Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2004

Я иду на урок

Готовимся к сочинению. Тема 121

Готовимся к сочинению
Тема 121

Артём МАЛЫХ,
10-й класс,
гимназия № 1514,
Москва
(учитель — Р.А. Храмцова)


Образ Евгения Базарова — критически мыслящего человека прогрессивных взглядов, созданный И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети» (1861), стоит особняком в галерее образов героев русской литературы XIX века. Он стал естественным порождением русской действительности. Тургенев написал портрет только зарождавшегося в России 60-х годов типа людей, которых отличали действенность, трезвый ум и холодный расчёт, внутренняя свобода, отрицание и неприятие норм и догм.

Впервые перед читателем Базаров появляется во второй главе романа: Аркадий представляет его своему отцу. “Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум” — таким Тургенев в одной из первых сцен «Отцов и детей» изображает Базарова.

“Самоуверенность и ум” — черты, которые выделяет Тургенев во внешности главного героя, — Базаров пронесёт через всю свою жизнь, они во многом определят неизбежность будущей трагедии Базарова. Он проходит свой жизненный путь в одиночку, ни на кого не ориентируясь, он “сам свой высший суд”, величайшее зло и благо. Ярлык “нигилист”, навешенный на Базарова, от которого он всячески открещивается, определяет его внутреннюю сущность и внешнее поведение. Базаров отрицает нормы, схемы и догмы, воспринимая мир диалектически, так как более всего дорожит своей внутренней свободой, презирая фанатизм и доктринёрство, сковывающие и ограничивающие разум человека: “А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству”; “В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем”.

Но Базаров, полагаясь на материалистические законы, сводит восприятие мира к упрощённой формуле. Он отрицает любое явление, пытающееся придать оттенок неоднозначности, многогранности и сложности жизни, поэтому он органически не понимает и не принимает поэзии и искусства. Для Базарова “природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, природа — это гибкий и податливый материал, с которым можно и нужно работать. Трагизм Базарова заключён в его мировосприятии и мировоззрении: он считает себя центром мироздания, а Вселенную — подручным материалом, формой неодушевлённой материи.

Композиционно в идейном и художественном плане в романе важен эпизод спора Павла Петровича с Базаровым в десятой главе романа Тургенева. В этом эпизоде автор сталкивает представителя либерального дворянства, аристократа П.П. Кирсанова, с приверженцем демократических взглядов — Базаровым, показывая тупиковость обеих позиций: упрощённого материалистического понимания мира и изжившего себя аристократизма. В ходе спора Базарова с Павлом Петровичем раскрываются и социально-философские концепции обоих героев. Павел Петрович тяготеет к англосаксонству, английскому образу жизни, и внешняя вычурность манер и аристократическое поведение подменяют его внутреннюю сущность. Поднимая риторический вопрос об историческом пути России, оба героя, далёкие от народа, с особой дерзостью и усердием доказывают верность своей позиции. За спиной Павла Петровича — культурный опыт поколений, мировосприятие, формировавшееся веками, традиция. Базаров одинок в своей борьбе и своём жизненном пути: он не имеет почвы под ногами, опыта предшественников и последователей; он так же далёк и непонятен народу, как и аристократ Павел Петрович. Базаров отрекается от многовековых традиций, желая изменить естественный ход истории, посягнуть на незыблемые законы бытия, чтобы плыть против течения. Метаидея Базарова заключается в изменении естественных основ, на которых зиждется мир, согласно своим воззрениям и идеалам, хотя, как известно, для нигилиста нет ничего идеального. В контексте русской литературы XIX века Базарова можно отнести к типу “лишних людей”. В своей борьбе он одинок и порой на подсознательном уровне понимает, что эта дорога неизбежно приведёт его в пропасть, потому что человек не в силах изменить законы мироустройства. Противостояние Базарова естественным законам жизни приведёт его к неминуемой гибели.

На протяжении всего романа Базаров конфликтует с окружающими и самим собой. Он не способен идти на компромисс: освободив себя от власти идей и принципов, Базаров подчинил себя власти отрицания. Столкновение теории Базарова с жизнью, которую невозможно абсолютно познать и объяснить с помощью формулы, приведёт к глубоким внутренним противоречиям в душе героя. Ранее отвергавший чувства и рассматривавший любовь лишь как естественное явление с физиологической точки зрения, Базаров попадает в зависимость от своей любви к Одинцовой. Он хорошо понимает, что любовь скуёт и ограничит его свободное состояние, заставит его быть ответственным и зависимым от неё, однако глубокое чувство намного сильнее воли Базарова. Базаров, внутренне понимающий свою отстранённость от культурного опыта поколений, от традиции, осознающий непреклонный радикальный максимализм своих стремлений и образа мыслей, тянется к Одинцовой. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова существуют в разных плоскостях, разное миропонимание объясняет системы ценностей этих героев. Базаров понимает свою внутреннюю противоречивость и, подчиняясь власти сильного чувства, отступает перед своими воззрениями. Базарова в Одинцовой притягивали “свобода и независимость её мыслей”, её сильный и вольный характер. Возможно, он осознал, что дальнейшее развитие их отношений приведёт к гибельному пределу для обоих, ибо двум столь сильным и ярким личностям трудно будет находиться в ограниченном и скованном состоянии. И всё-таки чувства, от которых себя отгораживал Базаров, демонстрируя окружающим внешнюю холодность, берут над ним верх: “Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…” — и в этих словах слышны печаль, грусть и глубокая тоска Базарова, которые он скрывал от людей.

Эмоциональный всплеск, казалось бы внутренне противоречивший характеру и душе Базарова, определил дальнейшее развитие сюжета романа, во многом предрешил трагический финал жизни Базарова. Этот идейно и художественно важный эпизод с иного угла зрения показал Базарова, открыл качества, которые ранее ему не были присущи. Внутренние противоречия, которые на протяжении всего романа будет обнаруживать Базаров, предопределят трагический исход его жизни. Любовью к Одинцовой Тургенев как бы проверяет Базарова, испытывает на душевную стойкость. Открыв героя с другой, недоступной для него ранее стороны, читатель с пристальным вниманием и особым интересом обращается к Базарову, показавшему многогранность и своего характера, и своей души.

Базаров сознательно отрекается от прошлого, насильно вырывает себя из условий, в которые поставила его жизнь, отрицая всё то, что привязывает его к земле, что мешает ему высоко парить в свободном полёте, пренебрегая отношениями с родителями, семьёй, отвергая естественный уклад, традицию, бросая вызов всему существующему мироустройству, с которым он в корне не согласен. Внешняя холодность поведения Базарова со своими поистине чудными родителями обусловлена, в первую очередь, его особой манерой поведения, которую определяют резкость, небрежность и некоторая грубость, скрывающие истинную сущность Базарова. Цинизм Базарова скрывает мятущуюся душу, буйный нрав и его внутреннюю противоречивость. Существующий характер отношений Базарова к своим родителям освобождает его некоторым образом от ответственности и зависимости от них, но не освобождает полностью, что возможно лишь для безличного, холодного и внутренне пустого человека, которым Базаров не является. В глубине души он любит своих родителей и понимает их (“Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий… — люблю, Аркадий!”), но отгораживается от них, оставаясь один на один с самим собой, так как считает, что никто не способен его полностью понять. Отдаляясь от своих родителей, Базаров отрывается от пути, предначертанного ему прошлым его предков и преемственностью поколений. Он хочет быть единственным и подлинным творцом своей судьбы. Рождается мысль, что внешняя суровость, резкость и грубость Базарова, его органическое неприятие поэзии и чувствительности вызваны одиночеством и его замкнутостью в самом себе. Базаров одинок в своей борьбе: нет ещё того человека, который мог бы понять его. Базаров как социально-психологический тип опережает эпоху, в которой живёт. Возможно, поэтому он утратил веру в людей, в понимание между людьми, потерял надежду на спасение в лоне этого мира. Дерзкий вызов Базарова действительности, отрицание непреклонных естественных основ — бег от надвигающейся катастрофы, ему грозящей.

Базаров как бунтарь, восстающий против естественных законов мироздания, в романе Тургенева противопоставлен природе. Пока Базаров борется против её законов, она отторгает его от себя. Если в пейзаже, следующем за рассказом о споре Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, Николай Петрович, погружённый в свои размышления, становится как бы частью природы, сливаясь с ней в единое целое, то Базарова невозможно найти в романе “вписанным” в пейзаж. Природа для него мастерская, он не преклоняется перед ней и не восторгается ею, а изучает и вскрывает непостижимые механизмы её существования. Базаров, которому не присущи вера в абсолютное и страх перед высшими силами, переступает черту, своеобразную границу, переходить которую не дозволено человеку. Это предел, отделяющий людей от таинственного и непознаваемого мира, и любая попытка переступить через него будет пресечена, как новое неистовое желание построить Вавилонскую башню, поравняться с богами, посягнув на основы мироздания.

Читая «Отцов и детей» Тургенева, важно отметить, как изменяется философское мировоззрение Базарова — от идеи восприятия себя как центра вселенной, которому подвластно изменить незыблемые законы бытия, к идее о том, что он — всего лишь мелкая частица, ограниченная временем своего существования, в бесконечном пространстве, которая, заряжаясь, пытается передать заряд, расшевелить другие частицы, чтобы придать их всеобщему хаотическому движению на краю пропасти определённый смысл, но возможности и силы которой ограничены волей Творца или самой системой мироздания: “…Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удаётся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!” Базаров, освобождая себя от власти и воздействия идей и принципов, традиции, чувств, не освобождает себя и не уходит от смерти, потому что он, как и любой другой человек на земле, смертен, время его пребывания в этом мире строго ограничено. Базаров живёт и руководствуется созданными им самим законами, забывая об одном: как бы свободен он ни был, он подчинён единому для всех закону — смерти.

Судьба Базарова трагична: причиной его смерти стала банальная неосторожность при вскрытии, вызвавшая заражение крови. Неосторожность, нередкая в медицинской практике того времени, выбрана Тургеневым причиной смерти Базарова неслучайно: герой, восставший против законов мироздания, бросивший вызов всему миру, умирает банальной, негероической смертью, став жертвой случая. Случайность перечёркивает жизненный путь неистового бунтовщика. Умирая, приблизившись к конечному пределу своей жизни, Базаров бросает взгляд на прожитые годы и сделанные дела и в который раз понимает свою отрешённость от мира: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен”. Последние слова Базарова — это исповедь, горькое раздумье о своём месте в этом мире: “Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове… И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет…” В конце своей жизни Базаров обнажает свою сущность перед читателем: просит Одинцову полюбить и приласкать родителей, единственных на этой земле, кто ему всегда был искренне предан.

Последний пейзаж романа, изображающий сельское кладбище, на котором похоронен Евгений Базаров, выдержан в печальных тонах. И лишь могила Базарова выделяется на фоне сдвинутых могильных плит и покосившихся деревянных крестов. Природа, ранее противопоставлявшаяся Базарову, приняла и усмирила его “страстное, грешное, бунтующее сердце”, навсегда успокоила его душу и навеки схоронила в чёрной земле, подчинив своей вечной и всеусмиряющей воле.

Рейтинг@Mail.ru