Я иду на урок
Готовимся к сочинению
Тема 328-332
Ольга ЕРЁМИНА
Тема 328.
Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского.
Сложность подхода к этой теме в том, что в разных программах предложены для изучения различные стихотворения Твардовского. Они разбросаны по разным учебникам с 5-го по 11-й класс. Это баллада «Рассказ танкиста» (лироэпический жанр), стихотворения «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «К обидам горьким собственной персоны…», «Урожай», «Родное», «Весенние строчки» и другие. Поэма «Василий Тёркин», наиболее знакомая ученикам, является лироэпической поэмой, и при рассмотрении проблематики лирики поэта можно обращаться к этому произведению, главным образом к главам «О себе» и лирическим отступлениям. Лирические мотивы сильны в поэме «По праву памяти».
Ход работы может быть таким: сначала раскрываем понятие проблематики произведения. Говоря простым языком, тема в произведении — это данность, а проблематика — личный взгляд автора на эту данность, сфера, в которой проявляется индивидуальный взгляд автора на понимание мира и человека. Нравственная проблематика сосредотачивается на изменениях в личности человека под воздействием внешних обстоятельств. Человек в поисках личности, процесс идейного самоопределения — важнейшее с точки зрения нравственной проблематики. В лирике мы имеем дело с нравственными исканиями лирического героя, в которых отражается судьба самого автора.
Проблематика — это комплекс проблем. В лирике Твардовского особенно ярко отражаются проблемы отношения к павшим на войне («Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…»), проблема связи поколений, которая была трагически разорвана («Братья», «Памяти матери», «По праву памяти»), проблемы ответственности за жизнь и страдания окружающих («К обидам горьким собственной персоны…»). Твардовский утверждает бессмертие воинского подвига, непреходящее значение нравственных ценностей, необходимость неразрывной связи поколений, необходимость воспитывать в себе чувство ответственности за происходящее.
Тема 329.
Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского.
Тема памяти раскрывается в двух аспектах: во-первых, это важность памяти о погибших на войне; во-вторых, это значение цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.
Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин» (например, глава «Переправа», главы «О себе»), стихотворения «Я убит подо Ржевом…», баллада «Рассказ танкиста»). Тема памяти переплетается с темой личной ответственности человека за судьбы многих («Я знаю, никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…»).
В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких — это не просто право, но и обязанность человека. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат. Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Такое утверждение поэта во времена сталинизма было гражданским подвигом.
Тема 330.
Как в творчестве А.Т. Твардовского представлена тема войны?
Тема сформулирована достаточно свободно, можно говорить о различных проблемах, поставленных в произведениях поэта (см. тему 328). Учеников, которые обрадуются простоте темы, следует предупредить, что недостаточно будет ограничиться только поэмой «Василий Тёркин»: в сочинение необходимо включить и знакомые баллады, и лирические стихотворения о войне.
Тема 331.
Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
Логическая цепочка сочинения такова. Василий Тёркин — русский солдат, обладающий всеми лучшими чертами солдата и человека: его ведут любовь к Родине, смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинства. Он ловок, удачлив, мастер на все руки, гармонист, умеет вовремя пошутить, поднять дух бойцов. Он не один: с ним рядом воюют, ему помогают и поддерживают его другие солдаты: повар, который “ложку лишнюю кладёт”; те, что дали ему “валенки с ноги”; танкисты, доставившие его в санбат; шофёр, подвозивший Тёркина на передовую; два бойца похоронной команды, которые в мороз сняли с себя шинели, чтобы сделать носилки и донести раненого бойца. В каждой главе мы слышим реплики эпизодических героев-солдат, остроумные, исполненные нравственной чистоты.
Почему Твардовский говорит — “труженик-солдат”? Война — тяжёлая, но необходимая для всего народа работа. Каждый отдельный солдат — не былинный богатырь, а простой человек, которому может быть страшно и больно, и только совместными усилиями возможно победить врага.
Слово “солдат” теряет в поэме значение “рядовой”: солдат — это боец, воин, защитник Отечества, а значит, генерал — тоже солдат, сражающийся за освобождение Отчизны. В главе «Дед и баба» возникает образ старика, который был солдатом Первой мировой войны. В этом образе — не просто реалии прежней войны (разрывы снарядов, вши), но и звучание струн фольклорной традиции (Тёркин — мастер на все руки; мотив ловкого, смекалистого солдата: “Может, сало надо жарить?” — суп из топора).
Образ Василия Тёркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера: “…В бой, вперёд, в огонь кромешный // Он идёт, святой и грешный, Русский чудо-человек…”
Сочинение может оживить рассказ о том, как автор создавал образ Василия Тёркина (финская кампания, затем — поиск героя в первые месяцы войны). Можно проследить фронтовой путь Василия Тёркина: от первой встречи с ним на привале, отступления, боёв, ранений, госпиталей — до взятия Берлина.
Тема 332.
“«Василий Тёркин» Твардовского — поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль… и какой необыкновенный народный солдатский язык” (И.А. Бунин).
Что имел в виду Бунин, говоря: “редкая книга”? Редкая в русской литературе вообще или редкая в своё время, в эпоху господства принципа “социалистического реализма”, когда художников призывали изображать жизнь не такой, как она есть, а такой, какой она должна быть? Какая свобода имеется в виду: свобода композиции, свобода в использовании изобразительно-выразительных средств или свобода от обязательных в то время элементов официальной идеологии, пустой риторики и призывов сражаться за Сталина?
Чтобы быть объективными, скажем о неразрывной связи этих сторон в произведении Твардовского. Лживые восхваления — это прежде всего ложь автора перед самим собой, которая уничтожает талант, поэтому обе стороны свободы в поэме диалектически связаны друг с другом.
Итак, говорим о том, что Твардовский показывает читателям подлинное лицо войны, откидывая флёр официальной идеологии. Он свободен в выборе героя, показывая его простым человеком со слабостями и недостатками, не стремящимся во что бы то ни стало совершить подвиг, но готового к этому подвигу. Тёркин не говорит лозунгами, как многие герои в произведениях того времени, а шутит просто и душевно, вызывает чувство родства и близости. Автор-рассказчик сам становится одним из героев поэмы, подчёркивает свою духовную близость с Тёркиным.
Свободой и простотой отличается композиция поэмы. Каждая глава — фактически самостоятельное произведение. Эпизоды, представленные в главах, типичны для военного времени и быта: каждый из солдат узнавал в них свою собственную фронтовую судьбу. Нить повествования несколько раз прерывается лирическими монологами от лица автора.
Следующий этап раскрытия темы — анализ литературных качеств поэмы: “Литературные качества книги неоценимы. Её отличает удивительная, почти зримая образность, психологическая убедительность, точность художественной детали, речевая выразительность. Поэтический язык Твардовского прост и естествен, включает много разговорных элементов.
Рифма Твардовского большей частью бесхитростна и проста. Среди рифм много оригинальных («из Казани» — «сказали», «за стол» — «простой», «ехать» — «от смеха»). В то же время его отличает высокая культура стиха, мастерское использование мелодических, ритмических средств в изобразительных целях. Поэме свойственно богатство звукописи — аллитераций.
Как отмечал А.Л. Гришунин, традиция народного творчества определилась в пословичности, афористичности, меткости формулировок («Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди», «Береги солдат солдата», «Ради жизни на земле»)”.