Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2004

Я иду на урок

Апокалипсис, сотворённый человеком. По повести М.Булгакова «Собачье сердце»

Уроки калининградских учителей

Представляем уроки учителей Калининграда. Все они посещают лабораторию «Вуз - школа», пятнадцать лет назад организованную Л.Г. Максидоновой, преподавателем методики Калининградского госуниверситета. С той поры лаборатория активно работала, только за последние годы было написано и издано восемь книг-конспектов уроков для учителей литературы. Недавно Лия Георгиевна ушла из жизни, но её ученики продолжают работать. Плоды трудов калининградских словесников перед вами.

Я ИДУ НА УРОК

Анетта Куянова,
школа № 30


По пьесе В.Маяковского «Клоп»

Концепция нового общества

Учитель. Мы продолжаем разговор о сатирических произведениях В.Маяковского. Запишите основной вопрос урока: какова концепция нового мира, нового общества, нового человека в пьесе В.Маяковского?

— В конце 20-х годов В.Маяковский написал несколько пьес. Пьеса «Клоп» написана в 1929 году.

Какова была обстановка в стране в это время?

Позади бои революции, Гражданская война. Страна почти оправилась от разрухи. Социализм наступает по всем направлениям: проводятся коллективизация, индустриализация, НЭП. Положение молодой власти укрепилось. Идёт активное строительство новой, мирной жизни.

— Какие детали времени мы видим в пьесе? Каков человек? Как устраиваются люди?

Детали времени: частники, стремление заработать, реклама, мирная жизнь. Каждый хочет устроить её по-своему хорошо — устроиться.

Интересы и образ жизни “устраивающихся” граждан представлены в первой и второй картинах. Частники-лотошники, желая продать свой товар, в рекламе доходят до абсурдного преувеличения: “самопришивающиеся” пуговицы, “небьющийся точильный брусок”. Рассчитывая на молодого покупателя, пролетария, разносчики упоминают и приметы политики, проникшей во все сферы жизни общества: кукла “танцует по указанию самого наркома”, точильный брусок точит “бритвы, ножи и языки для дискуссий”, селёдка “республиканская” и так далее. Эти люди устроились в новой жизни. Зоя Берёзкина говорит: “Жить хотели, работать хотели…” Семье Ренесанс необходимо укрепить своё положение. Именно поэтому их дочь выходит замуж за Присыпкина. Обитатели молодняцкого общежития строят новую жизнь. Своё будущее видят по-разному. Одни стремятся только к личному счастью, другие  — к общему благоустройству.

— Как устроился Присыпкин? Каково его социальное положение, самооценка, оценка окружающих, желания, стремления, речь?

Присыпкин — Пьер Скрипкин — бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених. От своих недавних товарищей Присыпкин “отворачивается”, но принадлежность к победившему классу намерен сохранить. Для него это товарная ценность.

О себе Присыпкин очень высокого мнения, мечтает об изящном, изысканном, “аристократическо-кинематографическом” будущем. Всё, что может помешать воплощению откровенно приземлённой мечты о доме — “полной чаше”, устраняет: меняет фамилию на более благозвучную, по его мнению, рвёт с рабочим классом, бросает беременную Зою Берёзкину, хочет породниться с семьёй парикмахера.

Речь Присыпкина отличается бедностью словаря, обилием штампов, зачастую нелепой высокопарностью. Претендуя на особое положение, образованность, изысканность манер, Присыпкин показывает своё невежество и большие амбиции. Он не замечает усмешек Баяна, не знает значения многих слов, часто говорит строчками из популярных романсов, речь строит штампами, с бывшими товарищами по общежитию говорит грубо, жёстко, свысока.

Окружающие по-разному относятся к Присыпкину. Розалия Павловна нуждается в пролетарском происхождении будущего зятя, поэтому потакает всем его желаниям. Большинство товарищей по общежитию смеются над его устраиванием в новой жизни. Но некоторые с мечтательностью смотрят на новую жизнь Присыпкина (Девушка, Босой).

Образ Присыпкина символизирует всё, что ненавидел и с чем боролся Маяковский: пошлость, глупость, позёрство, мещанство (вещизм), пьянство, грубость, равнодушие к другим, грязь, праздность.

— Что вы можете сказать о Баяне? Каков он, какая у него речь? В чём его опасность?

Олег Баян — самородок, из домовладельцев. В прошлом — писатель, выдававший чужие стихи за свои, теперь — “молодёжь обучает. Кого стихам, кого пению, кого танцам, кого так… деньги занимать”. Сменив неблагозвучную фамилию Бочкин на Баян, начинает, по его мнению, другую, интересную и счастливую жизнь.

Речь Баяна значительно отличается от речи Присыпкина. У него широкий лексический запас, часто использует фразеологизмы, показывает знание мифологии, обнаруживает достаточно широкий кругозор, употребляет иностранные слова. В новую жизнь этот герой входит подхихикивая (в отличие от восторженного Присыпкина), извлекая из любой ситуации выгоду для себя.

Опасность Баяна в том, что он является учителем для многих молодых людей. Отрывая их от своего класса, он прививает им ложные ценности, приводит в мир мещанства. Большую роль играет и новое имя героя: за ним стоит не красноречивый мудрец, знакомый всем по фольклору, а скрывается хитрый корыстолюбец Бочкин.

— Встречаются ли люди, подобные Баяну, в наше время?

Учитель.Эпизод «Красная свадьба» — ключевой.

— Как проходила свадьба? Чем она закончилась? Почему?

Свадьба началась как собрание: сухо, скучно, официально. А закончилась безобразной пьянкой. Никто никого не слушает, не понимает, словно говорят на разных языках, все сбрасывают маски и показывают свои истинные лица. Заканчивается всё пожаром и гибелью всех гостей — такой финал символизирует историческую бесперспективность мещанства.

Прошло пять десятилеток. Найдено замороженное тело Присыпкина. Решён вопрос о его размораживании.

— Каковы элементы будущего? Какова реакция новых людей на размораживание Присыпкина? Каковы причины, по которым хотели разморозить Присыпкина?

Свершилась мировая революция. От Чукотки до Кабула простирается “федерация земли”. Наука шагнула далеко вперёд: стало возможно “воскрешение индивидуума”, благодаря радиораструбам осуществляется связь со всеми областями. В сквере — искусственные деревья, на листьях которых тарелки с фруктами. Произошли изменения и в языке: с исчезновением многих явлений ушли и слова. Несмотря на то, что институт человеческих воскрешений требовал воскресить замороженного “во имя исследования трудовых навыков рабочего человечества”, некоторые опасались “распространения бактерий подхалимства и чванства”.

— Какова новая жизнь Присыпкина? Почему он не был рад своему оживлению? Какие изменения произошли в обществе?

Воскресший Присыпкин, думая, что он в отделении милиции, предъявляет все свои документы (очередной выпад автора против бюрократизма), но, осознав, что случилось, падает в обморок.

Несмотря на то, что Присыпкина содержали в закрытом помещении, его оживление затронуло многих: появились жертвы “страшной эпидемии” (всё большее количество людей желает читать стихи и “нюхать воображаемые розы”, танцевать “фокстрот и чарльстон”). Жизнь в обществе, где пытаются развить его до “человеческой степени”, не по душе Присыпкину, он чувствует себя очень одиноким, несчастным. В будущем нет привычных для него условий жизни. “Товарищи, я протестую!!! Я ж не для того размёрз, чтобы вы меня теперь засушили”, — кричит он Зое, но не находит сочувствия: “Я прожила пятьдесят лет вперёд, а могла умереть пятьдесят лет назад из-за такой мрази”.

— Как понимаете финал пьесы?

Обращаемся к афише, комментируем.

Выход из, казалось бы, тупиковой ситуации нашёл директор зоологического сада, распознавший в размороженном вид человекообразного паразита. Научный доклад директора зоопарка является позицией автора.

Присыпкин, откликнувшийся на объявление, живёт теперь в особой клетке в привычных для него условиях. Во избежание новой эпидемии предусмотрены средства защиты: “четыре фильтра”, прочищаемые ежедневно “специальными служителями в противогазах”. Казалось бы, люди оградили себя от грубости, пьянства, мещанства и финал пьесы светел и оптимистичен. Но последние слова Скрипкина показывают, что победа над “пагубными явлениями” ещё не наступила. А возможна она только в том случае, если люди сумеют справиться с “бактериями подхалимства и чванства”, пошлости, невежества, аморальности, амбициозности, паразитизма, вынудив присыпкиных жить в клетках в зоопарке (герой сам выбирает своё будущее, прочитав объявление о возможности жить в “привычных ему, нормальных условиях”: “Спасён!!! Ура!!!”).

— К чему стремился В.Маяковский?

Чтобы каждый обратил внимание на себя.

Учитель.Прокомментируйте слова В.Маяковского: “«Клоп» — это театральная вариация основной темы, на которую я писал стихи и поэмы, рисовал плакаты и агитки. Это тема борьбы с мещанином… Как мне самому нравится моя пьеса? Она мне будет нравиться, если она не будет нравиться обывателю”.

— Какова концепция нового мира, нового общества, нового человека у В.Маяковского?

По мнению поэта, уже в 1979 году должно было быть построено прекрасное будущее, где нет места мещанству, невежеству, грубости, паразитизму и другим отрицательным моментам, мешающим развиваться человеческой личности и обществу. Только искоренив негативные явления, человечество продвинется далеко вперёд и в науке, и в технике. Но односторонне развитое общество, показанное поэтом, где рационализм вытеснил всё, что развивает душу и чувства (все виды искусства), служит предостережением современникам.

Учитель. С момента написания пьесы «Клоп» прошло уже более семидесяти лет. Сравните нынешнее время с будущим, показанным В.Маяковским. Сбылись ли мечты и опасения поэта? Потеряло ли произведение свою актуальность?

Рейтинг@Mail.ru