Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2004

Архив

“БРОДячий русСКИЙ”. Жизненный и творческий путь Иосифа Бродского

Уроки калининградских учителей

Представляем уроки учителей Калининграда. Все они посещают лабораторию «Вуз - школа», пятнадцать лет назад организованную Л.Г. Максидоновой, преподавателем методики Калининградского госуниверситета. С той поры лаборатория активно работала, только за последние годы было написано и издано восемь книг-конспектов уроков для учителей литературы. Недавно Лия Георгиевна ушла из жизни, но её ученики продолжают работать. Плоды трудов калининградских словесников перед вами.

Я ИДУ НА УРОК

Анна Шелухина,
лицей № 23


“БРОДячий русСКИЙ”

Жизненный и творческий путь Иосифа Бродского

Учитель. Мы начинаем знакомство с жизнью и творчеством поэта XX века, нашего современника, Иосифа Александровича Бродского. Имя его официально появилось в русской литературе около пятнадцати лет назад, его наследие только начали изучать, поэтому перед нами очень трудная, но интересная задача — открыть для себя великого поэта. А для начала постараемся в общих чертах представить его жизненный и творческий путь.

Первая учебная ситуация

— Какое впечатление производят стихи Бродского при первом знакомстве с ними?

Познакомьтесь с карточкой. Сформулируйте в двух-трёх словах свои впечатления, ассоциации по каждому стихотворению.

Карточка 1

Перед вами стихотворения Бродского разных лет. Определите, как в них отразились мысли и чувства поэта о своём жизненном пути.

В какой мере высказывание П.Вайля может быть отнесено к этим стихотворениям? Запишите в тетрадь его главную мысль.

“Творчество Бродского представляется мне ровной восходящей прямой.

Построив график, где по горизонтали отложатся годы, а по вертикали — глубина, тонкость, виртуозность, такую получим линию: без срывов, спадов, всплесков — уверенно вверх.

С каждым годом Бродский — хоть часто казалось, что выше некуда, — брал нотой выше” (П.Вайль).

В карточку включены стихотворения: «Стансы» (1962), «Часть речи» (1976), «Одиссей Телемаку» (1972), «Бабочка» (1972), «Я входил вместо дикого зверя в клетку...» (1980).

Вариант выполнения работы

Впечатления о стихах

«Стансы» Грустное, нежное, пророческое, воспоминания о будущем, туман

«Часть речи» Краски приглушены, попытка создать модель своего внутреннего мира, одиночество, экстравагантность

«Одиссей Телемаку» Тоска по родине, одиночество; чувства, которые отец хочет передать сыну

«Бабочка» Неуловимое, хрупкое, на грани материального и тонкого мира, взволнованное

«Я входил вместо дикого зверя в клетку...» Страдания, приводящие к просветлению; одиночество, богатый духовный опыт

— Какое стихотворение вам показалось самым близким, понятным и почему?

Вторая учебная ситуация

Учитель. Мы прикоснулись к стихотворениям И.Бродского, определили для себя то, что внутри нас нашло отзвук. Наша следующая задача — узнать, что за путь прошёл поэт, как складывалась его судьба, его личность, что помогло ему достичь высот в мировой литературе.

Познакомимся с хронологией жизни поэта.

Карточка 2. Годы и факты.

(Составляется на основе биографической справки о Бродском /см. далее/.)

— Какое событие из жизни поэта поразило (удивило, запомнилось) больше всего? Какую закономерность в судьбе Бродского вы заметили?

Комментарий учителя. Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.

В 1949 году семья получила “полторы комнаты” в знаменитом доме на улице Пестеля, где с 1889 по 1913 год находился салон Мережковских, снимал квартиру А.Блок, а в 1920 году собирались участники «Цеха поэтов».

В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, “свободный поступок” — уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против “ада серости и убогого материализма”. Самообразование заменило официальные дипломы. Любовь к польской и английской поэзии заставила самостоятельно овладевать языками. С пятнадцати лет поэт перепробовал множество работ.

Первые стихи написаны в 1957 году в геологической экспедиции. За несколько лет Бродский проделывает огромный путь, осваивая опыт самых различных поэтов.

Весной 1960-го Бродский, окончательно закрывая себе путь в официальную литературу, публикуется в самиздатовском журнале «Синтаксис» Александра Гинзбурга.

В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахматовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.

29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появился фельетон «Окололитературный трутень», с этого времени начинаются преследования и травля поэта. Арестовали Бродского 13 февраля 1964 года, а 18 февраля состоялся суд, который приговорил поэта к пяти годам принудительных работ на Севере за тунеядство.

На процессе поэт, по свидетельству очевидцев, держался с “замечательным достоинством и мужеством”. Его ответ на вопрос судьи: “Кто причислил вас к поэтам?” — “Я полагаю, что это от Бога”, — цитировался чаще, чем любая из его стихотворных строк.

В сентябре 1965 года в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры, вызванного публикацией на Западе записи судебного процесса, сделанной Фридой Вигдоровой, Бродский был досрочно освобождён. Восемнадцать месяцев, проведённых поэтом в ссылке, принесли ему мировую известность.

4 июня 1972 года самолёт с изгнанным поэтом на борту приземлился в Вене. Накануне отъезда из СССР Бродский написал открытое письмо Брежневу, проникнутое уверенностью в возвращении на родину. “Перемена Империи” стала для поэта трагедией: сначала невозможность увидеть мать и отца, а позже невозможность для сына лично похоронить своих родителей — за это поэт расплатился инфарктами, операциями на сердце.

С 1972 года Бродский двадцать четыре года преподавал в различных американских университетах: Мичиганском, Колумбийском, Нью-Йоркском.

В 1980 поэт становится гражданином США, а в 1981 году получает стипендию “гениев” фонда MacArthur. В 1987 году ему присуждается Нобелевская премия по литературе.

Начиная с 1988 года стихи Бродского возвращаются на Родину.

В последние годы судьба была более милостива к поэту. 1 сентября 1990 года в Стокгольме состоялось его бракосочетание с Марией Содзани, а 9 июня 1993 года родилась их дочь, маленькая Анна Мария Александра, названная так в честь Анны Ахматовой и родителей — Марии Моисеевны и Александра Ивановича Бродских.

Иосиф Бродский умер от сердечного приступа 28 января 1996 года.

Без труда можно заметить, что жизнь И.Бродского делится на две части: Россия и эмиграция, причём первая из них связана с мрачными, страшными, неприятными событиями, вторая же — с успехом, развитием творчества.

Важно сказать о колоссальной работоспособности поэта, о терпении и трудолюбии, которые помогли развить творческий потенциал.

Бродский прожил жизнь на переломе эпох в нашей стране, когда всё истинно интеллигентное и возвышенное не вписывалось в норму, преследовалось. Перед нами полная трагических испытаний жизнь великого поэта, поэтому голос его особенно значим для нас, его современников.

Третья учебная ситуация

Учитель. Изучите карточку 3.

— О чём говорит обзор? Какие жанры были использованы Бродским, о чём говорят названия циклов, книг, сборников?

Карточка 3

1961 — Поэма «Петербургский роман», цикл «Июльское интермеццо», поэма-мистерия «Шествие».

1963 — Цикл «Песни счастливой зимы», «Большая элегия Джону Донну», поэма «Исаак и Авраам», поэма-эпопея «Столетняя война».

1966 — Роман в стихах «Горбунов и Горчаков».

1972 — «Бабочка», «Сретенье».

1973 — Первый английский сборник «Second Poems»

1975 — «Осенний крик ястреба».

1976 — Цикл «Часть речи».

1980 — Том переводов английской и американской поэзии.

1981 — «Римские элегии».

1983 — Книга любовной лирики «Новые стансы к Августе».

1986 Т— ом эссе «Меньше единицы».

1987 — Сборник «Урания».

1990 — Сборник «Назидание».

1992 — Двухтомное собрание сочинений «Форма времени»

1992/95 — Подготовленные Пушкинским фондом «Сочинения Иосифа Бродского» в пяти томах.

Разнообразие жанров и тем свидетельствуют не только об образованности поэта, его трудоспособности, но и о его космическом восприятии мира, о его самоощущении как гражданина мира, о его таланте, ощущении свободы и легком внедрении в любую культурную среду.

Учитель. Характерно высказывание Владимира Уфлянда: “Бродский создал свой мир. По своему образу и подобию. Тем труднее читателю проникнуть в этот мир. Он должен отождествить себя с Бродским. А Бродский — далеко не обычный гражданин России или любой другой страны Земли.

Бродский смотрел на Землю не с земной плоскости, а из других сфер. Как ястреб, с которым чувствовал родство душ.

Бродский создал почти всемогущую страну Бродского, Бродленд, Бродсковию, или страну БРОДячих русСКИХ, людей, бродячих в поисках смысла жизни по всему пространству Вселенной”1.

Четвёртая учебная ситуация

Учитель. Познакомьтесь с отрывками из воспоминаний современников, выпишите то, что кажется главным.

— Образ какого человека создаётся?

1. П.Вайль: “Я не встречал в жизни человека такой щедрости, тонкости, заботливой внимательности. Не говоря о том, что беседа с Бродским — даже простая болтовня, хотя бы и о футболе, обмен каламбурами и анекдотами — всегда была наслаждением. Совместный поход в китайский ресторан в Нью-Йорке или на базар в Лукке превращался в праздник”2.

2. Иосиф Бродский: “Любимое время года? Зима. Если хотите знать, то за этим стоит на самом деле профессионализм. Зима — это чёрно-белое время года. То есть страница с буквами. Поэтому чёрно-белое кино так нравится”3.

3. Сильвана Давидович: “Его рассказы были полны метафор, за ним было довольно трудно следить, как будто ты бежишь за ним по рытвинам и ухабам — и вдруг раз — всё опять исчезает. Тот же тон его голоса — то выше, то ниже, говорит быстро, глотает слова, переспросить неудобно, даже не помнишь, о чём он говорит.

Когда он читал стихи, даже человек, не понимающий по-русски, испытывал ясное ощущение, что присутствует при некоем священнодействии. Голос пробирает до самой глубины, ты получаешь необычный эмоциональный толчок”4.

4. Андрей Битов: “Смерть поэта — это не личная смерть. Поэты не умирают... Я позвонил Иосифу накануне. Мы говорили о болезнях, об операциях, об энергии, о том, чем и как писать... Он мечтал быть футболистом или лётчиком. Сердце не позволило ему, боясь такой работы. Он стал поэтом... 28 января умер Петр I. 28 января умирал Пушкин. 28 января умер Достоевский. 28 января Блок заканчивает «Двенадцать», перегорая в них. У поэта не смерть, а сердце. И не сердце, а метафора. Она остановилась и не выдержала... И нет больше величайшего русского тунеядца. Скончался великий спортсмен и путешественник. Петербург потерял своего поэта. 28-е. С этой датой он вернулся на Васильевский остров в Петербурге”5.

Создаётся образ человека щедрого, заботливого, внимательного, прекрасного собеседника, компаньона, глубокого, тонкого, виртуозного, целеустремлённого, профессионала, талантливого рассказчика, обладающего артистической и этической свободой, одинокого, спортсмена и путешественника, создателя своего Мира, БРОДячего русСКОГО.

Завершает урок небольшая письменная работа: Как я понимаю смысл названия урока «БРОДячий русСКИЙ».

Примечания

1 Уфлянд В. Традиция и новаторство в поэзии Иосифа Бродского // Звезда. 1997. № 1. С. 158.

2 Вайль П. Рифма Бродского // Иосиф Бродский: труды и дни [Сб.] / Сост. П.Вайль, Л.Лосев. М.: Издательство «Независимая газета», 1998. С. 10.

3 Болотова Л. Интервью с И.Бродским // Звезда. 1997. № 1. С. 100.

4 Давидович С. Две встречи с Бродским // Общая газета. 1996. № 4. С. 16.

5 Битов А. Смерть поэта... // Звезда. 1997. № 1. С. 230.

Рейтинг@Mail.ru