Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2004

Я иду на урок

Готовимся к сочинению. Темы 263-284

Готовимся к сочинению
Темы 263-284

Белла МАКАРОВА


Среди тем сочинений по литературе XX века особое место занимают темы по лирике В.Маяковского. Всего их 27, а это немало, учитывая небольшое количество часов по программе на изучение творчества В.Маяковского в 11-м классе. Поэтому, готовясь к сочинениям по лирике В.Маяковского, необходимо перечитать произведения поэта. Если мы обратимся к анализу стихотворений В.Маяковского, где необходимо показать восприятие названного стихотворения, дать его истолкование и оценку, то увидим, что таких тем шесть, ещё две темы — это анализ первой и второй глав поэмы «Облако в штанах». Напоминаем тем, кто выберет для себя подобную тему, что анализ лирического произведения предполагает глубокое прочтение этого стихотворения. Цель анализа состоит в том, чтобы понять всю глубину его смысла, найти в нём воплощение жизненных фактов из биографии поэта. Для того чтобы проанализировать предложенное стихотворение, необходимо знать эпоху, когда оно было написано, внимательно его прочитать, осознать своё отношение к прочитанному и объяснить возникшие мысли и чувства. Способность анализировать лирическое произведение проявляется и в умении находить все применяемые автором художественно-изобразительные средства, определять их функцию, а также стихотворный размер, стиль, жанр и так далее. Кроме того, лирическое произведение — самостоятельный, но не замкнутый мир. Поэтому надо искать выход за пределы произведения, проверять своё впечатление от одного стихотворения сравнением с другими произведениями поэта.

Два из предложенных для анализа стихотворений относятся к ранней лирике Маяковского. Это «Нате!», написанное в 1913 году, и «Скрипка и немножко нервно» — в 1914 году. С первых же своих стихотворений Маяковский заявил о себе как о поэте города. В его дореволюционных произведениях изображён заблудившийся в лабиринтах современного города человек, одинокий, страдающий. На примере «Нате!» можно показать развитие наметившегося в стихотворении «А вы могли бы?» (1913) мотива разъединённости лирического “я” поэта и толпы. Предельная резкость лексики выражает возмущение, негодование поэта, передаёт его ненависть, презрение к душевно опустошённым людям, не понимающим искусства, сделавшим из него предмет праздного любопытства. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить их от спячки своим дерзким вызовом: “…я захочу и радостно плюну, // плюну в лицо вам // я — бесценных слов транжир и мот”. При разборе стихотворения необходимо обратить внимание на колоритность, смелость метафор Маяковского: “бабочка поэтиного сердца”, толпа — “обрюзгший жир”, “стоголовая вошь”. Если в стихотворении «Нате!» главное — разоблачение мещан, их пошлости, мёртвой закоснелости (ничтожные людишки торжествуют, хохочут; “грязные, в калошах и без калош” — они готовы взгромоздиться “на бабочку поэтиного сердца”), то в «Скрипке и немножко нервно» поэт воспринимается окружающими как чудак и неудачник, его благородные поступки вызывают смех и глумление. В жалобах скрипки поэт услышал тоску по человеку, но его порыв встречен хохотом окружающих: “Влип как! // Пришёл к деревянной невесте! // Голова!” Отмечаем то, что объединяет эти два стихотворения, — ужас одиночества. Поэт любит людей, стремится к ним. Но он одинок, и это мучительно страшно. Разбирая художественные особенности этих стихотворений, обращаем внимание на приём контраста, который выражает глубину переживаний поэта, масштабность его чувств, углубляющийся между ним и окружающей действительностью конфликт. Чуждая, непонятная действительность представляется поэту чудовищной, нереальной, фантастической в своём зле. Отсюда наличие гипербол. В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» люди потеряли всё человеческое и одеревенели, превратились в предметы, говорящие, но бездушные (о ней — “глупая тарелка вылязгивала”, о нём — “геликон — медно-рыжий, потный”).

Дополнить материал сочинения о ранней лирике В.Маяковского можно рассказом о влиянии футуризма на его поэзию. На первых порах Маяковского привлекли в футуризме призывы искать новое слово, шумные протесты против “эстетики старья”. Увлечение футуризмом особенно заметно в ранних произведениях поэта, где он отдавал дань формальным экспериментам, вводил нарочито грубые, “сниженные” образы. Но сквозь эти внешние наслоения упрямо пробивался голос молодого поэта, его растущий интерес к серьёзным социальным темам.

Два стихотворения — «Письмо товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой», написанные в 1928 году, сближает одна тема — тема любви. Во вступлении можно сказать о том, какое место занимала любовь в лирике Маяковского, вспомнить слова поэта о любви: “…Любовь — это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным” (цит. по кн. В.Перцова «Маяковский в последние годы», с. 388). Стихотворение «Письмо товарищу Кострову…» — одно из произведений, сосредоточивших в себе размышления поэта о любви и творчестве. Адресованное редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал Маяковский, стихотворение это представляло собой лирический монолог, где шутка соседствует с серьёзной мыслью, разговорная речь — с высоким поэтическим словом, бытовая зарисовка — с подчёркнутой гиперболой. Используя цитаты этого стихотворения, важно показать, что для поэта любовь — это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг, на деятельность во имя человечества. В заключение должна прозвучать мысль, что лирический герой Маяковского — это человек, сумевший выразить силу, глубину и благородство человеческой души.

Обратившись к другому стихотворению — «Письмо Татьяне Яковлевой», во вступлении можно рассказать историю создания этого стихотворения. Непосредственным адресатом явилась Татьяна Яковлева, с которой Маяковский познакомился в Париже в 1928 году. Чувство симпатии переросло в глубокое, страстное чувство. В своих письмах и телеграммах Маяковский умолял любимую приехать в Россию. Но встретиться им было не суждено: Маяковскому было отказано в выезде в Париж в январе 1930 года. А через три месяца Маяковского не стало. Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» было написано за одну ночь после растревожившего поэта разговора с любимой. Обращаем внимание на такой важный момент: можно ли считать это стихотворение-исповедь, не предназначенное для печати, только интимным признанием? Обоснуем свой ответ: Маяковский раздвинул рамки лирики, потому что говорит не только о личных переживаниях, а о единстве своей жизни и жизни страны, голос сердца и зов долга объединились. Правильно подобранные цитаты помогают показать и силу чувства поэта, и глубину его переживаний, и благородство его намерений.

Анализ стихотворения «О дряни», написанного в 1921 году, потребует обращения к сатире Маяковского. “Оружия любимейшего род” — так определил Маяковский своё отношение к сатире. Много сил Маяковский-сатирик отдал борьбе с мещанством, ожившим во время нэпа. Одним из первых и значительных выступлений на эту тему было стихотворение «О дряни». Важно показать, что именно вызывает осуждение поэта. Обратившись к цитатному материалу, показываем, что силу своей сатиры Маяковский направляет против мещанина, стремящегося спрятать, замаскировать, прикрыть свою сущность революционной фразой. Осуждение мещанства ведётся с позиций утверждения революции, её завоеваний: “Опутали революцию обывательщины нити. // Страшнее Врангеля обывательский быт”. В сложном взаимодействии художественных средств раскрывается авторская оценка. Маяковский стремился максимально насытить стихотворение словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сталкивал слова разных лексических групп: “серп и молот”, “Реввоенсовет” (общественно-политические) и “фигурять” (просторечные).

Стихотворение «Сергею Есенину» было написано В.Маяковским в связи со смертью С.А. Есенина, покончившего жизнь самоубийством 27 декабря 1925 года. Маяковский глубоко переживает факт трагической гибели замечательного русского поэта: “У народа // у языкотворца, // умер // звонкий // забулдыга подмастерье”. Вступая в полемику с безвременно ушедшим поэтом, Маяковский отстаивает своё поэтическое кредо говорить о назначении поэзии: “Слово — полководец человечьей силы”. При разборе этого стихотворения важно показать, в чём заключались разногласия между поэтами: они принадлежали к двум непримиримым группировкам (Есенин был лидером имажинистов, Маяковский возглавлял Леф). Отсюда и разные позиции в самовыражении. Маяковский воспевает активную жизненную позицию: “Надо жизнь сначала переделать, переделав, можно воспевать”. Заканчивается стихотворение прямой полемикой с Есениным: “В этой жизни помереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней”. В заключение сочинения можно вспомнить выдержку из выступления Маяковского, где он определял поставленную цель при создании этого стихотворения: “…Сначала заинтересовать всех слушателей… затем надо отобрать Есенина у пользующихся его смертью в своих выгодах, надо выхвалить и обелить так, как это не смогли сделать его почитатели…”.

Анализ второй главы из поэмы «Облако в штанах» (1914–1915) предполагает прежде всего работу с текстом. Внимательное прочтение поможет определить душевное состояние лирического героя, сложность его переживаний и ответить на вопрос: почему Маяковский в предисловии ко второму изданию поэмы так определил её направленность: “Долой вашу любовь”, “Долой ваше искусство”, “Долой ваш строй”, “Долой вашу религию” — четыре крика четырёх частей? Какую же любовь отрицает поэт? Любовь, которую можно купить деньгами или роскошью. Вывод: любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где всё продаётся и покупается. Рассматривая художественные особенности второй главы поэмы, следует обратить внимание на сравнение любви с пожаром: “Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца”. Сопоставление любви и пожара не ново в литературе, но у Маяковского оно приобретает особый характер. Образ горящего сердца постепенно теряет условность, превращается в величественную и страшную картину пожара.

При анализе второй главы поэмы «Облако в штанах» важно показать, что поэт не только обличает несправедливость, ложь, лицемерие существующего строя, но и зовёт к его уничтожению: “Долой ваш строй!” Как лозунг восстания против “жирных” — хозяев жизни — звучат слова: “Выше вздымайте, фонарные столбы, окровавленные туши лабазников!” Написанная накануне революции поэма предвосхищает её: “…в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год”.

В перечне тем по лирике Маяковского имеются такие, которые предполагают раскрытие нравственных, этико-философских понятий на материале изученных произведений. Если внимательно вчитаться в названия таких тем, то можно заметить, что их можно сгруппировать по определённому тематическому принципу. Так, тема поэта и поэзии стоит в центре таких сочинений, как «Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.Маяковского “Во весь голос”» (267–2), «Тема поэта и толпы в лирике В.Маяковского» (269), «Революцией мобилизованный и призванный…» (269–2), «Как вы понимаете слова В.Маяковского: “Поэт всегда должник вселенной…”? (По стихотворению В.В. Маяковского “Разговор с фининспектором о поэзии”.)» (272–2). Определив для себя круг произведений, в которых звучит тема поэта и поэзии, — вступление «Во весь голос», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Необычайное приключение…», статья «Как делать стихи», — можно обдумать вступление, которое подойдёт к любой из предложенных тем. В нём можно обратиться к статье Маяковского «Как делать стихи», где он говорит об ответственности писательского труда, о сущности поэтического мастерства, о том, какие требования следует предъявлять к художественным произведениям. После такого вступительного слова обращаемся к тем произведениям, которые требуется рассмотреть в той или иной теме. Непременным условием успешного написания сочинения является подбор цитат, поэтому книга стихов Маяковского должна быть рядом. В заключение хорошо бы остановиться на новаторстве Маяковского. Наследуя лучшие традиции классиков, Маяковский вместе с тем выступал как поэт-новатор. Для нового содержания он нашёл новые средства художественного выражения.

Следующая группа сочинений предполагает раскрытие “бунтарского” характера лирики Маяковского. Назовём темы, которые близки по своему звучанию. Это «Образ героя-бунтаря в поэзии Маяковского» (268), «Герой и толпа в лирике В.В. Маяковского» (271), «Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В. Маяковского?» (272–1) и «В чём смысл бунта лирического героя поэмы В.В. Маяковского “Облако в штанах”?» (275). В качестве вступления можно предположить рассказ о ранней лирике Маяковского, в которой его позиция необыкновенно активна. Уже в первых стихах виден решительный протест поэта против буржуазного строя. Неприятие действительности — основное в ранних произведениях Маяковского: стихотворения «Нате!», «Адище города», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!», поэмы «Человек» и «Облако в штанах». Темы «Что вызывает протест у героя ранней лирики Маяковского?» и «В чём смысл бунта лирического героя поэмы “Облако в штанах”?» требуют вдумчивого анализа вышеназванной поэмы, так как именно в ней Маяковский чётко сформулировал свои взгляды. В заключение можно отметить влияние футуризма на раннее творчество Маяковского. Это и нагромождение усложнённых образов, и эксперименты со словом и звуком.

Тема революции в лирике Маяковского также связана с темой поэзии, но требует раскрытия под определённым ракурсом. Это темы: «Революцией мобилизованный и призванный…» (270) и «Поэт и революция в лирике Маяковского» (277). Во вступлении можно определить отношение Маяковского к революции, для которого не было вопроса “принимать или не принимать революцию”. В своей автобиографии он писал: “Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось”. Необходимо также рассказать о том, как много сделал Маяковский для утверждения новой жизни. По словам поэта, его «Окна Роста» — протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. В основной части темы «Революцией мобилизованный и призванный…» тему революции можно раскрыть, опираясь на такие произведения, как «Ода революции», «Левый марш», поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо». Каждое из этих произведений даёт возможность проследить стремительность и драматизм событий революционной эпохи, основные периоды в развитии революции, мирный созидательный труд советских людей в 20–30-е годы. В заключение сочинения необходимо сказать о значении творчества Маяковского в русской литературе.

Вторая тема — «Поэт и революция в лирике Маяковского» — близка предыдущей, но требует несколько иного подхода. Во вступлении нужно подчеркнуть заслуги Маяковского перед советской поэзией, так как с первых дней революции и до конца своей жизни Маяковский вёл неутомимую борьбу за новое, революционное искусство. Можно назвать поэтов, которые “шагали в ногу” с Маяковским: М.Светлов, А.Безыменский, А.Жаров. Основная часть может быть раскрыта на материале стихотворений «Послание пролетарским поэтам», «Разговор с фининспектором о поэзии», в которых он решает вопрос о “месте поэта в рабочем строю”. Наиболее полно выражает взгляды Маяковского на задачи и назначение советской поэзии известная поэтическая декларация «Во весь голос» (1930). О значении поэзии Маяковского в наши дни, о традициях Маяковского в современной поэзии можно сказать в заключении.

Среди тем по лирике Маяковского, раскрывающих суть таких этико-философских понятий, как любовь, честь, патриотизм, добро и зло, есть две темы, которые могут заинтересовать выпускников своей неординарностью. Это «Тема сочувствия и доброты в лирике Маяковского» (270–2) и «Тема любви в лирике В.В. Маяковского» (273). Эти темы дают возможность показать личность Маяковского с новой стороны. Многими Маяковский воспринимается только как поэт-трибун, “агитатор”, “горлан-главарь”. Такие читатели не видят или не хотят видеть под этой внешней оболочкой нежнейшее сердце гуманиста, человека с открытой душой. Они не замечают чувства тончайшего лирика, поэта, страстно отстаивающего добро, справедливость, честь, творчество, любовь. Тема сочувствия и доброты звучит во многих стихотворениях Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Блэнк энд уайт», «Бруклинский мост» и другие. Как завещание звучат строки поэта, адресованные будущим поколениям: “Грядущие люди! Кто вы? Вот — я весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей души!”

О любви в лирике В.Маяковского мы говорили при анализе двух стихотворений: «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Этот материал можно включить в тему сочинения. Желательно обратиться и к другим стихотворениям о любви: «Люблю», «Любовь», «Секрет молодости», «Неоконченное». Анализ лирики, посвящённой любви, должен показать, что любовь в понимании Маяковского не только не отгораживает человека от действительности, но становится “сердцем всего”, побуждает к творчеству и деятельности. Для Маяковского любовь и жизнь нерасторжимы, поэтому за лирикой любви возникает лирика великих дел и свершений, встаёт не только вся страна, но и весь мир, вселенная. Не случайно в последнем стихотворении «Неоконченное» есть строки, в которых переживания поэта сливаются с безграничной ширью мира: “Ночь обложила небо звёздной данью; // в такие вот часы встаёшь и говоришь // векам, истории и мирозданию”. Заключительные строки “снимают” трагическое звучание слов о разбившейся о быт любовной лодке, вводят поэта в раскинувшийся перед ним мир, огромный и прекрасный.

Ещё одна тема по лирике Маяковского называется «Тема будущего в лирике В.В. Маяковского» (276). Она интересна прежде всего тем, что даёт возможность проследить эволюцию этой темы на протяжении всего творчества Маяковского. В предреволюционные годы поэт отдаёт дань футуризму, он приветствует “великую ломку… во всех областях красоты во имя искусства будущего”. Восторженное восприятие революции Маяковским объясняется прежде всего тем, что он видит в ней путь к осуществлению вековой мечты человечества, к обновлению всей жизни и воплощению гуманистического идеала. В первые годы революции текущие события поэт оценивает с позиций грядущего: “Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет”. Поэт погружается в стремительный водоворот жизни и подгоняет время, стремясь ускорить его движение вперёд. Чувством оптимизма проникнуты такие стихотворения, как «Рассказ о вселении литейщика Козырева в новую квартиру», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка», «Рассказ рабочего Павла Катушкина о приобретении нового чемодана», поэма «Хорошо» и другие. В годы нэпа Маяковский борется с мещанством, пошлостью, бюрократизмом во имя будущего: «О дряни», «Прозаседавшиеся», сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». С раздумьями о будущем связана у Маяковского и тема бессмертия: «Юбилейное», вступление к поэме «Во весь голос». Таким образом, страстная устремлённость в будущее, мечта о преображении жизни — основной мотив всей поэзии Маяковского.

Рейтинг@Mail.ru