Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2004

Архив

День учителя литературы

День учителя литературы

Не замечая течения

31 марта состоялся День учителя литературы на Третьем Московском педагогическом марафоне учебных предметов. В третий раз — и это уже не повтор, а традиция. Традиция, которая, верим, укрепится в дальнейшем.

Смысл и содержание этого дня определились ещё в прошлые годы. Мы поняли, что, помимо обсуждения бесконечных пагубных министерских экспериментов в области школьного литературного образования (все помнят, какие страсти кипели на наших круглых столах, сколько копий было сломано!), пришедшим в Дом учителя словесникам важен обмен учебно-методическим опытом. Как сказал один наш мудрый коллега, можно плыть по течению, можно — против течения, а можно — не замечая течения. Ты приходишь в класс и остаёшься вместе с твоими учениками наедине с литературой. И то, как ты обращаешься с ней, влияет на очень многое и в твоей жизни.

Исходя из этого, мы составляли программу Дня учителя литературы, обращая основное внимание на мастер-классы (см. № 8 «Литературы»). И не ошиблись. Эта программа была не только полностью выполнена, но и оказалась очень эффективной. Весь день аудитории, где проходили эти занятия, не пустовали. Приятным затруднением стала нехватка приготовленных рабочих материалов для раздачи участникам: их пришлось допечатывать. Редакция высказывает самую искреннюю признательность Е.С. Абелюк, Т.А. Бек, Г.И. Беленькому, Н.В. Давыдовой, Ю.И. Лыссому, В.Г. Маранцману, Г.И. Нуждиной, К.М. Поливанову, В.К. Сигову, И.В. Щербине; председателю жюри Всероссийской олимпиады по литературе профессору Л.В. Тодорову, Е.С. Романичевой, Л.С. Айзерману, З.В. Блиновой (Владимирская область), В.С. Гришину (Тульская область), Е.П. Коняевой (Белгород), В.В. Либерцевой (Карелия) за поддержку делом. Наши наилучшие пожелания всем выступившим в этот день.

Разумеется, не были обойдены молчанием и темы сочинений этого года. Здесь педагоги-словесники единодушны: все они просили не включать в экзаменационные комплекты темы с одиозными формулировками (назывались конкретные примеры). В итоге мы собрали внушительный список неприемлемых тем и переслали его в Министерство образования. Подождём результатов.

И последнее: лейтмотивом большинства выступлений педагогов было даже не пожелание, а требование к директивным инстанциям: сохранить ключевое положение уроков литературы в системе школьного образования, а также переключить, наконец, свою неуёмную энергию с методического реформаторства на защиту социальных прав учителей, повышение их общественного статуса.

Рейтинг@Mail.ru