Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Наталья ГЛУШКОВА,
гимназия экономического
профиля,
г. Смоленск
6-й класс
Урок комплексного применения знаний и способов действий
Форма. Интеллектуальная игра.
Тема. «Это что за невидаль: Вечера на хуторе близ Диканьки? Что это за вечера?»
Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А.С. Пушкин
Цели. 1. Учить применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуальной игры.
2. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся по анализу произведения в группах.
3. Воспитывать заинтересованность в осознанном чтении произведений писателя.
Оборудование. Портрет Н.В. Гоголя; выставка книг «Вечера на хуторе близ Диканьки» в различных изданиях; карточки с заранее подготовленными вопросами для работы учащихся в группах.
Подготовка урока
На проведение занятия отводится 2 часа. Готовясь к уроку внеклассного чтения, ребята читали (по рядам) повести Н.В. Гоголя: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Заколдованное место». Все перечитывали «Предисловие» к циклам повестей. Это минимум. В идеале все повести должны быть школьниками прочитаны.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сегодня у нас не обычный урок, а особенный. Своеобразная тема: «Это что за невидаль: Вечера на хуторе близ Диканьки? Что это за вечера?»
— Откуда эти строки Н.В. Гоголя? Как вы понимаете тему урока?
(Ответы учащихся, уточнения учителя.)
В теме урока уже звучат вопросы, на которые мы должны дать ответ. “Это что за невидаль?.. Что за вечера?” Иначе говоря, в чём же своеобразие гоголевских «Вечеров...»?
(Запись темы учащимися.)
Форма урока тоже своеобразна. Наш урок — соревнование между рядами, своего рода интеллектуальное состязание на лучшее знание повестей Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечеров...» и их художественного своеобразия.
Целью урока является не только умение применять знания о повестях Гоголя в ситуации соревнования, но и умение работать в группах, учиться распределять обязанности в группе, учиться красиво общаться во время урока. Только в этом случае возможна победа всей команды.
Итак, первый вопрос для всех. Нужно прослушать мой рассказ и продолжить его, связав с эпиграфом урока и с именем автора, которому принадлежат слова эпиграфа. Прочитайте эпиграф. А теперь слушаем мой рассказ.
20 мая 1831 года состоялось долгожданное знакомство Гоголя с Пушкиным. Летом 1831 года оба они жили в Царском Селе и часто встречались. Пушкин работал над своими сказками, Гоголь заканчивал первую часть «Вечеров...».
Впоследствии Н.В. Гоголь рассказывал: “Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я”.
(Далее должны продолжить учащиеся.)
Побеждает та команда, представитель которой первым правильно восстановит события, расскажет о взаимоотношениях Пушкина и Гоголя, об отзыве Пушкина на первое издание «Вечеров...». Ответивший получает цветную карточку-жетон, по количеству которых будут выставляться оценки в конце занятия.
Затем работа идёт по командам (рядам). В каждой команде — 2–3 группы (в зависимости от количества учеников в классе). Они получают задание написать по памяти названия повестей из цикла «Вечеров...».
- Первая группа — из первой части цикла.
- Вторая группа — из части второй.
- Третья группа — по выбору.
Должна получиться следующая запись:
1-я группа
Предисловие.
«Сорочинская ярмарка».
«Вечер накануне Ивана Купала».
«Майская ночь, или Утопленница».
«Пропавшая грамота».
2-я группа
Предисловие.
«Ночь перед Рождеством».
«Страшная месть».
«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка».
«Заколдованное место».
Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.
Следующий этап урока. Анализ прочитанных повестей Гоголя по командам.
Цель работы на этом этапе — определение художественных особенностей повести, прочитанной дома.
Работа внутри команд распределяется по группам. Каждая группа получает задание-карточку, на которую готовит ответ. Учитель выполняет роль консультанта, при необходимости показывая, что сделать, чтобы правильно ответить на вопросы карточки.
Все команды получают одинаковые вопросы, но к разным произведениям (1-й ряд — «Сорочинская ярмарка», 2-й ряд — «Вечер накануне Ивана Купала», 3-й ряд — «Заколдованное место»).
В каждой карточке сначала даётся информация для размышления, затем — сами вопросы.
1-я группа
1. Вслед за названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» есть подзаголовок: «Повести, изданные пасечником Рудым Паньком». (Рудый — значит рыжий. Пасечник — это пчеловод.)
Перед первой и второй частями «Вечеров...» есть предисловие, которое ведётся от лица этого пчеловода. Он же предлагает словари *.
Вопрос о том, почему именно этому “пасечнику” доверяет Гоголь самый первый разговор с читателями, волновал многих. Одни считали, что автор стремился спасти себя от критики. Другие думали, что в этом отражена близость к народному творчеству.
— Кто из них прав? Обоснуйте своё мнение примерами из прочитанной вами повести.
2. Перечитайте ещё раз эпиграф урока. Найдите в прочитанной вами к уроку повести подтверждения этой пушкинской фразы.
— Что именно вызывает смех в найденном вами эпизоде? События или то, каким языком они переданы?
2-я группа
1. Один из современников Гоголя, прочитав повесть, сказал: “Никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка...”
— Как вы понимаете эти слова? Быль или сказка рассказана в прочитанной вами повести?
2. В письмах к матери Н.В. Гоголь прочит написать ему “об Иване Купале, о русалках... Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий...”
— Какие из них Гоголь использовал в прочитанной вами повести?
3-я группа
1. Николай Васильевич Гоголь очень любил использовать гиперболы и сравнения, как это часто бывает в народных произведениях. Его гиперболы: “Редкая птица долетит до середины Днепра”, “Миллион козацких шапок высыпал на площадь...” Сравнение: “Козаки наши ехали бы, может, и далее, если бы не обволокло всего неба ночью, словно чёрным рядном, и в поле стало так же темно, как под овчинным тулупом”.
— Найдите в прочитанной вами к уроку повести ещё примеры гипербол и сравнений. Определите их роль в тексте.
После обсуждения вопросов в группе и подготовки ответов команды начинают отвечать. Отвечающего по каждому конкретному вопросу выбирают все члены группы (4 человека). При ответе учитываются правильность информации, выразительность речи. В зависимости от этого отвечающий может получить для себя и всей команды от одного до трёх жетонов.
Представители других команд могут задавать вопросы любому отвечающему, если им что-то покажется непонятным.
Победителем интеллектуальной игры становится команда, набравшая наибольшее количество карточек-жетонов за ответы. Выбирается ученик — главный “знаток” повестей Гоголя.
Итог урока. Это, во-первых, итог игры. Во-вторых, это ответ учащихся на вопрос о художественном своеобразии повестей Н.В. Гоголя. В каждом ряду учащиеся по цепочке делают запись: “Своеобразие художественного мира повести Гоголя — это...”
Собрав листочки, учитель уточняет и дополняет ответы шестиклассников. Словесно поощряются самые активные участники игры. Оценки выставляются в зависимости от набранных жетонов.
Домашнее задание.
1. Составить кроссворд по словарю Гоголя или по одной из повестей цикла (по выбору).
2. Если не все повести из цикла «Вечеров...» прочитаны, то прочитать их.
Кроссворд № 1 по словарю Н.В. Гоголя
По горизонтали: 3. Пчеловод. 4. Каша из пшеницы с мёдом и отваром из сухих фруктов. 8. Управитель уездного города. 9. Шапка с ушами. 11. Чиновник, исполняющий полицейские функции. 12. Золотая или серебряная тесьма. 15. Сумка кавалериста. 16. Окрестные селения. 17. Повар. 18. Хлопчатобумажная ткань, похожая на шерстяную. 19. Кусочки теста, сваренные в воде или молоке.
По вертикали: 1. Трубка для курения. 2. Варёная водка с пряностями. 3. Судья по делам размежевания земельных владений. 5. Сорт хлопчатобумажной ткани. 6. Род шерстяного передника у женщин. 7. Весельчак. 10. Щёки. 13. Небольшой хлеб, несколько плоский. 14. Прислужник в церкви. 20. Письменный договор, включающий обязательства обеих заключающих его сторон.
Ответы
По горизонтали: 3. Пасечник. 4. Кутья. 8. Городничий. 9. Капелюха. 11. Комиссар. 12. Галун. 15. Ладунка. 16. Околодок. 17. Кухмистр. 18. Гарус. 19. Галушки.
По вертикали: 1. Люлька. 2. Варенуха. 3. Подкоморий. 5. Китайка. 6. Запаска. 7. Шибеник. 10. Ланиты. 13. Паляница. 14. Пономарь. 20. Контракт.
Кроссворд № 2 по словарю Н.В. Гоголя
По горизонтали: 1. Шапка с ушами. 4. Испуг. Выливать... — лечить испуг. 5. Шиш. 7. Нижняя одежда женщин из шерстяной клетчатой материи (юбка). 9. Род шерстяного передника у женщин. 12. Повозка. 13. Щёки. 14. Род бумажника, где держали огниво, кремень, табак, а иногда деньги. 15. Пчеловод. 16. Судья по делам размежевания земельных владений. 17. Длинная прядь волос на голове, заматывающаяся на ухо. 18. Пищалка, дудка, небольшая свирель. 20. Каша из пшеницы с мёдом и отваром из сухих фруктов. Её ели в канун Рождества. 22. Лук (растение). 23. Откидная шапка, пришитая к кобеняку (плащу). 24. Золотая или серебряная тесьма. 26. Светильник, состоящий из разбитого черепка, наполненного салом.
По вертикали: 1. Повар. 2. Ад. 3. Небольшая деревня. 6. Трубка для курения. 8. Управитель уездного города. 10. Прислужник в церкви. 11. Окрестные селения. 13. Варёная водка с пряностями. 19. Арбуз. 21. Тройная плеть. 25. Любой иностранец.
Ответы
По горизонтали: 1. Капелюха. 4. Переполох. 5. Дуля. 7. Плахта. 9. Запаска. 12. Таратайка. 13. Ланиты. 14. Гоман. 15. Пасечник. 16. Подкоморий. 17. Оселедец. 18. Пищик. 20. Кутья. 22. Цибуля. 23. Видлога. 24. Галун. 26. Каганец.
По вертикали: 1. Кухмистр. 2. Пекло. 3. Хутор. 6. Люлька. 8. Городничий. 10. Пономарь. 11. Околодок. 13. Варенуха. 19. Кавун. 21. Тройчатка. 25. Немец.