События и встречи
ТРИБУНА
Евгения САФОНОВА,
г. Самара
Сбросить характеристики с корабля современности?
По поводу составления на уроках планов-характеристик образов-персонажей
Не один десяток лет настойчиво звучит мысль о том, что составление планов-характеристик героев — одно из самых слабых звеньев школьного анализа. Формализм и штамп, особенно прочно укоренившиеся в анализе образов, приводят к тому, что многие литературные герои, любимые учащимися до изучения, становятся после изучения как бы на одно лицо. Установившийся шаблон — выделение положительных и отрицательных черт характера и подбор к ним цитат — убивает живое восприятие личности героя. Он превращается в носителя абстрактных добродетелей или пороков. Когда о героях говорят приблизительно по одному плану, в той же манере и в одном ключе, не удивительно, что в сознании учащихся они напоминают один другого.
“Очень часто планирование рассматривается как особый вид «навыка», который нужно культивировать безотносительно ко всему процессу знакомства с произведением, именуемому литературным чтением, — писала М.А. Рыбникова. — А между тем работать над планом — это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы”. Учитель обязан научить школьника составлять план, в частности план-характеристику образа-персонажа, но делать это надо не ради планов, а ради литературного образования в целом. Выяснение качеств характера героя, условий его воспитания, взглядов, интересов, привычек и тому подобное — совершенно необходимый этап анализа. Но здесь возникает вопрос: как все эти черты характера связаны с поставленной писателем проблемой, с исторической эпохой?
Приступая к составлению характеристики литературного героя, следует помнить о нетождественности характера в повседневной жизни и характера художественного. Следовательно, характеристика бытовая и характеристика литературная — это не одно и то же. То, что даёт нам представление о человеке в повседневной жизни, недостаточно для раскрытия художественного образа. На наш взгляд, здесь стоит говорить не о суммарных чертах характера, а о “системе мотивов”. Вот определение Б.Томашевского: “Под характеристикой мы подразумеваем систему мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем. В узком смысле под характеристикой разумеют мотивы, определяющие психологию персонажа, его характер”. Характер, следовательно, раскрывается и сам по себе, на основе внутренних ресурсов, и с помощью других образов — в системе взаимоотражений. Кроме того, характер, реализуясь в обстоятельствах внешнего и внутреннего порядка, образует один из составных элементов сюжетно-композиционной целостности, а она определяется волей автора, мощью и закономерностями его художественного мышления. Следовательно, литературная характеристика образа-персонажа должна отражать три параметра:
- психологическая мотивировка, этическая, социальная направленность личности героя;>
- реализация характера в системе взаимоотношений с другими действующими лицами художественного произведения;
- отношение писателя к мотивировке поведения персонажа и реализация этого авторского отношения в сюжетно-композиционной целостности.
Возьмём пример хорошего, в общем, плана изучения образа-персонажа. В нём есть логика внешняя и внутренняя, он требует конкретного подхода к образу, опирается на жизненный опыт. Этот план-характеристику образа-персонажа предложил Е.А. Маймин в книге «Опыты литературного анализа».
- Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете? Как это его характеризует?
- Речь героя. Каковы особенности речи и о чём они говорят?
- Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нём говорит и что именно? Как он относится к разным людям?
- Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении?
- Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит?
План действительно универсальный, к нему можно обращаться при анализе героев любого произведения. Но если этот план будет бесконечно повторяться, станет универсальным на практике, это уже плохо. Он станет шаблоном и приведёт к однообразию приёмов, что значительно ослабит восприятие героя школьниками. Чтобы избежать этого, Е.Маймин предлагает при знакомстве с новым литературным героем брать “новый угол зрения”.
Мы не можем полностью отказаться от составления на уроке плана-характеристики. Какой бы критике он ни подвергался, в школе характеристика остаётся в активе анализа литературного образа. Чтобы избежать схематизма и формализма в раскрытии характера героя, следует более ответственно подойти к ней: грамотно определить содержание, выбрать приёмы раскрытия этого содержания, найти место и время для характеристики в системе уроков. В начале анализа — это подробное знакомство, представление образа-персонажа; в середине — работа над характеристикой героя в конкретном эпизоде; в конце — подведение итогов анализа, обобщённое, сквозное повторение через центральный образ-персонаж проблематики и идейной направленности произведения в целом. План есть закрепление и систематизация знаний. Он должен быть конкретным, отражать человеческую и идейную сущность именно этого литературного героя, а не абстрактной личности вообще. Этот план должен помочь конкретному разговору о герое как художественном образе.
В качестве примера составления плана-характеристики рассмотрим характеристики образов Германна, героя «Пиковой Дамы», и Петра Гринёва, героя «Капитанской дочки».
Образ Германна
“…Он был скрытен и честолюбив… он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости…” | Психологический портрет: характер неординарный, во многом противоречивый, неоднозначный, но не отнесённый здесь автором к разряду явно отрицательных. |
“Формула жизни” — расчёт, умеренность и трудолюбие. Цель жизни — покой и независимость. | Намеренно, силой разума герой подавляет свои чувства и желания. |
Карточная игра — путь для бедного военного инженера взлететь вверх по имущественной лестнице. | Жажда сиюминутного обогащения, власть денег — происходит подмена одних ценностей другими. |
“Игра в любовь”: Лиза — лишь орудие тщательно задуманного плана. | Любовные отношения — тот же расчёт. |
Томский о Германне: “У него профиль Наполеона и взгляд Мефистофеля”. | Многозначное, образное сравнение подчёркивает нестерпимое желание стать выше, пусть даже переступив через других и через себя. |
Первая жертва Германна — Лизавета Ивановна. Вторая жертва — старая Графиня. Третья жертва пагубной страсти — он сам. | Пиковая Дама — олицетворение совести героя. Человек не должен губить в себе человеческое, в противном случае безумие — единственный выход для истерзанной души. |
Автор повести поднимает важнейшие нравственные вопросы: о чести и бесчестии, цели, смысле и ценности человеческой жизни. | Человек, губящий в себе человеческое ради денег, — трагический финал неизбежен. |
В центре анализа на уроке образа Германна был мотив разрушительного влияния на человека власти денег. Характер другого героя Пушкина, Петра Гринёва, мы предлагаем раскрыть через мотив, проходящий в ряде произведений Пушкина 30-х годов, — это мотив святости брака и семьи, родного дома как основы человеческого бытия. В классе на уроке нет необходимости всестороннего, то есть литературоведческого изучения художественного произведения. Достаточно выбрать один мотив, который при грамотном анализе приведёт учащихся к постижению авторского замысла.
Образ Петра Андреевича Гринёва
I. Юный Петруша Гринёв в родительском доме.
1. Вольготная жизнь недоросля в родительском доме.
2. “Береги честь смолоду” — нравственный наказ отца, жизненные принципы которого прямо или косвенно внушались герою в родительском доме.
3. Заячий тулуп, подаренный матерью, — своеобразный оберег в дорогу, который спасёт Петру жизнь.
4. Забота дядьки Савельича — пример дружбы и преданности.
II. Гринёв по дороге в крепость.
1. Кабак, бильярд, оскорбление Савельича — игра вырвавшегося на свободу Петруши во взрослую жизнь.
2. Гринёв платит Зурину долг чести.
3. Раскаяние перед Савельичем. Такое отношение к крепостному слуге — тоже результат воспитания, полученного дома.
III. Гринёв в Белогорской крепости.
1. Гринёв в кругу семьи капитана Миронова — простых, добрых и честных людей.
2. Любовь к Маше Мироновой, ради которой Гринёв готов отдать жизнь.
3. Гринёв — обладатель великого христианского дара — умения прощать врага своего. Он не держит зла на Швабрина и прощает его.
IV. Пугачёв и Гринёв: отношения отца с сыном.
1. Отношения сложились уже тогда, когда дворянин “поравнялся с человеком”, испытав к вожатому интерес, доверие, благодарность.
2. Для офицера Гринёва невозможна сделка с совестью. Его отказ служить на стороне самозванца был воспринят тем с уважением.
3. Искренняя благодарность Петра Гринёва Пугачёву, дважды спасшему его от смерти, вернувшему возлюбленную.
4. Последний долг: Гринёв присутствовал на казни Пугачёва.
Вывод. Подхваченный ветром событий, Петруша ищет дорогу, опираясь на опыт, идущий из родового корня. Он узнаёт, к каким последствиям приводит попытка утвердить себя через разрушение и чем оборачивается компромисс с самим собой. Этот вынесенный из жизни урок навсегда останется для него связанным с именем Пугачёва.
В заключение хочется напомнить коллегам-учителям о разнообразии приёмов изучения образа-персонажа науроке. В арсенале у нас:
- сопоставление героев с их прототипами;
- сопоставление героев одного произведения и разных произведений;
- столкновение мнения критиков об образе того или иного персонажа;
- сравнение героя в начале и в конце произведения;
- сопоставление образов-персонажей литературы с образами тематически сходных произведений других видов искусств;
- инсценирование как приём изучения художественного произведения;
- анализ через приёмы изображения и прочее.