Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2004

Я иду на урок

Готовимся к сочинению. Тема 327

Готовимся к сочинению
Тема 327

Юрий КОРЕШКОВ,
учитель средней школы № 2,
г. Дорогобуж, Смоленская обл.


Особенности народного характера в прозе А.П. Платонова

Цели урока

1. Познавательные:

  • систематизировать знания учащихся о творчестве Андрея Платонова;
  • показать “особенность человека” в художественном мире Платонова; сформировать представление о месте человека в художественном мире писателя;
  • выявить связь судьбы писателя и “судьбы” его героев;
  • продолжить формировать умение работать с текстом художественного произведения.

2. Развивающие:

  • обогащение и усложнение словарного запаса;
  • учить анализировать;
  • учить выделить главное;
  • учить сравнивать;
  • учить обобщать и систематизировать;
  • ставить и разрешать проблемы;

3. Воспитательные:

  • воспитывать уважение к человеку.

На доске эпиграф: “Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека” (А.Платонов).

1. Введение в биографию писателя

Родился в семье железнодорожного слесаря. Одиннадцать человек детей в семье. Андрей — старший. С тринадцати лет стал работать. Учился в церковноприходской и городской школах. По образованию мелиоратор, электротехник.

Публицистика. Воронежские газеты. Пишет и спорит обо всём: философия, социология, энергетика, гидротехника и так далее. Максимализм молодого Платонова, стремление к глобальным преобразованиям Земли, общества. Революция — его стихия. Первые книги — «Епифанские шлюзы» (1927), «Сокровенный человек» (1928). Казалось бы, эталон пролетарского писателя.

Но — 1929 год, рассказ «Усомнившийся Макар». На писателя обрушивается критика. Что произошло?

2. Анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире»

Часть 1

а) Почему рассказу дан подзаголовок «Машинист Мальцев»?

б) Охарактеризовать персонажа:

— мастер;

— лучший машинист;

— одинокий человек.

в) Как относится к помощнику?

— Равнодушно;

— отчуждённо.

г) Почему?

— “Он чувствовал своё превосходство”.

д) Как общается с помощником?

— Стуком.

е) Почему перепроверяет работу?

— Не доверяет.

ж) Какие у него глаза?

— Пустые.

Часть 2

а) Что произошло с Мальцевым 5 июля?

— Временно ослеп;

— чуть не стал виновником крушения поезда.

Часть 3

а) Был ли он слепым?

— Да.

б) Почему не передал управление паровозом помощнику?

— Видел мир в уме, в воображении;

— верил в его действительность.

в) Что нужно следователю?

— Факты.

Часть 4

а) Как доказать невиновность Мальцева?

— Провести эксперимент;

— использовать искусственную молнию.

б) Удалось? Какой ценой?

— Мальцев снова ослеп.

в) Был ли другом Мальцева рассказчик?

— Нет. Но: “Я хотел защитить его”.

Часть 5. Прошёл год

а) Как выглядит герой?

— Осунулся и постарел;

— тоскует.

б) Что означают слова автора “Мальцев «смирился передо мной»”? Что вообще означает слово “смирился”?

в) Что произошло в пути?

— Мальцев прозрел.

г) Как объяснить его слёзы, когда он снова увидел лицо помощника?

— “Ты видишь теперь весь свет”

д) Что значит “весь”?

е) Чего или кого не хватало раньше в мире Мальцева?

— Человека.

Он должен был ослепнуть физически, чтобы прозреть сердцем, духовно.

Запись на доске: Увидеть Другого — друга.

Подтвердите.

“Мы вместе с ним просидели весь вечер и всю ночь”.

Наложение рук во время ведения состава — передача света, отдать частицу себя другому.

3. Постановка проблемы.

На доске: “Фраза о том, что революция — паровоз истории, превратилась во мне в странное и хорошее чувство” (А.Платонов).

а) Кто ведёт паровоз истории?

— Большевики.

б) Куда ведут?

— В светлое будущее.

в) Где оно находится?

— В головах машинистов, в их воображении.

г) Какую цену заплатили?

— Миллионы загубленных человеческих жизней.

Ослепление идеей всеобщего счастья. Платонов — помощник машиниста реально и метафорически.

На доске: “Дело социальной коммунистической революции — уничтожить личность и родить её смертью новое, живое, мощное существо — общество, коллектив” (А.Платонов).

Прозрел: главное — человек. Человек, который рядом с тобой — простой, живой человек, твой ближний, а не будущий призрак-счастливец.

На воротах Соловецкого лагеря была надпись: “Железной рукой загоним человечество в счастье”.

4. Рассказ «Юшка»

а) Почему люди считают Юшку лишним?

б) Когда поняли, что это не так?

— После его смерти.

“Сердце в людях бывает слепое”. “Я тоже всему свету нужен”.

Вывод: Не стоит село без праведника.

Приёмная дочь Юшки — бескорыстная любовь, служение людям, даже тем, кто виновен в смерти отца, кто “забраковал” его.

Платонов умер, как и его герой, от туберкулёза, непризнанный и “забракованный”, 5 января 1951 года.

Есть легенда (недостоверная, но укоренившаяся), что Андрей Платонов какое-то время работал дворником при Литературном институте. Мастер слова — и дворник? Как вы думаете, почему эта легенда не только возникла, но и была принята на веру? Сравните с Юшкой.

Итог урока

Особенность человека:

— любовь к ближнему;

— соборность — свободное единство, основанное на любви;

— ценность каждого человека, независимо от его ранга.

“Возлюби ближнего своего, как самого себя”.

Строки Арсения Тарковского: “Я свеча, я сгорел на пиру…”

Рейтинг@Mail.ru