Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Юрий КОРЕШКОВ,
средняя школа № 2,
г. Дорогобуж,
Смоленская обл.
Поэт в художественном мире символизма
«Сонет к форме» Валерия Брюсова
Конспект урока
На доске эпиграф урока:
Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут.
В.Я. Брюсов в день своего тридцатилетия
Давайте разберёмся, какие основания имел говорить о себе так тридцатилетний поэт.
Анализ стихотворения В.Я. Брюсова «Сонет к форме»
На доске: Сонет — стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки.
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Что такое контур?
— Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее.
Каким чувством воспринимает человек всё вами названное?
— Зрением.
А запах?
— Обонянием.
Как мы называем мир, воспринимаемый зрением?
— Видимый, внешний и так далее.
Можно ли увидеть запах?
— Нет.
Он невидим, это — невидимый мир. Почему связи тонкие? В каком значении употреблено это слово?
— Тонкие — едва уловимые, незаметные и так далее.
Почему властительные? Какой корень в этом слове?
— Власть — сила.
Контур и запах нельзя разорвать.
На доске:
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе.
Что такое бриллиант?
— Обработанный алмаз.
Как называют человека, видящего в алмазе бриллиант?
— Ювелир, мастер и так далее.
Значит, ювелир видит, а мы не видим.
На доске:
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершённой фразе.
Попробуйте удержать в воображении образ цветка, только цветка… Это очень трудно. Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут. Как их можно остановить?
— Нарисовать, записать и так далее.
“Отточенная фраза” — это какая?
— Гармоничная, соразмерная, изящная.
Напоминает бриллиант?
(Вариант ответа.)
Кто её оттачивает?
— Поэт.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Что означает фраза: “Мечты дошли до слова”?
(Варианты ответов.)
А “мечты дошли до света”?
— Их можно увидет.
На доске:
Найдите в первом четверостишии синоним слова “черты”.
— Контур.
Чем отличается бриллиант от алмаза?
— Формой.
Ещё раз посмотрим на название сонета («Сонет к форме»).
Кто умеет придать форму алмазу?
— Ювелир.
Мечтам, фантазиям, мыслям?
— Поэт.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьётся в нём и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
Какие слова здесь ключевые?
— Упьётся, стройность, красота.
Так что красиво?
— Цветок, бриллиант, сонет.
На доске:
А кто владеет тайной красоты?
— Поэт и ювелир.
На доске:
Заключительное слово учителя
Как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму — своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты.
И символисты дерзновенно верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь — человека.
Себя они считали творцами символов — бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет и пойдёт вслед за первооткрывателями, покорённый красотой их творений.
Сбылись ли их надежды — другой вопрос. Но в историю всеобщей литературы о Валерии Брюсове вписано гораздо больше двух строк.