Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2004

События и встречи

Сбросить характеристики с корабля современности? По поводу составления на уроках планов-характеристик образов-персонажей

ТРИБУНА

Евгения САФОНОВА,
г. Самара


Сбросить характеристики с корабля современности?

По поводу составления на уроках планов-характеристик образов-персонажей

Не один десяток лет настойчиво звучит мысль о том, что составление планов-характеристик героев — одно из самых слабых звеньев школьного анализа. Формализм и штамп, особенно прочно укоренившиеся в анализе образов, приводят к тому, что многие литературные герои, любимые учащимися до изучения, становятся после изучения как бы на одно лицо. Установившийся шаблон — выделение положительных и отрицательных черт характера и подбор к ним цитат — убивает живое восприятие личности героя. Он превращается в носителя абстрактных добродетелей или пороков. Когда о героях говорят приблизительно по одному плану, в той же манере и в одном ключе, не удивительно, что в сознании учащихся они напоминают один другого.

“Очень часто планирование рассматривается как особый вид «навыка», который нужно культивировать безотносительно ко всему процессу знакомства с произведением, именуемому литературным чтением, — писала М.А. Рыбникова. — А между тем работать над планом — это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы”. Учитель обязан научить школьника составлять план, в частности план-характеристику образа-персонажа, но делать это надо не ради планов, а ради литературного образования в целом. Выяснение качеств характера героя, условий его воспитания, взглядов, интересов, привычек и тому подобное — совершенно необходимый этап анализа. Но здесь возникает вопрос: как все эти черты характера связаны с поставленной писателем проблемой, с исторической эпохой?

Приступая к составлению характеристики литературного героя, следует помнить о нетождественности характера в повседневной жизни и характера художественного. Следовательно, характеристика бытовая и характеристика литературная — это не одно и то же. То, что даёт нам представление о человеке в повседневной жизни, недостаточно для раскрытия художественного образа. На наш взгляд, здесь стоит говорить не о суммарных чертах характера, а о “системе мотивов”. Вот определение Б.Томашевского: “Под характеристикой мы подразумеваем систему мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем. В узком смысле под характеристикой разумеют мотивы, определяющие психологию персонажа, его характер”. Характер, следовательно, раскрывается и сам по себе, на основе внутренних ресурсов, и с помощью других образов — в системе взаимоотражений. Кроме того, характер, реализуясь в обстоятельствах внешнего и внутреннего порядка, образует один из составных элементов сюжетно-композиционной целостности, а она определяется волей автора, мощью и закономерностями его художественного мышления. Следовательно, литературная характеристика образа-персонажа должна отражать три параметра:

  • психологическая мотивировка, этическая, социальная направленность личности героя;>
  • реализация характера в системе взаимоотношений с другими действующими лицами художественного произведения;
  • отношение писателя к мотивировке поведения персонажа и реализация этого авторского отношения в сюжетно-композиционной целостности.

Возьмём пример хорошего, в общем, плана изучения образа-персонажа. В нём есть логика внешняя и внутренняя, он требует конкретного подхода к образу, опирается на жизненный опыт. Этот план-характеристику образа-персонажа предложил Е.А. Маймин в книге «Опыты литературного анализа».

  1. Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете? Как это его характеризует?
  2. Речь героя. Каковы особенности речи и о чём они говорят?
  3. Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нём говорит и что именно? Как он относится к разным людям?
  4. Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении?
  5. Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит?

План действительно универсальный, к нему можно обращаться при анализе героев любого произведения. Но если этот план будет бесконечно повторяться, станет универсальным на практике, это уже плохо. Он станет шаблоном и приведёт к однообразию приёмов, что значительно ослабит восприятие героя школьниками. Чтобы избежать этого, Е.Маймин предлагает при знакомстве с новым литературным героем брать “новый угол зрения”.

Мы не можем полностью отказаться от составления на уроке плана-характеристики. Какой бы критике он ни подвергался, в школе характеристика остаётся в активе анализа литературного образа. Чтобы избежать схематизма и формализма в раскрытии характера героя, следует более ответственно подойти к ней: грамотно определить содержание, выбрать приёмы раскрытия этого содержания, найти место и время для характеристики в системе уроков. В начале анализа — это подробное знакомство, представление образа-персонажа; в середине — работа над характеристикой героя в конкретном эпизоде; в конце — подведение итогов анализа, обобщённое, сквозное повторение через центральный образ-персонаж проблематики и идейной направленности произведения в целом. План есть закрепление и систематизация знаний. Он должен быть конкретным, отражать человеческую и идейную сущность именно этого литературного героя, а не абстрактной личности вообще. Этот план должен помочь конкретному разговору о герое как художественном образе.

В качестве примера составления плана-характеристики рассмотрим характеристики образов Германна, героя «Пиковой Дамы», и Петра Гринёва, героя «Капитанской дочки».

Образ Германна

“…Он был скрытен и честолюбив… он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости…” Психологический портрет: характер неординарный, во многом противоречивый, неоднозначный, но не отнесённый здесь автором к разряду явно отрицательных.
“Формула жизни” — расчёт, умеренность и трудолюбие. Цель жизни — покой и независимость. Намеренно, силой разума герой подавляет свои чувства и желания.
Карточная игра — путь для бедного военного инженера взлететь вверх по имущественной лестнице. Жажда сиюминутного обогащения, власть денег — происходит подмена одних ценностей другими.
“Игра в любовь”: Лиза — лишь орудие тщательно задуманного плана. Любовные отношения — тот же расчёт.
Томский о Германне: “У него профиль Наполеона и взгляд Мефистофеля”. Многозначное, образное сравнение подчёркивает нестерпимое желание стать выше, пусть даже переступив через других и через себя.
Первая жертва Германна — Лизавета Ивановна. Вторая жертва — старая Графиня. Третья жертва пагубной страсти — он сам. Пиковая Дама — олицетворение совести героя. Человек не должен губить в себе человеческое, в противном случае безумие — единственный выход для истерзанной души.
Автор повести поднимает важнейшие нравственные вопросы: о чести и бесчестии, цели, смысле и ценности человеческой жизни. Человек, губящий в себе человеческое ради денег, — трагический финал неизбежен.

В центре анализа на уроке образа Германна был мотив разрушительного влияния на человека власти денег. Характер другого героя Пушкина, Петра Гринёва, мы предлагаем раскрыть через мотив, проходящий в ряде произведений Пушкина 30-х годов, — это мотив святости брака и семьи, родного дома как основы человеческого бытия. В классе на уроке нет необходимости всестороннего, то есть литературоведческого изучения художественного произведения. Достаточно выбрать один мотив, который при грамотном анализе приведёт учащихся к постижению авторского замысла.

Образ Петра Андреевича Гринёва

I. Юный Петруша Гринёв в родительском доме.

1. Вольготная жизнь недоросля в родительском доме.

2. “Береги честь смолоду” — нравственный наказ отца, жизненные принципы которого прямо или косвенно внушались герою в родительском доме.

3. Заячий тулуп, подаренный матерью, — своеобразный оберег в дорогу, который спасёт Петру жизнь.

4. Забота дядьки Савельича — пример дружбы и преданности.

II. Гринёв по дороге в крепость.

1. Кабак, бильярд, оскорбление Савельича — игра вырвавшегося на свободу Петруши во взрослую жизнь.

2. Гринёв платит Зурину долг чести.

3. Раскаяние перед Савельичем. Такое отношение к крепостному слуге — тоже результат воспитания, полученного дома.

III. Гринёв в Белогорской крепости.

1. Гринёв в кругу семьи капитана Миронова — простых, добрых и честных людей.

2. Любовь к Маше Мироновой, ради которой Гринёв готов отдать жизнь.

3. Гринёв — обладатель великого христианского дара — умения прощать врага своего. Он не держит зла на Швабрина и прощает его.

IV. Пугачёв и Гринёв: отношения отца с сыном.

1. Отношения сложились уже тогда, когда дворянин “поравнялся с человеком”, испытав к вожатому интерес, доверие, благодарность.

2. Для офицера Гринёва невозможна сделка с совестью. Его отказ служить на стороне самозванца был воспринят тем с уважением.

3. Искренняя благодарность Петра Гринёва Пугачёву, дважды спасшему его от смерти, вернувшему возлюбленную.

4. Последний долг: Гринёв присутствовал на казни Пугачёва.

Вывод. Подхваченный ветром событий, Петруша ищет дорогу, опираясь на опыт, идущий из родового корня. Он узнаёт, к каким последствиям приводит попытка утвердить себя через разрушение и чем оборачивается компромисс с самим собой. Этот вынесенный из жизни урок навсегда останется для него связанным с именем Пугачёва.

В заключение хочется напомнить коллегам-учителям о разнообразии приёмов изучения образа-персонажа науроке. В арсенале у нас:

  • сопоставление героев с их прототипами;
  • сопоставление героев одного произведения и разных произведений;
  • столкновение мнения критиков об образе того или иного персонажа;
  • сравнение героя в начале и в конце произведения;
  • сопоставление образов-персонажей литературы с образами тематически сходных произведений других видов искусств;
  • инсценирование как приём изучения художественного произведения;
  • анализ через приёмы изображения и прочее.
Рейтинг@Mail.ru