Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2004

Я иду на урок

Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный»

Уроки калининградских учителей

Представляем уроки учителей Калининграда. Все они посещают лабораторию «Вуз - школа», пятнадцать лет назад организованную Л.Г. Максидоновой, преподавателем методики Калининградского госуниверситета. С той поры лаборатория активно работала, только за последние годы было написано и издано восемь книг-конспектов уроков для учителей литературы. Недавно Лия Георгиевна ушла из жизни, но её ученики продолжают работать. Плоды трудов калининградских словесников перед вами.

Я ИДУ НА УРОК

Татьяна Угроватова,
школа № 40


Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный»

Учитель. Поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой — прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на семнадцать языков, обладательнице Букеровской премии 2001 года и нескольких литературных премий. Прежде чем начать разговор о рассказе «Народ избранный», хотелось бы услышать ответ на вопрос:

— Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности?

Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.

В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие людей во все времена. Обратимся к заглавию.

Первая учебная ситуация. Работа с заглавием

Учитель. Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники», вышедший в 2001 году. Обычно у Улицкой рассказы, соединённые в сборник, связаны между собой либо темами, либо героями, либо сквозной мыслью. Сравните заглавия рассказов из этого сборника: «Счастливые», «Бедные родственники», «Бронька», «Генеле-сумочница», «Дочь Бухары», «Лялин дом», «Гуля», «Народ избранный».

— Какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаружите уже здесь?

Счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.

— Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.

Изменится ли смысл заглавия, если поменять слова местами?

Если не использовать инверсию, смысл заглавия станет более обыденным, исчезнет выразительность, возвышенность.

— Теперь прочтите заглавие отстранённо, не обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет словарь.

Избранный — выбранный, отборный, лучший, отличный.

Какие ассоциации возникают у вас при этом?

Редкие люди, выбранные из числа многих, не такие, как все, необыкновенные, значительные, имеющие высокое предназначение.

— Какие люди названы автором “избранными”?

Маленькие люди, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом — маргиналы.

— Какое определение больше подходит к слову “народ”, если говорить о героях рассказа?

Народ отверженный.

— Почему же автор называет этих людей “избранными”?

Вторая учебная ситуация. Анализ текста

— Кого называют “избранными”? Какие они (внешне и внутренне)? Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих?

Ученики получают задание для работы над текстом: найти в тексте и подчеркнуть детали, характеризующие героев (первая группа работает с характером Зинаиды, вторая — Кати, третья — нищих). Результаты сводятся в таблицу. Обращается внимание на слово блаженный.

  Детали внешности и поведения Авторская оценка и оценка героев
Зинаида “…Приволокла к церкви своё жидкое, стекающее книзу волнами, скорбное тело”. “…Была такой ширины, что в трамвай не влезала”. “Обута была Зинаида мягко, в разрезанные впереди войлочные тапочки, к которым у неё дома были и галоши на мокрое время… и тренировочные штаны носила Зина, потому что никакие чулки на её складчатые ноги не налезали. Поверх надет был новый огненно-ржавый халат фланелевый и хорошая кофта, — по своей неразумности надела она на себя всё самое лучшее, как в поликлинику, потому что шла на люди”. “Не дотумкала одеться победнее… заколыхала через проспект”. “Поковыляла к выходу”. “Она осела на самой дороге, как огромная растрёпанная курица, укрывая голову белыми и пухлыми руками”.

“Мысли были большие, одутловатые, неповоротливые”.

“Добрые люди помогут твоему убожеству за-ради Божьей матери” (мать).

“Убогому человеку уже и притулиться негде!” (Катя).

“…Квашня… прорва” (мать).

“Ничего она не умела” (автор).

“Слониха” (нищие).

Катя Рыжая “Раздался свирепый и хриплый голос... железная рука легла ей на плечо”.

“Перед ней стоял маленький, широкоплечий — сначала показалось — мальчишка, нет, не мальчишка, мужиковатого вида женщина в брюках, с косыми бровями и разбойным лицом. Жёлто-чёрная чёлка торчала из-под белого ханжеского платка. Растопыренные ноздри подрагивали”.

“Катя Рыжая стояла, опираясь на два здоровенных костыля”. “Маленькая, как кривое высохшее дерево, Катя”.

“Совсем без подпорки Катя вообще ходить не могла, сразу валилась”.

“Орала эта странная женщина” (автор).
 Нищие “…Старуха, в клетчатом платке, с жирной родинкой под глазом, из тех, что стояли на самом давальном месте, перед ступенями, набросилась на неё, вывернула ладонь так, что посыпались на землю набранные монеты… и стала толкать её в спину корявой сумкой”.

“Хромой старик поднялся с земли, зашёл с другого бока и, чёрным словом обругав её, замахнулся”.

“Гнала её совсем уж крохотная старушонка в плешивой меховой шапке”.

“Шакалья стая, рванина несытая! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, всё мало набрала! На тот свет заберёшь! А ты куда, старый хрен, лезешь, прислуга фашистская!”. “Банда попрошайская!”

“Ишь, мафию развели, как в Сицилии… Хуже милиции!”.

“Они… тёмные, сил нет. Есть злые, как собаки. Да что собаки, хуже собак! Чуть цыкнешь, хвосты прижимают. Всё больше попрошайки, настоящих нищих здесь почти что и нет”.

“У них одна забота — денег набрать” (Катя).

Блаженный — 1. Счастливый, невозмутимо радостный. 2. Глуповатый, чудаковатый.

Писательница уделяет большое внимание внешности героев. А внешность эта непривлекательна, как не могут быть привлекательны убожество, нищета, безобразие. В этом герои схожи: нелепое одеяние и неприятная внешность характеризуют и Зинаиду, и Катю, и нищих. И всё же эти люди, стоящие у храма, не одинаковы. Одни  — жадные, гнусные, ничтожные, — это попрошайки. Они злые, тёмные, у них одна забота — денег набрать. Другие — “настоящие нищие”. Они больные, убогие, но они не ропщут — они блаженные. Не о них ли сказано в Евангелии: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное”. Бог создал их “для сравнения, для примера или для утешения”, они Божьи люди (в беседе с критиком о рассказе священник Игорь Поляков ошибочно называет рассказ «Народ Божий». Это не случайная ошибка!). Как говорит Катя: “Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то”.

Кем избранный? Господом. Для чего избранный? Для того чтобы, во-первых, стать своеобразным связующим звеном между Богом, Матерью Божьей и людьми, так как просят Христа и Матери Божьей ради, одним своим присутствием обращая мысли окружающих к духовным помыслам. Во-вторых, чтобы ежедневно являть окружающим своё обнажённое страдание, тем самым как бы беря на себя и их страдания, как Христос взял на себя страдания человечества. И поэтому именно им дано быть по-настоящему счастливыми.

Учитель. Мало кто из вас согласится с последним выводом — о счастье “народа избранного”. Имеется в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

  • “избранным” дана безусловная вера, не отягощённая интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
  • они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
  • они не предаются греху гордыни;
  • они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
  • они могут довольствоваться малым — тем, что имеют: им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

Обывателю трудно принять такое представление о счастье, такой тип поведения и вообще факт существования таких людей. И хотя тема маленького человека (нищего, убогого, деклассированного) не нова в русской литературе (в том или ином виде таких героев можно встретить в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Достоевского, Чехова, Горького, Булгакова, Платонова и других), всё же нельзя отрицать нежелание общества мириться с ними в реальной жизни. Их будто не существует вокруг нас. Государственное мироустройство на них как будто “не рассчитано”. Жизнь создана для среднего человека, а любой выделяющийся из общей массы мешает: будь он слишком толстый, слишком высокий, слишком маленький, безногий, безрукий и тому подобное. Это в цивилизованном обществе для маленьких строят маленькие дома, для инвалидов придумывают коляски по последнему слову техники, специальные автомобили, дают возможность передвигаться без посторонней помощи, участвовать в соревнованиях себе подобных, работать, достойно жить среди людей. Мы в нашем обществе не любим о них говорить, стараемся не замечать, стыдливо проходим мимо, испытывая чувство брезгливости и недоумения, реже чувство вины.

Такое же отношение к ним со стороны людей мы встречаем и в рассказе «Народ избранный». Нова для нас только позиция автора. Улицкая ставит их выше обывателей, называет “избранными” (значит — лучшими). Почему? Потому что они мудрее. Они познали истинное счастье.

— Как вы думаете, что означает концовка рассказа?

Сон, смерть, забвение, счастье.

— Что такое счастье, по мнению автора? В каких словах Кати сосредоточена мудрость жизни?

Катя рассуждает о смирении, о счастье, о вере. Счастье не в богатстве, не в красоте, но в смирении, в благодарности за жизнь, какой бы она ни была, в осознании своего места в жизни, которое есть у каждого: “Господь поставил, там и стой!”

Учитель. Прежде чем вы выскажете своё мнение о рассказе, обратимся к критике. На карточке перед вами высказывания критиков и читателей. Обобщите эти высказывания и запишите выводы. Слова, с которыми вы согласны, можете использовать.

Мнения о рассказе

Карточка 1.

В её рассказах-притчах всегда есть какой-то выход на философско-религиозный уровень, осмысление жизни, прорыв к вечному. Её персонажи, как правило, — “маленькие люди”, старики, больные и бедные, отверженные обществом, маргиналы… — руководствуются принципом: никогда не спрашивай “за что”, спрашивай “для чего”. По мнению Улицкой, такова логика истинного христианина, убеждённого в том, что всё происходящее, даже самое несправедливое, самое мучительное, если его правильно воспринять, непременно направлено на открытие в человеке нового видения. Эта мысль лежит в основе многих её рассказов...

Карточка 2.

Священник Игорь Поляков: “Вспоминается рассказ Л.Улицкой «Народ Божий». Этот рассказ я читаю семинаристам в курсе Основного богословия. С моей точки зрения, это исключительно точное и ясное понимание искупления. Даже в святоотеческой литературе я не встречал такого простого и ясного объяснения того, что такое искупление. Это не догматическое богословие. Часто нужно объяснить на понятийном уровне, что такое искупление, что совершает искупление в жизни человека, и я не нашёл лучшего иллюстративного материала, чем у Людмилы Улицкой”.

Карточка 3.

Корреспондент. А какая из уже написанных и изданных книг вам милее других?

Улицкая. Не могу сказать, что есть особенно любимое. Есть что-то для меня особенно важное. Например, рассказ «Народ избранный». Это — вопрос размера открытия. Каждый раз, когда ты что-то маленькое даже пишешь, это полностью лишено смысла, если там нет твоего личного открытия… Читатель может его чувствовать или не чувствовать, но без этого пишущему человеку неинтересно... Рассказ «Народ избранный» — с открытием.

Карточка 4.

…Потрясающий по силе «Народ избранный» — об инвалидах, убогих людях, о попрошайках у православного храма. С помощью одной очень незначительной частной истории поднят колоссальный пласт жизни, которого мы в большинстве своём не то чтобы не знаем, а не хотим знать, инстинктивно бежим от него. А знать-то нужно. От тюрьмы да от сумы не зарекайся. От инвалидности тоже. Все под Богом ходим… — мысль Улицкой проста, как всё гениальное: Богом обиженные страдают, чтобы другим легче стало, а те, кто сумеет понять своё предназначение, находят в нём счастье...

Третья учебная ситуация.Беседа

— Нужно ли читать о нищих и калеках? Нужно ли писать об этом, или это запретная тема? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Какие открытия делает Улицкая в рассказе?

Учитель. Этот рассказ не только о “народе избранном”, но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, успешными и благополучными. Только в жизни всё складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать боль и страх, одиночество и болезни, страдания и смерть — дано понять трагизм жизни. Часто для того чтобы жить, требуется немалое мужество. Не каждый смиренно принимает свою судьбу и безропотно несёт свой крест. Высшая мудрость, по мнению автора, и состоит в том, чтобы научиться верить, уметь смиряться с неизбежным, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды и потери.

Использованная литература

1. Даль В. Толковый словарь... М., 1955. Т. 2. С. 11.

2. Толковый словарь…: В 4 т. / Под ред. Д.Ушакова. М., 1994. Т. 1. С. 151.

3. Цуркан А. Единство в многообразии, или Народ избранный // Старое литературное обозрение. 2001. № 2. http://magazines.russ.ru/slo/2001/2/curk.html.

4. Современная русская проза // Radio Grad Petrov / http://gradpetrov.narod.ru/arch/proza.html.

5. Георгадзе М. Интервью // http://www.litwomen.ru/forum/search.php.

6. Молчанов А. Настоящая женская проза, или Феномен Людмилы Улицкой // http: //writer.fio.ru/news. Php.n=20057&c=1668.

Рейтинг@Mail.ru