Я иду на урок
Готовимся к сочинению
Тема 335 (комплект № 58)
Наталья Беляева,
г. Тверь
Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого
Поэзию Н.А. Заболоцкого называют “поэзией мысли”. По его мнению, высказанному в статье «Мысль–Образ–Музыка», “чтобы торжествовала мысль, он [поэт] воплощает её в образы, чтобы работал язык, он извлекает из него всю его музыкальную мощь. Мысль–Образ–Музыка — вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт”. В творчестве поэта отчётливо выделяются три основных периода, каждый из которых отличается своими темами, идеями, образами.
Раннее творчество Заболоцкого формировалось под влиянием эстетики обериутов, так как он был одним из создателей и идеологов литературной группировки ОБЕРИУ. В своей декларации они называли себя поэтами “голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя”. Идейное содержание лирики Н.А. Заболоцкого 20-х годов направлено против бездуховности мещанского мира периода нэпа, против жадности людей к материальным благам, против психологии собственника, которые мешают человеку чувствовать красоту мира. Образы ранних стихов Заболоцкого, вошедших в сборник «Столбцы», отличаются выпуклостью, рельефностью, яркостью красок и неожиданностью метафор и сравнений. В стихотворении «Свадьба» поэт сатирически рисует стаю “мясистых баб”, которые едят “густые сласти”. В стихотворении «Вечерний бар» изображена атмосфера пивного погребка, названного бутылочным раем, “где пальмы высохли давно”. Блик света, отражённый в пивной кружке, трансформируется у поэта в неожиданный образ — “в бокале плавало окно”. Образы ранней лирики Заболоцкого близки сочным фламандским натюрмортам, в которых царит торжество плоти, пищи, яркие краски, богатые формы. В стихотворении «На рынке» “…мясо властью топора // Лежит, как красная дыра, // И колбаса кишкой кровавой // В жаровне плавает корявой”.
В конце 20-х — начале 30-х годов в поэзию Заболоцкого приходит его главная тема — тема природы. Сын учёного агронома, Николай Заболоцкий с детства видел в природе живое существо, наделённое разумом, и очеловечивал её обитателей. По мысли Заболоцкого, социалистическая революция должна освободить от эксплуатации не только людей, но и животных. Он одухотворяет образы коня, волка, птиц, деревьев и получает резко отрицательную оценку критики. Восславив мудрость природы, поэт видит и её злые, стихийные силы. Человек для него — венец разума природы, “мысль её, зыбкий ум её”. Человек не царь, а сын природы. Поэтому он должен не покорять природу, а бережно вести её от “дикой свободы”, “где от добра неотделимо зло”, в мир разума, гармонии и солнца. Эти мысли звучат и в позднем стихотворении «Я не ищу гармонии в природе…», и в стихотворениях 30-х годов «Всё, что было в душе…» и «Вчера, о смерти размышляя…».
Более того, увлекаясь в 30-е годы изучением трудов Ф.Энгельса и К.Циолковского, поэт размышляет о философии взаимоотношений человека и природы. В его натурфилософских стихах начинают звучать темы жизни и смерти, смерти и бессмертия. Заболоцкий уверен, что человек — это скопление атомов, а после смерти, в процессе метаморфоза самой материи, человек может стать частью мира природы: деревом, водой, цветком, животным, поэтому всё живое на земле наделено разумом. В стихотворении «Метаморфозы» он восклицает: “Как всё меняется! Что раньше было птицей, // Теперь лежит написанной страницей; // Мысль некогда была простым цветком; // Поэма шествовала медленным быком; // А то, что было мною, то, быть может, // Опять растёт и мир растений множит”. Мысли о человеческом бессмертии, воплощённом в процессе превращения материальной оболочки человека в другие формы материи, развивается и в более позднем стихотворении «Завещание»: “Я не умру, мой друг. Дыханием цветов // Себя я в этом мире обнаружу. // Многовековый дуб мою живую душу // Корнями обовьёт, печален и суров. // В его больших листах я дам приют уму // И с помощью ветвей свои взлелею мысли, // Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли // И ты причастен был к сознанью моему”.
В лирике Заболоцкого продолжаются традиции Тютчева и Баратынского. В стихотворении «Гроза» в метафорической форме показаны связи человека и природы, которая наделяет его даром творчества. Образы этого стихотворения интегрируют человека и природу. Как во время грозы обновляется мир, идущий от тьмы к свету, так и в процессе творчества в “ночи вдохновенья” возникает “молния мысли”, озаряющая “сумрак восторга”, — и рождается слово, рождается красота. Проблемы истинной и ложной красоты ставятся в послевоенной лирике поэта, в стихотворениях «О красоте человеческих лиц», «Одинокий дуб», «Некрасивая девочка». Красота души — признак богатства внутреннего мира, который мы “творим по мере наших сил”, она не “сосуд, в котором пустота”, а “огонь, мерцающий в сосуде”. В философской лирике последних лет поэт раскрывает тему памяти и преемственности поколений («Журавли»), болью отдаётся в его стихах тема войны («Прохожий», «В этой роще берёзовой…»).
Вторя Тютчеву, Заболоцкий воспевает “последнюю любовь” в одноимённом цикле. Но его чувство лишено блаженства и полно горечи. То поэт признаётся, что “слезами и стихотвореньями” обожжёт “свою горькую, милую…”, то душа его “кричит от боли”, то между ним и его радостью “встаёт стена чертополоха”, потому что “их песенка спета” и “счастья до гроба не будет, мой друг”.
Любимая Заболоцким тема природы в поздней лирике приобретает классическую стройность и завершённость. Мир природы хранит “множество диковин” («Вечер на Оке»), но распознать их может далеко не каждый. Осень у Заболоцкого похожа на “молодую царевну в венце” («Сентябрь»), а сам поэт подобен кедру, расщеплённому громами («Гроза идёт»). Поэт, которого в жизни “лишь молнии разили и огнём сжигали на лету”, не умер, потому что в его душе навеки сохранились “и любовь, и песни”.
Стихи Заболоцкого отличаются свежестью художественных образов, глубокой мыслью, искренним чувством и повышенной музыкальностью, что создаётся причудливыми звукописными образами. Его образы полны красок, пластичны и живописны. В них “золото дубравы” и “серебро березняка” («Подмосковные рощи»), “зелёный луч” морского заката («Зелёный луч»), “белый блеск вольтовой дуги” («Гроза идёт»). В них “с портрета Рокотова” смотрят “прекрасные глаза” Струйской, звучит «Болеро» Равеля, прикасается к музыке миров Бетховен. В них звучит призыв: “Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, // Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!”
Итогом сложного творческого пути поэта становится тема воспитания человеческой души, которая “обязана трудиться” («Не позволяй душе лениться…»), а не “скитаться по свету” («Облетают последние маки…»). Таким образом, и в гротеске «Столбцов», и в философски-пантеистических стихах 30-х годов, и в классически стройной поздней лирике Заболоцкого заключена мысль, рельефность и неожиданность поэтических образов, мастерское владение музыкальностью и чистотой поэтического слова.