Я иду на урок
Готовимся к сочинению
Тема 327
Юрий КОРЕШКОВ,
учитель средней школы № 2,
г. Дорогобуж, Смоленская обл.
Особенности народного характера в прозе А.П. Платонова
Цели урока
1. Познавательные:
- систематизировать знания учащихся о творчестве Андрея Платонова;
- показать “особенность человека” в художественном мире Платонова; сформировать представление о месте человека в художественном мире писателя;
- выявить связь судьбы писателя и “судьбы” его героев;
- продолжить формировать умение работать с текстом художественного произведения.
2. Развивающие:
- обогащение и усложнение словарного запаса;
- учить анализировать;
- учить выделить главное;
- учить сравнивать;
- учить обобщать и систематизировать;
- ставить и разрешать проблемы;
3. Воспитательные:
- воспитывать уважение к человеку.
На доске эпиграф: “Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека” (А.Платонов).
1. Введение в биографию писателя
Родился в семье железнодорожного слесаря. Одиннадцать человек детей в семье. Андрей — старший. С тринадцати лет стал работать. Учился в церковноприходской и городской школах. По образованию мелиоратор, электротехник.
Публицистика. Воронежские газеты. Пишет и спорит обо всём: философия, социология, энергетика, гидротехника и так далее. Максимализм молодого Платонова, стремление к глобальным преобразованиям Земли, общества. Революция — его стихия. Первые книги — «Епифанские шлюзы» (1927), «Сокровенный человек» (1928). Казалось бы, эталон пролетарского писателя.
Но — 1929 год, рассказ «Усомнившийся Макар». На писателя обрушивается критика. Что произошло?
2. Анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире»
Часть 1
а) Почему рассказу дан подзаголовок «Машинист Мальцев»?
б) Охарактеризовать персонажа:
— мастер;
— лучший машинист;
— одинокий человек.
в) Как относится к помощнику?
— Равнодушно;
— отчуждённо.
г) Почему?
— “Он чувствовал своё превосходство”.
д) Как общается с помощником?
— Стуком.
е) Почему перепроверяет работу?
— Не доверяет.
ж) Какие у него глаза?
— Пустые.
Часть 2
а) Что произошло с Мальцевым 5 июля?
— Временно ослеп;
— чуть не стал виновником крушения поезда.
Часть 3
а) Был ли он слепым?
— Да.
б) Почему не передал управление паровозом помощнику?
— Видел мир в уме, в воображении;
— верил в его действительность.
в) Что нужно следователю?
— Факты.
Часть 4
а) Как доказать невиновность Мальцева?
— Провести эксперимент;
— использовать искусственную молнию.
б) Удалось? Какой ценой?
— Мальцев снова ослеп.
в) Был ли другом Мальцева рассказчик?
— Нет. Но: “Я хотел защитить его”.
Часть 5. Прошёл год
а) Как выглядит герой?
— Осунулся и постарел;
— тоскует.
б) Что означают слова автора “Мальцев «смирился передо мной»”? Что вообще означает слово “смирился”?
в) Что произошло в пути?
— Мальцев прозрел.
г) Как объяснить его слёзы, когда он снова увидел лицо помощника?
— “Ты видишь теперь весь свет”
д) Что значит “весь”?
е) Чего или кого не хватало раньше в мире Мальцева?
— Человека.
Он должен был ослепнуть физически, чтобы прозреть сердцем, духовно.
Запись на доске: Увидеть Другого — друга.
Подтвердите.
“Мы вместе с ним просидели весь вечер и всю ночь”.
Наложение рук во время ведения состава — передача света, отдать частицу себя другому.
3. Постановка проблемы.
На доске: “Фраза о том, что революция — паровоз истории, превратилась во мне в странное и хорошее чувство” (А.Платонов).
а) Кто ведёт паровоз истории?
— Большевики.
б) Куда ведут?
— В светлое будущее.
в) Где оно находится?
— В головах машинистов, в их воображении.
г) Какую цену заплатили?
— Миллионы загубленных человеческих жизней.
Ослепление идеей всеобщего счастья. Платонов — помощник машиниста реально и метафорически.
На доске: “Дело социальной коммунистической революции — уничтожить личность и родить её смертью новое, живое, мощное существо — общество, коллектив” (А.Платонов).
Прозрел: главное — человек. Человек, который рядом с тобой — простой, живой человек, твой ближний, а не будущий призрак-счастливец.
На воротах Соловецкого лагеря была надпись: “Железной рукой загоним человечество в счастье”.
4. Рассказ «Юшка»
а) Почему люди считают Юшку лишним?
б) Когда поняли, что это не так?
— После его смерти.
“Сердце в людях бывает слепое”. “Я тоже всему свету нужен”.
Вывод: Не стоит село без праведника.
Приёмная дочь Юшки — бескорыстная любовь, служение людям, даже тем, кто виновен в смерти отца, кто “забраковал” его.
Платонов умер, как и его герой, от туберкулёза, непризнанный и “забракованный”, 5 января 1951 года.
Есть легенда (недостоверная, но укоренившаяся), что Андрей Платонов какое-то время работал дворником при Литературном институте. Мастер слова — и дворник? Как вы думаете, почему эта легенда не только возникла, но и была принята на веру? Сравните с Юшкой.
Итог урока
Особенность человека:
— любовь к ближнему;
— соборность — свободное единство, основанное на любви;
— ценность каждого человека, независимо от его ранга.
“Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Строки Арсения Тарковского: “Я свеча, я сгорел на пиру…”