Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Галина АВРАМЕНКО,
средняя школа № 25
с углублённым изучением
отдельных предметов,
г. Абакан, Республика Хакасия
“Мы — дети страшных лет России…”
Урок внеклассного чтения по повести Б.Лавренёва «Сорок первый»
Мы — дети страшных дней России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумье ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.А.Блок
(Звучит музыка — «Времена года» Вивальди. Зажигается свеча.)
Учитель. Сегодня мы с вами обратимся к одному из самых ярких произведений 20-х годов XX столетия о Гражданской войне — к повести «Сорок первый» Бориса Лавренёва. Мне хотелось бы, чтобы на нашем уроке мы не только познакомились и попытались проанализировать данное произведение, но и попробовали через слово писателя понять трагедию этого времени, трагедию любви.
Слово о писателе (звучит музыка — «Лунная соната» Бетховена).
2 ученика. Перенесёмся с вами на много лет назад, в далёкую весну 1957 года. Вечер. Квартира в центре Москвы. Сейчас вернётся хозяин, а пока осмотримся. Старинные — Павловские — кресла и диван. На стенах — миниатюры придворных красавиц в изящных рамках; этюды, пейзажи, портреты современной кисти. Рояль, над ним изумительный портрет Петра I — похоже, XVIII век. Кто здесь живёт? Художник? Историк? Но в таком случае, зачем же и откуда здесь маленькая копия одесского портового маяка, корабельная рында? На столе портативная пишущая машинка. Журналист? Писатель?
Да, он и художник, и историк, и моряк, и прежде всего писатель, Борис Андреевич Лавренёв.
Он не вошёл в литературу — ворвался, поразив всех, вызывая горячую приверженность одних, негодование других, никого не оставляя равнодушным.
Он сам, годы его молодости становятся историей. Лавренёв писал: “Мне посчастливилось жить в эпоху великих социальных сдвигов, наблюдать крушение старого мира и рождение нового. Вспоминая пережитое, я всегда повторяю чудесные строкиТютчева:
Блажен, кто посетил сей мир
В минуты роковые.
Я всегда буду любить революцию. Всё виденное и пережитое отстоялось в памяти, пришло в стройную систему”.
Если бы не было побега Бориса Сергеева в Одессу (Сергеев — настоящая фамилия писателя, Лавренёв — псевдоним, фамилия одного из родственников), не было бы службы на пароходе, скитаний, участия (после окончания университета) в военных действиях, не было бы и писателя Лавренёва.
Из времени, ветреного и кровавого, радостного и трагического, вырастала писательская программа. “Литература должна быть короткой, чёткой, правдоподобной. Литература должна взвинчивать и захватывать. Читаться запоем”.
Учитель. Читалась ли запоем, захватила ли вас повесть Лавренёва? Какое ваше первое впечатление о произведении?
— Необычно и невероятно всё: место действия, облик героев, их поведение, взаимоотношения, название.
— Поражает символика, детали, пейзажные и портретные зарисовки, цветопись повести, художественная смелость Лавренёва, его мудрость и проницательность, умение постичь глубину человеческих отношений.
— Интересен сюжет, его развитие. Необычна обстановка на острове: никого нет, сплошная гармония с природой, и вдруг — любовь. Необычно и то, что у двух ненавидящих друг друга людей вспыхивают взаимные чувства любви и признательности…
— Такое ощущение, что сам Господь Бог помогал им и в пустыне, и в море, и на острове — настолько чётко видно, что судьба их сводит в любой ситуации.
— Всё необычно — экзотика пустыни и таинственного острова. Даже жанр необычен: повесть, рассказ, роман, новелла? Скорее всего, это революционно-романтическая новелла. Тема актуальна для 20-х годов — любовь и революция. Полюбить своего классового врага! Как страшно звучала эта мысль в те далёкие годы!
— Марютку нельзя обвинять в убийстве любимого человека, она не виновата в том, что ей пришлось убить того, за кого она бы сама отдала жизнь. Виной же трагедии является то, что они — “дети страшных лет России”, и читатель должен понять это.
— Композиция чётко обозначена: основное действие укладывается в промежуток времени от выстрела до выстрела.
Как начинается произведение? Какое это время?
— “А время пришло грохотное, смутное, кожаное”. По жёлтым пескам Туркестана идёт отряд красного комиссара Евсюкова. Разбит, голоден, обмёрз отряд. Всего вырвались из смертного круга в бархатной котловине малиновый Евсюков, двадцать три и Марютка.
Каким вам представляется Арсентий Евсюков?
— В малиновой куртке и штанах, “лицо у Евсюкова тоже малиновое, в рыжих веснушках, а на голове вместо волоса нежный утиный пух… Росту малого, сложения крепкого” и как две капли воды похож на пасхальное крашеное яйцо. Но в Бога он не верит — “верует в Совет, в Интернационал, чеку и в тяжёлый наган”.
Каковы остальные красноармейцы?
— Самые обыкновенные.
Кто же особенный? И чем?
— Марютка — боец Красной Армии. “Тоненькая тростиночка прибрежная”. Жизнь Марютки, начавшаяся вполне заурядно, чем дальше, тем сильнее выявляла человеческое своеобразие малограмотной рыбачки.
Назовите основные черты её характера.
— Беспощадность к врагам сочетается в Марютке с нежной поэтической душой, лиризм с решительностью, неуступчивость с мягкостью, грубость с душевной чистотой, жестокость с жалостью... Она всегда разная, непредсказуемая, способная на всё, что угодно. Парадоксальна....
— У бесстрашной в бою Марютки главное в жизни — мечтания. Наивные, целомудренные. Но сочиняет не лирические стихи, а о революции, сражениях, Ленине. Не мужчины, а она лучше всех стреляет в отряде. Выстрелит — и назовёт цифру. Сорок (!) врагов уничтожила Марютка и вдруг промахнулась. Сорок первый попал в плен.
Впервые мы встречаемся с новым героем. Сорок первым должен был стать Говоруха-Отрок. Что же это за человек? Как он себя повёл?
— Вадим Говоруха-Отрок — гвардии поручик, дворянин. Позади университет, домашняя библиотека, увлечение филологией. Молодой, красивый, образованный, умный, где-то тактичный, где-то ироничный, где-то просто огрубевший от ударов революции. Само имя “Вадим” звучит романтично, по-лермонтовски. Недаром лейтмотивом образа Отрока становится одиночество. Один стрелял, один шёл, не сгибаясь под ветром, он одинок в жизни вообще. Увидев парус, он выкрикнул: “Белеет парус одинокий…” — эта строка является метафорой судьбы героя, судьбы дворянской России…
— Он не отказывает себе в удовольствии съязвить “мсье” Евсюкову, проехаться по адресу Марютки. Классовая неприязнь обезличивает фигуры в стане врага. Для Говорухи-Отрока красноармейцы — серая скотинка, он для них — гад недобитый. Где же изнеженному Говорухе-Отроку снести голодный марш по барханам? А он — к всеобщему удивлению — шагает твёрже других. Евсюков диву даётся: откуда у барина взялась выдержка?
Что заставило Вадима по-новому взглянуть на “амазонку”, обнаружить в ней внутреннюю жизнь? Ожидал ли этого поручик? О чём дискуссия Марютки и её пленника?
— Марютка отваживается прочитать Вадиму свои стихи. Он никак не подозревал, что малограмотная рыбачка может писать стихи, пусть плохие, “необработанные”. Дискуссия Марютки и Вадима о стихах — извечный спор о мастерстве и таланте.
Почему Марютка пишет стихи?
— “Стихи у меня с люльки в серёдке закладены. Так и горит душа, чтоб натискали в книжке и подпись везде поставили: «Стих Марии Басовой»”. Значит, для Марютки стихи — не только самовыражение, но способ прославиться.
— Лавренёв не издевается над стихами Марютки. Душа героини хотела бы прорваться к прекрасному, высокому, и это стремление уважает автор.
Как называется остров, на который попали герои? Какой последний приказ отдаёт Евсюков Марютке?
— Остров на Арале Барса-Кельмес, что означает “человеческая гибель”. Название не случайно.
— Евсюков приказал Марютке доставить поручика в штаб. “Если на белых нарвётесь ненароком, живым его не сдавай”.
Как повели себя герои? Чем стал для них остров? (Инсценировка сцены ссоры героев — 9-я глава.)
— Остров любви. Со сдержанностью выписана Лавренёвым эта любовь, где нежность и взаимное удивление (каждый оказался не таков, как виделось поначалу) были сильны. Жажда раскрыться, рассказать о себе, поделиться. Никто из них не собирался менять вехи, переходить в другой лагерь. Ненависть плебейки и надменность аристократа тают, когда нет линии фронта.
— Люди не рождаются врагами, но становятся ими. Это не изначально заложенное чувство, но приобретённое. Однако настолько властное, что одолевает неодолимую, казалось бы, любовь.
— На острове осуществляется естественное разделение труда и обязанностей, подготовленное прежней жизнью. Самонадеянный Робинзон беспомощнее Пятницы. Марютка практична, умела, цепка. Впрочем, и Вадим не белоручка.
— Марютка полюбила офицера, перестав в нём видеть врага. Она видела только молодого синеглазого красавца, нуждающегося в её помощи. Приказ Евсюкова доставить кадета в штаб живым либо мёртвым утратил силу. Вместо беспощадных приказов, враждебного недоверия — самозабвенная женская бабья жалость. Ею и начинается любовь. Вадим потрясён не меньше Марютки. Незыблемые представления и категории разрушаются. У рыбачки меняется отношение к одному человеку, у Говорухи-Отрока — вся философия.
В чём видит Говоруха-Отрок выход?
— Говоруха-Отрок, разочаровавшись в войне, в революции, в родине, цепляется за призрачную надежду на укромное пристанище, книги. Разочарование обернулось роковой опустошённостью. А выход — забиться с Марюткой в тихий угол, отгородившись книгами, а там — хоть трава не расти. Рай в шалаше с книжными полками. Но всё вернулось на свои места, беспощадно указанные историей. В Говорухе-Отроке заговорила “голубая кровь”, взыграла офицерская спесь. “Поумнел, голубушка! Поумнел! Спасибо — научила. Если мы теперь за книги сядем, а вам землю оставим в полное владение, вы на ней такого натворите, что пять поколений кровавыми слезами выть будут. Раз культура против культуры, так уж до конца”.
Как заканчивается произведение? Почему так поступила Марютка?
— Нельзя не обратить внимания на развязку, ради которой и выстроено всё здание повествования. Мелькнувший на горизонте парус оборвал злобную речь. Рай в шалаше рухнул. Выстрел — не просто исполнение приказа, это собственный порыв. Но любовь жива, смертельная тоска рвала её сердце. Украденное счастье родилось из беды и бедой завершилось…
— Любовь, от века побеждающая смерть, терпела поражение.
— Оба главных героя — жертвы страшного мира, и выстрел Марютки, раздробивший голову Говорухе-Отроку, направлен в её сердце.
Финал произведения (выразительное чтение учителем конца десятой главы).
“Гибнувшая в огне и буре планета”. “Грохот гибели мира”. О чём заставляет задуматься автор?
— Эти слова характеризуют не только предсмертные ощущения поручика, но и тот Апокалипсис, который наступил для всей страны, разорванной не только на красных и белых, а на розовые нити нервов.
— Если возможна такая ситуация, когда женщина убивает свою единственную любовь, своё будущее, это значит, возможно и всё дальнейшее — расстрелы, лагеря, геноцид.
— Необычна ассоциация смерти Вадима с “грохотом гибнущей в огне и буре планеты”. “В воде на розовой нити нерва колыхался выбитый из орбиты глаз. Синий, как море, шарик смотрел на неё недоумённо-жалостно”. Планета гибнет, любовь уже больше не может существовать.
Почему так названо произведение?
— Названо не “Марютка”, не “Вадим”, а по числу, обозначающему счёт жертв. Это свидетельствует о сочувствии автора поручику, но поручик, полюбивший дикарку-Пятницу, не понял одного: отравленная идеологией “малинового” Евсюкова, собственноручно совершившая сорок (!) убийств, Марютка и не годилась для жизни на духовном материке поручика. Он — гуманист, она — убийца?
Значит ли это, что революция противостоит любви?
— Сметая классовые границы, революция помогла родиться этой любви, она же убила её.
Борис Лавренёв рассказал любовную историю, переплетая идиллию с трагедией, глубину психологизма со щемящей болью недоумения: “Что же я наделала?” Этот последний вопль обезумевшей Марютки впору было подхватить всей стране. Не это ли хотел сказать автор?
— Многие, прочитав повесть, ставят перед собой вопросы: почему так поступила Марютка? Как смогла убить любимого? А как бы поступил я на её месте? И можно ли винить Марютку в случившемся? Ответ один — нет.
Революция переворачивает все жизненные ценности с ног на голову, и человек становится просто пешкой в жестокой игре смерти.
Что значит «Сорок первый» для наших дней? Актуальна ли повесть?
— Повесть эта актуальна для нашего времени, она нужна читателю не только как красивая новелла о любви, но и как предупреждение, что ничего не может быть страшнее, чем борьба против самих себя.
(Звучит музыка Шопена «Революционный этюд», звучат слова Алексея Ремизова: “Русский народ, что ты сделал? Искал своё счастье, поверил, кому ты поверил? Землю ты свою забыл колыбельную? Где Россия твоя? Где твоя совесть, где мудрость, где твой крест? Я гордился, что я русский, берёг и лелеял имя родины моей, молился «святой Руси». Теперь — несу кару, жалок, нищ и наг. Не смею глаз поднять! Господи, что я сделал! И одно утешение, одна у меня надежда: буду терпеливо нести бремя дней, очищу сердце и ум и, если суждено, восстану в Светлый день.
Русский народ!
Настанет Светлый день!”)
Учитель. Закрываем книгу Бориса Лавренёва «Сорок первый»… В душе остаются давящее чувство жалости к Вадиму, к Марютке, чувство тоски по потерянной России, яркие краски лавренёвских пейзажей. А.А. Блок дал абсолютно точное определение своему поколению: “Мы — дети страшных лет России…” Россия… В этом слове заключено очень многое. Любовь, смысл жизни, родной дом. Но это ещё и наше прошлое, наша трагедия. И наш долг — любить и беречь Россию, не разделяя её народ на белых и красных.
Литература
- Геронимус Б.А. Б.А. Лавренёв. М., 1983.
- Кардин В. Обретение. М., 1989.
- Лавренёв Б. Сорок первый. М., 1989.
- Старикова Е. Б.А. Лавренёв (1891–1959). М., 1982.