Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2004

Я иду на урок

Готовимся к сочинению. Темы 7, 9-12, 14

Готовимся к сочинению
Темы 7, 9-12, 14

Лариса ПЕТРИЕВА,
г. Ульяновск


Начинаем подготовку к сочинениям с перечитывания комедии. Обращаем внимание на заглавие пьесы: «Горе от ума»… Вспомним, что первоначальное название произведения — «Горе уму». В чём разница? Горе (кому?) уму — горе умному человеку, носителю ума. На что нас нацеливает окончательный вариант? На причины горя. Тема ума пройдёт красной нитью через все четыре действия пьесы, обозначит ведущий конфликт её. Почему умному человеку бывает сложно? Давным-давно К.А. Гельвеций высказался так: “Умный человек часто слывёт сумасшедшим у того, кто его слушает, ибо тот, кто слушает, имеет перед собою альтернативу считать или себя глупцом, или умного человека сумасшедшим, — гораздо проще решиться на последнее”.

Теперь обратим внимание на образную структуру комедии. А.С. Грибоедов писал П.А. Катенину о плане своей пьесы: “…Он прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека), и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…” В этом высказывании автора уже ясно намечены два конфликта комедии: любовный и общественный. Образы комедии, как мы определяем, исходя из конфликта личности и общества, делятся на две группы — по линии противостояния “века нынешнего” (Чацкий) с “веком минувшим” (фамусовское общество).

В списке экзаменационных тем четыре (№ 7, 9, 10, 12) посвящены московскому обществу, тому миру, с которым Чацкий вступает в конфликт. В структуре каждой из этих тем явно будет выделяться блок характеристики московского дворянства. Московское общество выписано драматургом ярко, живо. Это картина, на которой чётко выделяется три плана персонажей.

1. Главные герои: Фамусов, Софья, Молчалин. Ведущая роль здесь, естественно, принадлежит Фамусову. Вспомним, что мир Москвы часто называют ещё и “фамусовским обществом”. Именно Фамусову Грибоедов даёт возможность произносить монологи, отражающие ведущие проблемы комедии.

2. Второстепенные персонажи — это гости Фамусова. Каждый из них вносит свою лепту в создание образа московского дворянства, дополняет общую картину, внося штрихи, уточняющие сущность этого мира.

3. Внесценические лица — те, о которых говорят или просто упоминают. Введение этих персонажей позволяет расширить пространственно-временные рамки комедии.

В кругу Фамусова ценятся свои идеалы: умение сделать карьеру (неважно, каким способом, — можно и “отважно жертвовать затылком”), достичь богатства, стать “золотым мешком”, “тузом”. Это мир, где такие, как Загорецкий (“лгунишка он, картёжник, вор… да мастер услужить”), принимаются в домах, где “французик из Бордо” чувствует себя “маленьким царьком”, “будто бы в отечестве, с друзьями”, потому что в России “ни звука русского, ни русского лица не встретил”. В Москве идёт своя жизнь: “балы дают нельзя богаче от Рождества и до поста”, “обеды, ужины и танцы”, “ешь три часа, а в три дни не сварится”. Эти люди “сужденья черпают из забытых газет времён Очакова и покоренья Крыма”, боятся всего, что может поколебать сложившиеся устои, нарушить привычный уклад. И опасность они видят в учении (“Ученье — вот чума, учёность — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”), в книгах (“Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь”), в проявлении любой свободной мысли (“…к свободной мысли их вражда непримирима”). Это мир, который очень точно характеризует Чацкий.

                                    Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
    Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
    Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором…

Почему Грибоедов местом действия делает Москву, а не тогдашнюю столицу России — Петербург, не “деревню, глушь, Саратов”, например? В Петербурге не был бы таким острым конфликт между “веком нынешним” и “веком минувшим”, поскольку столица быстрее воспринимает новые идеи, она не консервативна во взглядах. Но Москва — это исторически сложившийся центр России, для москвичей грибоедовского времени она остаётся столицей, таковой её считают и герои комедии (“едва где сыщется столица, как Москва”). Уточним, что в «Горе от ума» изображена не вся Москва, а “старая Москва”, фамусовская, консервативная.

Готовясь к сочинению, обратим внимание на два очень важных монолога: Фамусова “Вкус, батюшка, отменная манера…” и Чацкого “А судьи кто?” (действие II, явление 5). Жизнь Москвы представлена в них с разных позиций. Фамусов задал тему, в его монологе — хвалебном гимне Москве — можно выделить отдельные мини-темы: “свои законы”; молодёжь; “старички”; дамы, которые “судьи всему”, патриотки — “к военным людям так и льнут”.

В ответном сатирическом монологе Чацкого прослеживаются те же мини-темы, но с совершенно иных позиций, с позиций человека передового, мыслящего. Старички и дамы выглядят уже совершенно по-другому. Чацкий подмечает “прошедшего житья подлейшие черты”. Необходимо вспомнить мысль Ю.Тынянова, высказанную в небольшой статье «Сюжет “Горя от ума”», о “засилье женской власти”, отражённом в комедии. Особую роль женщин не отрицает Фамусов (не зря он так боится княгини Марьи Алексевны), Молчалин превозносит Татьяну Юрьевну, Хлёстова в гостиной Фамусова чувствует себя главной. Вспомним реплику слуги, извещавшего о приезде Горичей: “Наталья Дмитревна, и с мужем”. Наблюдения над взаимоотношениями семейных пар Тугоуховских (действие III, явление 7) и Горичей (действие III, явление 6) подтверждают эту мысль. И Софья выстраивает для себя модель будущей семейной жизни по такой же схеме: жена управляет мужем. Итог подводит Чацкий.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей.

Размышляя над сочинением на тему «Поколение “отцов” в комедии», определим для себя, имеется ли здесь в виду возраст героя. Разумеется, нет. Молчалин — ровесник Чацкого, близок к нему и Скалозуб, однако у них резко противоположные взгляды.

Обратимся к высказываниям Фамусова, которые вводят нас в круг проблемы поколения “отцов”. “Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца”, — заявляет он Софье. Его волнует ощущение намечающегося разрыва в мировосприятии своего поколения и молодёжи: “Ужасный век!.. Все умудрились не по летам”.

Далее Фамусов, призывая Чацкого учиться, “на старших глядя”, детальнее развернёт перед нами характеристику поколения “отцов” в своём монологе “Вот то-то, все вы гордецы…”. Новое же поколение, как выясняется из ответа Чацкого, иначе смотрит на жизнь, оно не будет, “чтобы смешить народ, отважно жертвовать затылком”, “нынче смех страшит и держит стыд в узде”, мало желающих “вписаться в полк шутов”.

Однако не вся молодёжь такова. Вспомним о Скалозубе с его жизненной философией (“Мне только бы досталось в генералы”), о ровеснике Чацкого — Молчалине, которого устраивает позиция “отцов”: “дружбу всех он в доме приобрёл”, “от старичков не ступит за порог”, “уступчив, скромен, тих”, “на цыпочках, и не богат словами”. Молчалин твёрдо усвоил завещание своего отца (“угождать всем людям без изъятья”), и мы понимаем, что он “дойдёт до степеней известных”, продолжит традиции фамусовского мира “отцов”. Таков же и Скалозуб (“и золотой мешок, и метит в генералы”).

Если мы перечитаем диалог Чацкого и Молчалина (явление 3, действие III), ещё больше уясним для себя, насколько сильно в Молчалине стремление сделать карьеру. Он горд тем, что уже “три награжденья получил”, что обладает такими важными “талантами”, как “умеренность и аккуратность”. С точки зрения Молчалина Чацкий очень странен, так как не пользуется тем, что ему дано от рождения, — связями, положением в обществе, блистательными возможностями, которыми сам Молчалин не преминул бы воспользоваться, так как приспособленчество — основа его жизненной позиции.

По законам литературы как вида искусства герой проверяется через любовные отношения. И что же Молчалин? Софья его искренне полюбила, а он заявляет: “Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного”. Жениться на ней он не хочет (“без свадьбы время проволочим”), возлюбленного принимает “вид в угодность дочери такого человека”. Он весьма осмотрителен в отношениях с Софьей.

Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,
Из глубины души вздохнёт,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…

Софье нужен был романтический воздыхатель — она его получила в лице Молчалина. Фамусову нужен “деловой” секретарь — это опять же Молчалин. Это человек, который “дойдёт до степеней известных”, а потом будет “сметь своё суждение иметь”: “Молчалины блаженствуют на свете”. Блаженствуют потому, что могут многое предусмотреть, “выйти сухими из воды”, как показывает это Грибоедов в финале комедии. Вся суматоха в последних явлениях поднялась из-за Молчалина, решившегося разговориться с Лизой, но гнев Фамусова падает на Софью, Чацкого, Лизу, всех выбежавших на шум слуг, только не на Молчалина.

После наших рассуждений уже понятна структура сочинения на тему «Фамусов и Молчалин» (№ 12). Начать можно с мысли о том, что Фамусов и Молчалин — главные персонажи, представляющие собой “век минувший”, несмотря на принадлежность к разным возрастным поколениям, носители философии “отцов”.

Теперь определим позиции, по которым будем сопоставлять героев. Анализируя литературные произведения XIX века, мы должны обозначить происхождение, социальный статус, материальное положение героя. Здесь мы подчеркнём разницу между Фамусовым и Молчалиным, определяющую их взаимоотношения начальника и секретаря (подчинённого, чуть выше лакея).

Перейдя к вопросу о смысле жизни каждого, отметим несомненную близость во взглядах на службу как возможность сделать карьеру любыми путями, даже через унижение. Остановимся и на такой проблеме. Фамусов — уже состоявшаяся во всех отношениях личность. Грибоедов использует в комедии такой приём характеристики персонажей, как “говорящие” фамилии. Что означает фамилия Фамусов? “Фама” — “молва”, “известность”. Павел Афанасьевич уже всем известен. А Молчалин? Он что, всё время молчит? Нет. Он знает, где, когда, что можно и нужно сказать, а где надо промолчать. Говорить он будет потом. В плане карьеры и материального обеспечения у него ещё всё впереди, а жизненная философия его уже чётко определена. Он точно знает, чего ему нужно и как добиться цели — дойти “до степеней известных”, придерживая “своё суждение” до поры до времени.

Можно сказать так, что Фамусов — носитель и хранитель идеологии “отцов”, а Молчалин не даст погибнуть этой философии; он её усовершенствует, научится применять в новых исторических условиях. Чацкий отмечает:

Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!

Но судит Чацкий со своих позиций, у него самого “ум, алчущий познанья”. А у Молчалина ум практический, позволяющий выжить в любой сложной ситуации, ум, который “семейство осчастливит”.

Сопоставляя образы Фамусова и Молчалина, мы приходим к выводам о том, что Молчалин — достойный преемник Фамусова — пойдёт дальше своего благодетеля, при необходимости перешагнёт через него без всяких угрызений совести. Это вечный характер, определённый психологический тип беспринципного, подлого, страшного человека, карьериста в отрицательном смысле, добивающегося своего любыми (и безнравственными) средствами. Задумаемся над тем, какую характеристику Молчалину дал Н.В. Гоголь: “Молчалин <…> замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…” Вчитаемся и в высказывание Д.И. Писарева: “Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру» — и пошёл по той дороге, которая ведёт к «степеням известным»; пошёл и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он всё будет идти и дойдёт…”

С образом Молчалина связано особое понятие — “молчалинство” как явление общественной жизни. Рассуждения об этом понятии тоже могут войти в сочинение.

Теперь обратимся ещё к двум темам: «Роль образа Софьи в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”» (№ 11) и «“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”» (№ 14).

Вспомним, как характеризовал свою героиню в письме к П.Катенину сам А.С. Грибоедов: “девушка сама не глупая”. И имя ей дано Софья, что означает “мудрость”. А в письме к С.Н. Бегичеву он назвал её “негодяйкой”. Чувствуется неоднозначное отношение автора к героине. Но наше восприятие Софьи тоже неоднозначно: “Кто разгадает вас?” На этот вопрос, заданный Чацким, мы должны найти ответ.

Будем исходить из того, что Чацкий Софью любит, она не такая, как прочие московские барышни. И она Чацкого любила, оказывается, он оставил значительный след в её душе, до сих пор он ей не безразличен.

Но на ней тоже “особый отпечаток”, как на всех московских. Она получила то воспитание и образование, каких требовало общество. У неё сложился определённый идеал семейной жизни — московский (вспомним мысль Ю.Тынянова о “засилье женской власти”). Правда, на формирование этого идеала оказали влияние и французские романы о необыкновенной любви. Чацкого нет рядом (он “три года не писал двух слов”), но есть Молчалин, вполне, с точки зрения Софьи, подходящий на роль милого, несмелого, робкого возлюбленного. Софья этот образ придумала и наложила на Молчалина. Она “не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты”, как отметил И.А. Гончаров. Софья решительна, она готова бороться за своё счастье (придумывает сон). Героиня ждёт случая, чтобы подготовить отца к мысли о её браке с Молчалиным. Что нам напоминает её рассказ о сне? В нём чувствуются черты баллады, столь популярной в эпоху Грибоедова: разлука с любимым, противостояние мира, фантастические чудовища… “Тут всё есть, коли нет обмана”, — реагирует на этот сон Фамусов.

Софья достаточно умна, чтобы не сердить отца, она хитрит, обманывает, не ощущая при этом угрызений совести. Она остра на язык, язвительна (примеров тому много).

Не забудем и классическую характеристику Софьи, данную И.А. Гончаровым: “Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная и нравственная слепота — всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию”.

Образ Софьи играет весьма значимую роль в комедии. С ней связана завязка конфликта любовного, а также и завязка конфликта личности и общества, которая происходит в эпизоде разговора Чацкого и Фамусова о сватовстве, перешедшего на разговор о службе. Кульминационные моменты этих двух конфликтов совпадают, и точка совпадения — Софья, обмолвившаяся в гневе за Молчалина (“Он не в своем уме”), сознательно подтвердившая сумасшествие Чацкого (“А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?”) господину D. И развязка связана с Софьей. Девушка посылает Лизу за Молчалиным, слышит, как и Чацкий, их разговор. Появление Фамусова приводит оба конфликта к логическому завершению.

И ещё важный момент. В одной из работ о «Горе от ума» (Голлер Б. Драма одной комедии // Вопросы литературы. 1988. № 1) высказана такая мысль: “«Горе от ума» — это пьеса Софьи <…> Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других”. Вдумаемся в неё. Молчалин принимает на себя роль влюблённого и безропотно её играет. Фамусов в состоянии каких-то пока не совсем определённых подозрений по отношению к Молчалину, а потом к Чацкому, поскольку Софья его поставила в эти условия. Чацкий ошеломлён холодной встречей и в силу своей углубляющейся любовной драмы (а углубляет её Софья) неадекватно реагирует на любые обращения к нему со стороны героев пьесы. Сплетня же о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей Фамусова тоже с подачи Софьи. Софья здесь выступает как кукловод, в руках у которого ниточки, приводящие в действие марионеток.

Вчитаемся в формулировку темы «“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой». Наше внимание привлечено к словосочетанию “мильон терзаний”. Это дважды цитата! В конце третьего действия Чацкий выразил своё состояние так: “…мильон терзаний груди от дружеских тисков”. Это образное выражение привлекло внимание И.А. Гончарова. Его критический этюд, написанный по поводу бенефиса Монахова (спектакль «Горе от ума»), назван «Мильон терзаний». И все мысли критика о Чацком нанизываются на этот образ. Однако, характеризуя Софью, Гончаров напишет: “Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний»”.

Вступление к сочинению на эту тему может содержать в себе подобные рассуждения, упоминание статьи Гончарова, определение особенностей его подхода к образу Софьи.

В главной части сочинения, как мы уже размышляли, необходимо дать характеристику Софьи, но уже в аспекте её личных любовных переживаний, её замыслов, мечтаний и драматического финала, крушения всех её надежд.

Как идёт развитие драмы Софьи? Начало комедии — идиллическая картинка, на первый взгляд. Софья любит Молчалина, робкого, несмелого (“ни слова вольного…”), хочет выйти за него замуж, готовит отца к мысли о женихе, что “в бедности рождён”. Появление Чацкого путает ей все карты, но становится катализатором развития её отношений с Молчалиным.

Чацкий хочет выяснить, кто его соперник (“Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!”), понять Софью (“Кто разгадает вас?”). Обморок Софьи (реакция на падение Молчалина с лошади) — свидетельство действительно глубоких чувств девушки, хотя она не хочет прямо говорить о своей любви.

В репликах Чацкого мы найдём объективное объяснение тому, почему Софья выбрала Молчалина.

Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему;
Не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее.

Чацкий, сам того не зная, попал в точку. Он угадал: Софья “придумала” Молчалина.

Подумаем, что так рассердило Софью, настроило её против Чацкого, который дал Молчалину убийственную характеристику.

Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрёт!
В нём Загорецкий не умрёт!

Софья так рассержена, потому что в душе её таится смутное ощущение неполного соответствия Молчалина её идеалу, но в ней заговорило женское самолюбие: предмет её любви так посмели осуждать! Вдобавок она внутренне понимает, что Чацкий прав. От этого ей особенно обидно. Из-за чего у неё обострились отношения с Чацким? Из-за любви. У всех прочих это общественный конфликт, а у неё — любовный.

Сознательно ли Софья объявляет Чацкого сумасшедшим? Да.

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?

Это кульминационный момент комедии, в котором соединились оба конфликта — любовный и общественный.

В явлениях 10–13 (действие IV) происходит развязка любовного конфликта. Анализ этих явлений позволяет подвести итоги характеристике Молчалина, раскрывающего перед Лизой свои жизненные принципы, а также Софьи, предстающей перед нами сильной натурой. Софья поняла, что она полюбила подлеца. В чём её “мильон терзаний”? Рухнула идиллия романтической любви Молчалина. Но существеннее для Софьи другое: она унижена не только осознанием того, что не привлекает Молчалина вообще. Страшно, что это произошло на глазах у Чацкого.

В концовке сочинения можно привести мысль о том, что Софья — великолепный женский образ в русской литературе, сильный характер. Можно говорить и о различных подходах к пониманию Софьи, отразить своё видение этой героини.

Рейтинг@Mail.ru