Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2004

Я иду на урок

М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Готовимся к сочинению
Тема 47

М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует представителей искусства. Поэтому тема назначения поэта — центральная тема поэзии XIX века.

Во всём, о чём бы ни писали поэты, скрывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло, калечило народ и жизнь личности.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, как представители передовых кругов русского общества XIX века, возглавили дальнейшее движение литературы вперёд, определили её последующее развитие.

По-своему решает тему поэта и поэзии М.Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов.

В лирике Лермонтова выражен протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи наложили отпечаток на его творчество. Неудовлетворённость существующим носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него — орудие борьбы.

Лермонтов понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей.

В его поэзии с первых же строк звучит тема одиночества. Противоположность двух поэтических миров отчётливо видна при сравнении «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова. Последний подхватывает пушкинскую тему преображения поэта в пророка и развивает её. У Пушкина стихотворение звучит предвестием великого дела, которое предстоит свершить пророку в мире, широко открытом перед ним, ждущем его:

...обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Лермонтов же эту тему продолжает в ином ключе — печали и разочарования. Мир, куда выходит лермонтовский пророк, полон злобы и вражды. Всё живое, доброе, истинное, светлое, чистое сосредоточилось в пророке и на том островке жизни (“в пустыне”), куда его изгоняют “они” — те, кому пророк пытался проповедовать “любви и правды чистые ученья”. Эти “они”, исполненные бешеной злобы, самодовольной гордости и неверия, “жадною толпой стоящие у трона”, — палачи “Свободы, Гения и Славы”. “Они” — пёстрая толпа, рабы и господа, населяющие “немытую Россию”, это и “наше поколенье”, постыдно равнодушное к добру и злу.

Лермонтов хотел, чтобы поэзия призывала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своём стихотворении «О, полно извинять разврат...», посвящённом Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт — это человек, одарённый “высокой мыслью и душой”, ничего не страшащийся. Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов.

Острая и меткая характеристика литературы тех лет даётся Лермонтовым в стихотворении «Журналист, читатель и писатель». В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными “безопасными” темами.

В 1837 году после безвременной гибели Пушкина прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение «Смерть поэта». Его волновали противоположные чувства: любовь и ненависть, скорбь и гнев, восхищение и презрение. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни торжественным венком славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”.

Это обличительное гневное стихотворение быстро распространилось по всей стране и прославило имя автора, утвердив его как поэта.

Стихотворение «Поэт» построено на развёрнутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор рассказал историю кинжала, а в последующих пяти — высказал свой взгляд на поэзию и её отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала — показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, но погиб господин, и кинжал, который “не по одной груди провёл страшный след и не одну порвал кольчугу”, “своё утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее безвредное украшение. То, что с ним случилось, напоминает Лермонтову судьбу поэта.

Лермонтов раскрыл трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир, с огромной силой и полнотой, болью и страстью. Однако это одиночество — не отрешённость от жизни, это упрёк и вызов окружающей поэта действительности. Протест заглушает в поэте настроение безысходности, рождает жажду жизни, стремление не бежать от мира, а найти себя и своё место в нём. “Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня” — в этих словах стихотворения «Узник» звучит страстный порыв поэта к свободе, к счастью.

Диана ХУБЛАРОВА,
гимназия № 1514, Москва
(учитель — Р.А. Храмцова)

Рейтинг@Mail.ru