Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2004

Я иду на урок

Готовимся к сочинению. Тема 295

Готовимся к сочинению
Тема 295

Наталья БЕЛЯЕВА,
г. Тверь


Темы и мотивы поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов)

Каждый из поэтов Серебряного века уникален. Поэтому трудно обозначить такие темы и мотивы поэзии этого периода развития литературы, которые были бы общими для представителей разных литературных направлений. Однако есть ряд оснований, определяемых как у старших и младших символистов, так и у акмеистов и футуристов. Во-первых, это отношение к реальности, которую не принимали старшие символисты, творя ирреальный мир, а младосимволисты принимали через преодоление разрыва между реальным и ирреальным мирами. Акмеисты, напротив, безоговорочно принимали реальную действительность, а футуристы стремились к её революционному преображению. Во-вторых, представителей разных литературных направлений различало отношение к роли поэта в мире, в обществе. Так, для старших символистов поэт — это маг, заклинатель, мистик, демиург, а для младших — пророк, медиум, теург. Акмеисты видели в поэте ремесленника, постепенно становящегося мастером, а футуристы — бунтаря, творящего новый мир. В-третьих, в разных литературных течениях различным было отношение к предшествующим культурам. Старшие символисты интересовались экзотическими древними и средневековыми культурами, младосимволисты расценивали культуру прошлого лишь как путь к символизму, являющемуся вершиной культуры. Все великие предшественники младосимволистов считались “предсимволистами”. Акмеисты проявляли интерес к “лицу” предшествующей культуры, её формам и традициям, а футуристы демонстративно с ней порывали, стремясь к разрушению старых форм и революционному новаторству. В-четвёртых, поэтов Серебряного века отличали взгляды на историю. Для старших символистов она — порочный замкнутый круг, для младших — эволюционный целенаправленный процесс. Акмеисты популяризировали идею золотого века, а футуристы видели в истории вечный прогресс, перманентную революцию, отрицая прошлое во имя настоящего, а настоящее во имя будущего. В-пятых, близким родом искусства для символистов стала музыка, для акмеистов — архитектура, для футуристов — живопись. В-шестых, особую важность приобретало отношение к слову. Старших символистов отличала намеренная размытость, зыбкость конкретных смыслов. Важно было не называть предмет, а выразить его ощущение. Младосимволисты стремились к символизации, к познанию бесконечно многозначного образа-символа, часть смыслов которого уводит в метафизические, сакральные, интуитивные сферы. Акмеисты стремились к “вещности” слова, для постижения имени вещи в культурном контексте “пучок смыслов” обеспечивался историей слова. Футуристы сталкивали называние и показ вещи, стремились к метафоризации действительности.

Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века будут связаны с характерными особенностями каждого из литературных направлений. Мы покажем это на творчестве Н.С. Гумилёва.

Поэзия Серебряного века немыслима без Николая Гумилёва. Он, мастер поэтического слова, высокохудожественной поэтической формы, умел заворожить магией слова, придавая ему особое звучание и значение. Гумилёв известен в истории литературы и как теоретик искусства. В 1911 году он становится одним из организаторов нового поэтического союза «Цех поэтов», куда кроме него вошли А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, И.Н. Одоевцева, С.А. Городецкий и другие. Они провозгласили себя основателями нового литературного направления, носившего звучное название — акмеизм, которое пришло на смену символизму. Одной из деклараций акмеизма стала статья Н.С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм», появившаяся в журнале «Аполлон» в 1913 году. В позднем творчестве Гумилёв остаётся только автором акмеистской теории, преодолевая в своём творчестве его узкие рамки.

А.А. Ахматова дала Н.С. Гумилёву такую поэтическую характеристику: “Он любил три вещи на свете: // За вечерней пение, белых павлинов // И стёртые карты Америки…” Действительно, характерные черты Гумилёва-поэта — это любовь к возвышенному (“за вечерней пение”), экзотическому (“белых павлинов”), страсть к путешествиям, озарённая музой дальних странствий (“стёртые карты Америки”). Названия десяти поэтических сборников созвучны основным темам и мотивам его поэзии.

Раннее творчество Н.С. Гумилёва связано с философией Ф.Ницше. Гумилёв воспринимал мир в постоянном историческом развитии и представлял современного человека как ступень на пути к сверхчеловеку. Следуя своему учителю В.Я. Брюсову, Гумилёв и поэзию осознаёт как некую магию, связывающую прошлое и будущее, как форму сверхчувственного познания действительности. Поэтому конквистадоры, капитаны, рыцари и другие романтические персонажи его ранней лирики обладают сверхъестественной силой, волей, страстью. Так герой стихотворения «Старый конквистадор» способен долго обходиться без пищи, выжить после гибели своего коня, быть дерзким и спокойным и не знать “ни ужаса, ни злости”. Даже пришедшей смерти он предлагает “поиграть в изломанные кости”. Ощущая преемственность с символистским мировосприятием Брюсова, Гумилёв посвящает ему стихотворение «Волшебная скрипка», открывающее сборник «Жемчуга». Именно из рук Брюсова готов он принять “волшебную скрипку” поэзии и погибнуть “славной смертью, страшной смертью скрипача”.

Однако вскоре Гумилёв отрекается от своего символистского прошлого, чтобы стать главой нового литературного направления — акмеизма. Собственная жизнь поэта строилась по канонам литературы. В ней были и попытки самоубийства, и дуэль, и путешествия в дальние страны. Они и определили тематику его стихов. Он отказывается от реальностей потустороннего мира в пользу реальности повседневной, но этот процесс для него мучителен, неоднозначен, конфликтен, так как поэт отдал символизму значительную дань.

Гумилёв-акмеист стремился вобрать в свою поэзию всё богатство окружающего мира, соединить мифологию с реальной жизнью, наполнить поэзию историко-культурными мотивами. Так, стихотворение «Современность» наполнено мифологическими и античными образами. Его лирический субъект встречает “Одиссеев во мгле пароходных контор, // Агамемнонов между трактирных маркеров”, а “гимназист с гимназисткой” идут по аллее, “как Дафнис и Хлоя”.

Три путешествия в Африку определили темы и мотивы его сборников «Романтические цветы», «Жемчуга» и «Чужое небо». Наряду с африканскими впечатлениями стихи этих лет заполняют образы мировой литературы: Дон Жуан, Беатриче, Одиссей, Лаэрт и другие. В поэтическом сборнике «Чужое небо» впервые начинают звучать социальные мотивы, хотя и окрашенные африканским колоритом и экзотикой. В Африке Гумилёв записывает эфиопские и сомалийские песни, собирает и дарит друзьям картины африканских мастеров. Впоследствии Гумилёв вспоминал, что раздарил всё собранное в Африке, а себе “оставил только тропическую лихорадку”. Лучшим документом, повествующим об этих событиях, стал африканский дневник Н.С. Гумилёва «В огненном столпе», который долгое время считался утерянным, а теперь найден и опубликован.

Одна из интереснейших страниц юности Н.С. Гумилёва — его учение в Царскосельской гимназии, директором которой был И.Ф. Анненский, “последний из царскосельских лебедей”. Стихотворением «Памяти Анненского» открывается сборник «Колчан», вобравший в себя впечатления от пребывания Гумилёва на фронтах Первой мировой войны. Любимый учитель в восприятии Гумилёва предстаёт величественным, “спокойным и учтивым”, “читающим стихи” и вбрасывающим своего юного собеседника в “пространства безымянных мечтаний”.

В первые дни Первой мировой войны Николай Гумилёв уходит добровольцем на фронт. За отвагу, храбрость и солдатскую доблесть он был дважды награждён Георгиевским крестом. Исследователи не раз обвиняли поэта в воспевании войны. Но это кажется только на первый взгляд. Он видел в войне способ самоутвердиться, преодолеть внутреннюю слабость, победить самого себя. Поэтому его военный герой романтичен. В сборнике «Колчан» впервые появляются стихотворения о войне: «Война», «Наступление». Вместе с тем, живя рядом со смертью, Гумилёв невольно начинает думать и о собственном конце. В сборнике «Костёр» его романтическое восприятие смерти постепенно окрашивается во вполне реальные тона. Если в стихотворении «Я и Вы» герой жаждет романтической смерти: “И умру я не на постели, // При нотариусе и враче, // А в какой-нибудь дикой щели, // Утонувшей в густом плюще”, — то в стихотворении «Рабочий» предчувствие скорой гибели до того ощутимо и приземлено, что лирическому герою даже видится реальный человек, рабочий, который изготовит пулю, способную разлучить поэта с жизнью: “Пуля, им отлитая, просвищет // Над седою, вспененной Двиной, // Пуля, им отлитая, отыщет // Грудь мою, она пришла за мной”.

В зрелом творчестве Н.С. Гумилёва преобразилось его Слово, оно обрело новую глубину и значимость и стало важной темой творчества. В 1918–1921 годах Гумилёв по приглашению М.Горького работает в издательстве «Всемирная литература». Он далёк от политики и считает, что и при советской власти каждый должен заниматься своим делом, причём профессионально. “Своим делом” он считал литературу, будучи непревзойдённым мастером поэтического слова. Слова — Бога. Слова, которое может всё. Слова, которое всеобъемлюще, которое шире и глубже самой жизни, которым можно жить и наслаждаться, которое обладает силой воздействия на мир и человека. Таков поэтический смысл стихотворения «Слово». Поэтическим завещанием стало стихотворение «Мои читатели», осмыслением собственного жизненного пути — стихотворение «Память», разгадкой тайн рождения стиха — стихотворение «Шестое чувство».

Особенностью поэтического творчества Гумилёва стал романтический характер большинства произведений, обусловивший выбор определённой системы художественных средств: образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи. Для его стихов характерно презрение к миру денег, мещанскому благополучию, отрицание духовной пустоты. Его герои созданы по контрасту с современниками, они одухотворены идеями дерзкими, рискованными, они идут к победе над внешним миром, даже если победа достигается ценой их жизни. В творчестве поэта видно пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору, яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным. Стихам Гумилёва присуща отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации. Таким образом, особенности поэтического творчества Н.С. Гумилёва созвучны той характеристике, которую даёт ему А.А. Ахматова.

Рейтинг@Mail.ru