Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2004

Архив

От редакции

От редакции

В № 18 нашей газеты мы дали электронный адрес сайта, на котором Министерство образования и науки РФ разместило комплекты тем выпускных сочинений этого года. Мы получили много просьб учителей опубликовать эти комплекты у нас. Главный их довод — отсутствие доступа в Интернет.

Обоснованное желание читателей — для нас закон. Печатаем комплекты в том графическом оформлении, в каком они утверждены руководителем Департамента общего и дошкольного образования Министерства и получены нами по электронной почте.

Как и сообщалось предварительно, из 379 тем, заявленных поначалу, оставлено 300, объединённых в шестьдесят комплектов. Мы же построили наши консультации на основании «Перечня тем», присланного министерством в редакцию в марте и напечатанного в № 12 «Литературы». Начиная с № 14 мы публикуем консультации к экзамену, и сегодня уже можно сказать, что эта, продиктованная обстоятельствами практика вполне себя оправдала. Читатель увидит, что практически все (с одной оговоркой, о которой ниже) вошедшие в комплекты темы так или иначе нами откомментированы. Мы устроили своего рода смотр тем — как вполне традиционных, повторяющихся почти без изменений из года в год, так и несущих отпечаток методических исканий. Наши консультанты — опытные словесники-практики — попробовали темы, что называется, на вес, честно и доказательно высказав своё мнение о них.

Особая проблема — так называемые “цитатные темы”. Мы намеренно отказались от систематических консультаций по ним. Собственно, это вариации известного “сочинения на вольную тему”, а какие же консультации могут быть для вольной мысли?! (Как известно, шпаргалок в любом виде мы не печатаем.) Кроме того, один из наших коллег, маститый словесник с огромным опытом работы, в ответ на предложение подготовить общенаправляющую консультацию по “цитатным темам” без раздумий сказал: “Я готов. Берите ручку и записывайте. (Разговор происходил по телефону.) За эти темы выпускникам браться не надо. Точка. Конец консультации”. Нам понятны причины такой резкости, но всё же не хотим быть столь категоричными. И по “цитатным темам” можно написать яркие, глубокие сочинения. Другое дело, что самостоятельность, критичность подходов выпускника должны быть по достоинству оценены его наставниками, и не только школьными, если вдруг автор окажется претендентом на медаль. В конце концов нашей умной юности под силу и неудачную цитату, вынесенную в заголовок, что называется, поставить на место, то есть вернуть в тот литературный, историко-культурный контекст, из которого она была необдуманно выдрана. Но нам придётся пройти проверку на прочность профессиональную, нравственную, человеческую.

Это пока впереди, через несколько дней, и теперь, завершая наш цикл консультаций, пожелаем всем — и ученикам, и учителям — успехов на важнейшем из выпускных экзаменов. Редакция намечает вернуться к обсуждению итогов сочинения, и здесь каждое свидетельство педагогов, их размышления об удачах и — особенно — трудностях будут для нас бесценными.

Рейтинг@Mail.ru