно и застенчиво светились близким утром, но море уже было не то. Спокойное зеркало его, созданное для загляденья неба, в тихом исступлении смешало отраженные видения. Мелкие злобные волны изуродовали тишину моря и терлись от своего множества в темноте, раскачивая водяные недра.

А вдали – в открытом море – уже шевелились грузные медленные горы, рыли пучины и сами в них рушились. И оттуда неслась по мелким гребням известковая пена, шипя, как ядовитое вещество.

Ветер твердел и громил огромное пространство, погасая где-то за сотни верст. Капли воды, выдернутые из моря, неслись в трясущемся воздухе и били в лицо, как камешки.

На горах, наверно, уже гоготала буря, и море свирепело ей навстречу.

5) Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны.

2. Определите название произведения и автора по названным реальным историческим лицам.

А) Сарданапал, Навухудоноссор, Магомет, Наполеон, Миклухо-Маклай, Беранже.

Б) Алексей Михайлович, Людовик ХIV, Петлюра, Деникин.

В) Джек Лондон, Крупп, Гёте, Заратустра, Гомер, Овидий, Бурлюк, Северянин, Наполеон, Ротшильд, Мамай, Азеф.

Г) Тиберий, Ибсен, Иуда.

Д) Добролюбов, Коперник, Колумб, Гоголь, Шекспир, Вольтер, Лермонтов, Бальзак.

3. Проанализируйте стихотворение А.А.Блока «Когда вы стоите на моём пути…». Определите своеобразие стихотворной формы, стилистические приёмы, жанровые особенности. Назовите адресата стихотворения.

Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,

Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту –
Что же? Разве я обижу вас?

О, нет. – Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.

Ведь я – сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.

Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и о небе.

Право, я буду рад за вас,
Так как – только влюбленный
Имеет право на звание человека.
<6 февраля 1908>

4.Назовите чин и звание литературного персонажа.

Чехов А.П.

«Толстый и тонкий»:

Тонкий

Толстый

«Попрыгунья»:

Дымов

«Палата №6»:

Громов

Шолохов М.А.

«Тихий Дон»:

Петр Мелихов и Илья Бунчук

Григорий Мелихов

5. Соотнесите поэтов и их книги:

И.Ф.Анненский      «Столбцы»

Н.А.Клюев              «Подорожник»

А.А.Ахматова        «Сосен перезвон»

М.И.Цветаева         «Кипарисовый ларец»

Н.М.Рубцов            «Остановка в пустыне»

Н.А.Заболоцкий     «Вёрсты»

И.А.Бродский         «Душа хранит»

6. Назовите оперу М.И. Глинки, написанную на основе произведения А.С. Пушкина. Укажите год постановки, автора либретто.

7. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов "Реминисценции»

8. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Взгляд на современную поэзию».

Рейтинг@Mail.ru