Я иду на урок
Готовимся к сочинению
Тема 85-91
Ольга ЕРЁМИНА
Тема 85.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Восприятие художественного произведения — процесс, включающий в себя множество составляющих. Это восприятие и содержания, и формы, и основных идей, и композиционных особенностей, восприятие и образа автора, и тонкостей использования автором различных тропов. Предложим такое сравнение: фотоаппарат с пластиковой оптикой никогда не запечатлеет тех деталей, которые сможет запечатлеть аппарат с оптикой зеркальной; первый даже исказит линию горизонта и “размоет” предметы в углах кадра. Качество сочинения по стихотворению зависит от уровня развития восприятия у ученика: от примитивного уровня “нравится — не нравится” до различения тончайших оттенков смысла и особенностей использования аллитерации.
Кроме того, восприятие личностно, эмоционально вызывает в сознании ассоциативные ряды, образы, обусловленные жизненным опытом человека. Истолкование также подразумевает индивидуальный, особенный взгляд ученика на стихотворение. От школьников нельзя требовать того, чтобы они оценили произведение объективно в контексте всего творчества конкретного поэта и поэтов его поколения. Следовательно, можно говорить только о субъективной оценке произведения. В этих сочинениях может быть достаточно свободная композиция. Всё это надо учитывать педагогам при оценке экзаменационных работ.
Добавим, что сочинения по восприятию, истолкованию и оценке поэтического текста невозможно списать с недобросовестно составленных сборников, нельзя отделаться общими фразами.
Браться за подобные темы мы посоветуем ученикам с хорошо развитым восприятием поэтического текста и твёрдым знанием теоретических сведений о поэзии, включённых в школьную программу.
Для теоретической части возможна стандартная схема анализа. Применительно к стихотворению «Ещё земли печален вид…» она будет звучать так: стихотворение относится к лирике природы, посвящено ранней весне; состоит из двух частей: в первой сначала — реалистичное изображение весенней земли, затем олицетворение — природа очеловечивается, представляется нам просыпающимся живым существом. Вторая часть описывает пробуждение души. Подобные параллели есть во многих стихотворениях, из знакомых ученикам — в «Осеннем вечере».
Стихотворение «Ещё земли печален вид…» — не просто лирика природы. Это одна из попыток подыскать аналогии явлениям природы в явлениях жизни человека, что говорит о сближении и взаимопроникновении в творчестве Тютчева двух миров — разума и стихии. Лирика природы наполняется глубоким философским смыслом — именно это делает её актуальной для нашего времени.
Тема 86.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение написано в 1830 году. Его можно отнести к философской лирике Тютчева. Тема — соотношение чувства как проявления стихии и слова как проявления разума, логики, которая разрушает первозданность чувств. Чувства, жизнь сердца — природные источники, родники, ключи, чистые, бьющие из глубины стихийной сущности человека. Душа человека питается чувствами, как земля питается родниками. Пытаясь высказать, облечь чувства в слова, мы “взрываем” эти ключи, “возмущаем” их чистоту. “Мысль изречённая”, то есть логическое определение чувства, которое способен дать только человек, не может точно отражать сущность и содержание самого этого чувства.
Чувство и слово — это диалектически взаимосвязанная пара: человек, развивая мысль, тем самым развивает, утончает и чувства; развивая способность ощущать, отличать одно чувство от другого, человек оттачивает логику и умение формулировать мысли. Подходя к вопросу с точки зрения психологии, мы можем сказать, что призвать к молчанию, к тому, чтобы “лишь жить в самом себе”, может только человек, обладающий глубоко развитыми чувствами, точным ощущением слова и глубоко дифференцированным сознанием, способный уловить и выделить те точки, в которых чувство и слово расходятся. Для человека с неразвитым сознанием сама постановка такого вопроса была бы невозможна.
Итак, человек, ощущающий различие между чувством и его выражением в слове, не просто осознаёт его, но и страдает от этого. В результате — призыв погрузиться в созерцание своих “таинственно-волшебных дум”. Но надо понимать, что это погружение будет кардинально отличаться от состояния человека с недифференцированным мышлением и не сможет стать постоянным.
Отметим в стихотворении скрытую метафору: чувственная, стихийная жизнь человека — ночь, где светят мечты-звёзды; мир слова, логики — день с его “наружным шумом”. Можно также поразмышлять о том, почему автор подобрал стихотворению название из латыни.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение это, как правило, дети знают уже в начальной школе, но это не значит, что написать по нему сочинение будет легко. Оно относится к лирике природы и написано на одном дыхании уже зрелым поэтом в 1857 году. Здесь нужно говорить и о реалистической точности воссоздания картины увядающей природы, и о настроении нежной грусти и торжественности, и о неспешности и естественности поэтической строки (что отражается в обилии пиррихиев и в различном количестве стоп в ямбическом стихе).
Возможен лексический анализ (устаревшие слова, старославянизмы), анализ средств выразительности — метафор, эпитетов, олицетворений, аллитерации, можно подчеркнуть отсутствие инверсии (создающее впечатление естественной речи). Обязательно — о поэтическом размере, способе рифмовки, особенностях рифмы (бедная — богатая, мужская — женская).
Тема 87.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас — и всё былое…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)
Важно обратиться к истории создания стихотворения. В юности Тютчев переживал чувство любви к Амалии Лерхенфельд, знатной девушке. Ей было посвящено прекрасное стихотворение, написанное в Мюнхене, «Я помню время золотое…». Тютчев посватался к ней, но родители сочли этот брак недостаточно выгодным. По настоянию родителей Амалия дала согласие на брак с бароном Крюденером. Тютчев очень тяжело переживал этот отказ. Спустя много лет, в 1870 году в Карлсбаде во время прогулки он вновь встретился с уже пожилой, но сохранившей привлекательность женщиной. Встреча вдохновила его на создание поэтического шедевра «Я встретил вас — и всё былое…». В первой строфе упоминается о том золотом времени, которому было посвящено стихотворение почти полувековой давности.
В самом стихотворении развивается известная ещё с древних времён метафора: молодость человека — весна, зрелость — лето, старость — осень. Мысль и чувство выражены так ясно, так гармонично и полно, что словно сами собой приходят богатые рифмы, становится мелодичным излюбленный поэтом ямб, легко встают на место скромные, но единственно точные эпитеты.
Среди современников Тютчева стихотворение не получило широкой известности. Настоящей оценкой этому произведению стала бесспорная популярность романса, который был впервые исполнен И.С. Козловским и сразу же покорил сердца слушателей.
Тема 88.
“Мысль Тютчева… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…” (И.С. Тургенев).
В размышлениях на эту тему необходимо будет обратиться к лирике природы и к философской лирике Тютчева. В первой, как правило, образно описывая состояние природы, автор выходит на философское обобщение; во второй от мысли (тезиса) через образный ряд движется к доказательству. Однако такое деление достаточно условно: мысль и образы переплетаются, практически сливаясь.
Ученики будут работать с теми стихотворениями, которые им известны (в каждой из программ стихи разные). Важно в каждом из них чётко выделить мысль, описать образы (из какого мира: “мира души или природы”?), желательно обозначить “точку слияния”.
Подходим к выводу: слияние мысли с образами, взятыми “из мира души или природы”, свидетельствует о том, что поэт ощущает мир как единое целое, как живое, мыслящее существо, одно из проявлений которого — человек.
Тема 89.
В чём трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И. Тютчева?
Поэзию Тютчева можно разделить на три части: это лирика природы, философская и любовная лирика. В лирике, безусловно, отражается мировосприятие автора. Но тезис о том, что мировосприятие лирического героя поэзии Тютчева трагично, не безусловен. В лирике природы мы видим гармоничность и цельность мировосприятия, ощущение космичности жизни, взаимосвязи человека и природы.
Философская лирика показывает нам глубокие проблемы бытия. Тютчев осмысливает роль человека в мироздании, его положение между Хаосом и Космосом, его поиски собственного “я”. Тютчев писал: “Я сознаю, как тщетны все отчаянные усилия нашей бедной мысли разобраться в том ужасном вихре, в котором погибает мир. Да, мир действительно рушится, и как не потеряться в этом страшном крушении?” Это высказывание характеризует Тютчева как глубокого мыслителя, который улавливает глобальные мировые процессы, но вряд ли даёт основание утверждать, что мировосприятие его лирического героя трагично.
Любовная лирика исполнена трагизма — но только в той части, которая посвящена драме отношений с Еленой Александровной Денисьевой и её гибели. Другая часть любовной лирики — стихотворения к Амалии Лерхенфёльд (баронессе Крюденер), к первой и второй жене Тютчева — полны чистого, светлого чувства. Есть горькие стихи умудрённого опытом человека (например, «Она сидела не полу…»), но вряд ли можно говорить о трагизме мировосприятия. Любовное чувство Тютчева — как птица Феникс, которая каждый раз возрождается из пепла. Даже после смерти Денисьевой он переживает подъём чувств при встрече с Амалией, бывшей баронессой Крюденер.
Не думаю, что есть возможность компетентно доказать этот тезис, поэтому писать сочинение на эту тему не стоит.
Тема 90.
Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева.
Ученикам знакомы многие стихотворения о природе и человеке в лирике Тютчева: «Не то, что мните вы, природа…», «Есть в осени первоначальной…», «Осенний вечер», «День и ночь», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…», «Как весел грохот летних бурь…», «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Листья» и др.
Эту тему нельзя интерпретировать только как тему о пейзажной лирике. Взаимодействие человека и природы — это одна из важнейших идей в философских стихах Тютчева. Природа у Тютчева — вечная и обновляющаяся, она жива, только люди не всегда видят её осмысленную, самостоятельную жизнь («Не то, что мните вы, природа…»). Человек является частью природы, а понятие природы расширяется до понятия космоса. Космос же гармоничен и прекрасен в своей гармонии.
Явления природы в стихах Тютчева очеловечены. Часто пейзажи являются поводом для размышления о человеческой судьбе, явления природы параллельны миру человека («Осенний вечер», «Ещё земли печален вид…»).
В ранней лирике поэта природа мифологична: ночь, день, весна, осень — образы живые, но стремящиеся к обобщённости. В поздних стихотворениях поэт стремится к предельной точности изображения. Эту мысль можно проиллюстрировать стихотворениями «Осенний вечер» (1830) и «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Весенняя гроза» (конец 20-х годов) и «Неохотно и несмело…» (1849).
Замечая “паутины тонкий волос”, поэт в то же время ощущает тесную связь жизни земной и космической: “…И мы плывём, пылающею бездной // Со всех сторон окружены” («Как океан объемлет шар земной…»). Природа вечна, её бытие исполнено божественного начала («Полдень», конец 20-х годов), но человек смертен («В небе тают облака…», 1868), возможно, он — “лишь грёза природы” («От жизни той, что бушевала здесь…», 1871). Так поэт выходит на проблему смысла человеческой жизни — как жизни конкретного человека, так и смысла существования и предназначения человечества в целом.
Тема 91.
Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.
Ученикам знакомы разные стихотворения Тютчева, посвященные любви, но в разных программах их перечень различен. Если школьник ориентируется в любовной лирике Тютчева, знаком с фактами биографии поэта, то ему стоит взяться за эту тему.
Любовь в лирике поэта — одно из самых глубоких наслаждений жизни. Тютчев посвящал свои стихотворения Амалии Крюденер «Я помню время золотое…», «К.Б.», первой жене Элеоноре Фёдоровне («Ещё томлюсь тоской желаний…»), Эрнестине Фёдоровне («Она сидела не полу…»). Безусловным шедевром Тютчева стал “денисьевский” цикл. Личный душевный опыт поэта привёл его к ощущению любви как роковой губительной силы. Любовь в мире Тютчева (и в эпоху жизни поэта) — “поединок роковой”, в котором “безумная слепота страстей” приводит к тому, что мужчина губит возлюбленную.
Ученики могут опираться на стихотворения «О, как убийственно мы любим…», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Чему молилась ты с любовью…», «Я очи знал…», «О, не тревожь меня укорой справедливой…», «Весь день она лежала в забытьи…».
С другой стороны, любовь — это великая сила, которая дарит человеку жизнь и вдохновение («К.Б.»).