Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Евгений ПРИЙМА,
средняя школа № 2,
г. Дорогобуж,
Смоленская обл.
Лирическая героиня Марины Цветаевой
Cтихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...»
Урок 1.
1. А.Ахматова и М.Цветаева.
Общее впечатление. Энергетика стиха.
Ученик.
у Ахматовой | у Цветаевой |
плавность; сдержанность; приглушённость; затаённость; как будто нехотя; внутренний шёпот; разговор с самой собой |
напор; порыв; взрыв; накал; вызов; борьба; поединок; удар |
Обе — “охвачены огнём страсти”.
Для обеих любовь — “только не эти оковы”, “любовная пытка”. Какой вам видится лирическая героиня этих поэтов?
Что для неё любовь? Какова она в любви?
— Для обеих любовь — “поединок роковой”, но лирическая героиня:
у Ахматовой | у Цветаевой |
“смиренница” — растерянность; — беспомощность; — недоумение; — полубред; — покорность; — приглушённое отчаяние; ведомая |
“воительница” — бунтарка; — открытое противостояние; — одна против всех и вся, вплоть до Бога; — мятежница; — бросает вызов; — “пугачёвка” (любимый пушкинский герой Пугачёв) вожатый |
Заметили: разные голоса, разные переживания, темперамент, энергия, разная реакция на “любовный недуг”. И это естественно.
Цветаева тоже по-своему “научила женщин говорить...”, выразила другую ипостась женской души.
2. Личность поэта.
В качестве домашнего задания ученики готовили портрет Цветаевой, составленный из воспоминаний современников. На уроке читаются наиболее яркие, представляющие облик поэта из воспоминаний А.Эфрон: “Цельность её характера, цельность её человеческой личности была замешана на противоречиях; ей была присуща двоякость восприятия и самовыражения”.
— Полностью читается главка «Как она писала?» Особо выделяем: “Глохла и слепла ко всему, что не рукопись, в которую буквально впивалась. Остриём мысли и пера” “...добивалась точного единства смысла и звучания”; “...пробовала слова на звук”.
— Чтение стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»: «Имя твоё — птица в руке».
— Звучат отрывки из статьи И.Эренбурга «Поэзия М.Цветаевой». Особо выделяем: “Одиночество, вернее сказать, отторжение всю жизнь висело над ней, как проклятие, но это проклятие она старалась выдать не только другим — самой себе за высшее благо”.
3. Данный материал позволяет нам сопоставить судьбу поэта с судьбой её лирической героини. Хотелось бы отметить, что не всегда они совпадают. Возможны варианты:
— лирический герой — ролевая маска (многие герои Вл. Высоцкого);
— лирический герой — двойник (нет абсолютного тождества, сходства — поэзия А.Ахматовой);
— лирический герой — абсолют “Я” поэта.
Как вы думаете, Цветаева и её героиня каковы? Вспомните слова А.Эфрон. Ответ учащихся однозначен: поэзия Цветаевой — “абсолютное самовыражение”.
4. “Погружение” в стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...».
“Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...”
Первая строка — уже раскалена до предела, жжёт, обжигает. Поражает своей предельной дерзостью, размахом, вызовом:
“Я” объявляет войну против (“иду на Вы...”).
Сравните: у Ахматовой — такого начала нет, да и не может быть. У неё камерность, интимность.
А у Цветаевой?
Соперники — все (называем слова-доминанты: “земель”, “небес” — это уже не комната — это Вселенная).
Первая строка — заявка сделана; вызов брошен.
Каков же смысловой центр?
А теперь давайте попробуем проникнуть в цветаевское “все” (по первым строкам). Вместе с учениками в конечном итоге мы приходим к следующему:
I стр. Земли — Небеса — Пространство
II стр. “Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей…”
III стр. “Я тебя отвоюю у всех других…”
Что же получается? Лирическая героиня Цветаевой выходит на “поединок роковой”. Одна против Всех (и Бог ей не судья).
Можно ли себе такое представить у Ахматовой? “Такого счёта” предъявить за любовь лирическая героиня Ахматовой, конечно, не могла, да ей бы в голову такое не пришло — у “смиренницы”, у “монашенки”. А здесь — да.
Урок 2.
Урок-лаборатория, урок-мастерская. “Погружение” в слово Цветаевой.
Справка. Художественное слово многофункционально: слово — знак; слово — символ; слово — метафора; слово — жизнь, бытие. Отметим сразу, что у Цветаевой преобладает существительное
предмет:
лес — колыбель
лес — могила
мир — колыбель
мир — могила
золотые знамёна
мечи
ключи, псы
крыльцо
жених, жена
и так далее.
Каждое существительное — носитель какой-то конкретной сущностной реалии и одновременно — символ.
Давайте попробуем вместе определить содержание (смысловое) этих существительных:
лес природа (какая?) естественная, первозданная, органичная |
колыбель начало, рождение, исток |
(Вспоминаем «Олесю» А.И. Куприна: лес — колыбель Олеси — создал её, определил её сущность — свобода.)
Ученики подсказывают:
Катерина Островского — мечта о воле — Волга, простор;
пушкинский Узник — туда, где за тучей белеет гора...
Мцыри Лермонтова — свобода — природа.
— А колыбель? В колыбели качают, убаюкивают, сказки рассказывают, познают мир, плачут, находят утешение, успокоение.
Объединим: лес — качал, убаюкивал, рассказывал.
Следовательно, лес — начало моё. Тогда понятен следующий образ: “лес-могила” — это конец мой.
Начало и конец — лес. Это значит: я не изменю своей природы; какой пришла, такой уйду; я не изменюсь.
— ключи закину...
— псов прогоню...
(вспомните Катерину («Гроза») – ключ от калитки).
ключ — дом, уют, покой, тепло, очаг, счастье.
(А.Пушкин: “счастье только на обычных путях”)
псы — стража, охрана, защита от чужих, преданность, верность (“лес и красные собаки” из сна Базарова).
Таким образом, “ключи”, “псы” — слова-представители определённых возможностей лирической героини в борьбе за него.
Следующая часть урока — самостоятельная творческая работа по группам. Каждая группа получает существительные для их “расшифровки”.
I. знамёна, мечи;
II. последний спор;
III. крылья, эфир;
IV. мир-колыбель, мир-могила.
Работы сдаются и оцениваются учителем.