Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Елена АРТАМОНОВА
Урок литературы в 11-м классе
Герои В.М. Шукшина
Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть...В.М. Шукшин
Учитель. В.М. Шукшин говорил: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись...” На его долю выпало пятнадцать лет активной творческой деятельности. За эти годы написано два романа, повести, рассказы, пьесы, сняты фильмы и исполнены роли в кино.
(Рассказ ученика о жизни и творчестве писателя. Остальные учащиеся делают записи в удобной для себя форме.)
— С Шукшиным в литературу пришёл необычный герой, его называют “чудиком”. Ответьте письменно на вопрос: “Какого человека, с вашей точки зрения, можно назвать чудиком, чудным?”.
(Чтение ответов, 2–3 учащихся.)
— Критик Б.Панкин пишет о слове, ставшем названием одного из рассказов Шукшина, так: “...В словаре Ушакова такого слова не найдёшь, тем более у Даля. Это — детище нашего времени, наших дней. Зато есть в словарях другое, корневое слово «чудо», ведущее, наверное, свою родословную ещё с языческих времён. Слово, которым наш народ испокон века обозначал самое знаменательное и таинственное в жизни, самое радостное, светлое, чудное и самое отвратительное — чудовищное”.
Сравниваем со своими версиями. Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться: что же такого “чудного” есть в героях В.М. Шукшина? В чём их своеобразие?
(Рассказ детей о прочитанных ранее произведениях писателя «Микроскоп», «Сапожки», «Алёша Бесконвойный», «Стёпка».)
— Тот же критик Б.Панкин пишет, что герой Шукшина “неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом застенчивый, уступчивый и гордый, несчастный и неунывающий...” (Запись.) Согласны ли вы с критиком? Приведите примеры, подтверждающие своё мнение.
— А теперь мы познакомимся с рассказом, который так и называется — «Чудик».
(Чтение рассказа.)
— Впечатления от рассказа, героя. Кто же такой “чудик”? Где живёт? Чем отличается от городского жителя? Что больше всего удивляет его в снохе, продавцах, хулиганах?
(Это человек, оторванный от деревни, трудно врастающий в город. Простой, честный, совестливый. Совершает добро и теряется при виде равнодушия и зла.)
— У Шукшина есть несколько типов рассказов: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь, рассказ-анекдот. К какому типу отнесли бы вы этот рассказ? Можно ли назвать его анекдотом? Почему?
(Ответы учеников.)
— Существуют разные взгляды на героя шукшинских рассказов. Отметьте те версии, с которыми вы согласны.
“Чудики” на самом деле таковыми не являются, так как чудо, за которое они борются, уж очень буднично: за вежливость продавцов, мелких начальников и вахтёров...
Они “чудики”, потому что при столкновении с реальностью только и могут, что виновато потирать полученные синяки и задавать себе недоумённо горестные вопросы: да почему же я такой есть-то?
Это люди, тоскующие по тому, чего нет, и своими странностями раздражающие других.
При всей их неоднозначности “чудики” возбуждают в нас тревогу и совесть, сочувствие к ним и беспокойство по отношению к себе.
Учитель. В одной из своих публицистических статей писатель говорил, что его обвиняли в отсутствии идеального героя, что слишком неотёсаны его персонажи, грубы, что его матери было стыдно смотреть людям в глаза из-за обвинений в адрес сына. Но главным для В.М. Шукшина всегда была правда. “Нравственность есть Правда, — утверждает писатель. — Не просто правда, а — Правда. Ибо мужество, честность, это значит — жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду”.
— Какие художественные, языковые средства использует писатель, чтобы сказать нам правду о народе?
(Лексика и интонация деревенских жителей: просторечия, диалектизмы, междометия, многозначительность пауз, перебивание друг друга, почти нет портретов, нет подробных биографий героев и т.д.)
— О чём заставили вас задуматься персонажи рассказов Шукшина? Хотели бы вы общаться с таким человеком?
Чтение стихотворений Е.Евтушенко, А.Вознесенского, посвящённых памяти Шукшина.
Домашнее задание: письменная работа «“Чудики” Шукшина».