Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Марина ПАВЛОВА
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Ещё раз про анализ эпизода
Никто не удивится, если для выпускного сочинения вновь предложат темы, требующие умения анализировать эпизод. Что же нужно ученику для анализа текста? Разумеется, сам текст, умение читать этот текст, что вовсе не равнозначно складыванию букв в слоги и слова, способность сопоставлять, сравнивать, выстраивать логическую цепочку, делать вывод. И ещё хорошо бы иметь в запасе какой-нибудь словарь. Лучше всего «Словарь литературоведческих терминов» или Словарь Даля. И всё — можно начинать.
Попробуем проанализировать эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и, не мудрствуя лукаво, возьмём предлагавшуюся для экзаменационного сочинения сцену отъезда Базарова из родного дома.
Сначала договоримся, что мы будем называть эпизодом. Для этого предложим нашим ученикам воспользоваться словарной статьёй из любого словаря. На уроке сопоставляем выписанные определения. Итак, эпизод — “отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной законченностью и самостоятельностью”. Тогда характер каждого персонажа раскрывается через цепь эпизодов. Таким образом, чтобы понять характер, нужно проанализировать несколько “законченных фрагментов”. Эпизоды похожи на кадры диафильма, каждый добавляет что-то новое к образу героя.
Теперь предложим ученикам подумать над тем, какие события в жизни человека помогают становлению его характера или наиболее чётко проявляют его. Очевидно, они назовут яркие впечатления детства, отъезд из родного дома, влюблённость, встречи с другими людьми, потерю близких и так далее. А можно ли считать возвращение в родительский дом после долгого отсутствия событием, в котором проявляется характер человека? Даже возвращаясь домой после летних каникул, школьники понимают, что что-то изменилось. Ещё в пятом классе мы писали коротенькие этюды «Когда я возвращаюсь домой с каникул».
Когда я возвращаюсь домой с каникул, мне очень грустно, потому что кончилось лето. Но и весело, потому что я встречусь с друзьями, увижу новых учителей. Когда я захожу в дом и начинаю играть с игрушечным псом Тявкой, он кажется мне меньше, чем в прошлом году. Вхожу в ванну — она кажется мне узкой и короткой. А мои любимые ботинки! Когда я в них попыталась влезть, они жутко жали. Всё стало таким маленьким — ужас!
Диана Добрынина
Теперь представьте себе, что “в родное гнездо” возвращается повзрослевший молодой человек, несколько лет проведший в столичном университете. Что происходит с миром вокруг него, как меняется этот мир? Как меняется его восприятие? Как меняется его отношение к родным, никуда не уезжавшим из дома?
Перечитаем начало сцены отъезда. В первой же фразе звучит ключевое для всего романа слово “ничего”. Это непереводимое русское “ничего” означает и “ничего страшного”, и “а что делать?”, и многое другое. С каким эпизодом, предшествующим анализируемому, связано это слово? Когда и как оно вводится? Что означает? Случайно ли звучит во время, предшествующее расставанию? Обратимся к сцене в доме Кирсановых, где и происходит памятный разговор о нигилизме. Итак, нигилист, по мнению “ученика” Базарова, Аркадия Кирсанова, “человек, который ко всему относится с критической точки зрения”. А вот Павел Петрович считает, что “нигилист — это человек, который ничего не уважает”. Уважает ли своих родителей Евгений Базаров? Если нет, тогда почему целый день прошёл, прежде чем он решился сказать о скором отъезде родителям? Пусть ученики найдут в тексте описание того, как воспринимают известие старики родители. Какие чувства вызывают их переживания у читателя? А что испытывает читатель по отношению к самому Базарову? Почему уезжает так скоро Евгений Васильевич из дома, в котором не был три года, а погостил всего три дня? Найдите в тексте указание на то, как изменится жизнь родителей после отъезда сына.
Для понимания характера героя, разумеется, необходимо проанализировать все сцены, в которых он участвует. Но мы из цепочки эпизодов, составляющих сюжет произведения, выберем только ещё один, третий и последний. Таким образом, мы замкнём своё короткое исследование. Чем заканчивается роман? Внимательно перечитаем финал романа. Кто навещает могилу Базарова? Какие чувства вызывает описание кладбища? Возникают ли в памяти “опытного” читателя какие-нибудь литературные ассоциации? Вероятно, ученики назовут элегическое настроение, перекличку с темой “сельского кладбища” в поэзии первой четверти XIX столетия. Есть ли разница в настроении, с которым описывается жизнь других героев романа в 28-й главе после смерти главного героя? В чём смысл риторических вопросов, которыми завершается роман? Как сам автор отвечает на них? Как вы понимаете слова о “вечном примирении”?
По материалам, собранным во время урока, ученикам предлагается составить план и написать сочинение на тему «Анализ сцены отъезда Евгения Базарова из родного дома».
Сцена отъезда Базарова из родного дома
(гл. 21, анализ эпизода)
По определению, данному в «Словаре литературоведческих терминов», эпизод — “отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью”. Возникновение этого слова связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало “часть действия между выступлениями хора”.
Как правило, путь любого героя любого произведения связан с цепью эпизодов, в которых и раскрывается образ этого героя, так или иначе выражается авторское отношение. Также можно сказать, что сквозь “магический кристалл” эпизода просматриваются важнейшие черты произведения в целом. Обратимся теперь к конкретному примеру, а именно, к сцене отъезда Евгения Базарова из родного дома (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», гл. 21).
Известно, что сама ситуация возвращения домой после долгого отсутствия даёт возможность читателю отнестись к происходящему как к новому этапу в жизни молодого человека. (Кстати, и сам роман «Отцы и дети» начинается тоже с возвращения молодого человека в родной дом. Так, именно в старое “дворянское гнездо” 20 мая 1859 года возвращается Аркадий Николаевич Кирсанов. Очевидно, эта параллель не является случайной.) Вернувшийся после долгого отсутствия домой сын определяется (определился) с собственной жизненной позицией, со своим отношением к нравственным и эстетическим ценностям старшего поколения.
Но в финале главы 21 перед читателем уже не встреча, а расставание. Трогательные в своей любви и доверчивости Василий Иванович и Арина Власьевна никак не рассчитывали, что сын после трёх лет отсутствия погостит только три дня. “Я, было, думал, что ты у нас… подольше. Три дня… Это, это после трёх лет маловато; маловато, Евгений!” — так, сморкаясь и наклоняясь чуть не до земли, с трудом скрывая слёзы, говорит отец Базарова. Его речь робкая, сбивчивая; изумление, растерянность, вызванные известием о неожиданном отъезде сына, заставляют читателя отнестись к старикам Базаровым с сочувствием, а к их сыну с возмущением. Но ведь и Базаров не сразу “решился уведомить Василия Ивановича о своём намерении”. “Целый день прошёл”… А это не так уж мало для решительного, отвергающего чувства вообще и любовь в частности Евгения Васильевича. Базаров сказал: “Ничего!” Случайность ли это? Не отсылается ли здесь читатель снова к понятию “nihil, ничего”, которое было введено Тургеневым в главе 5? По мнению Павла Петровича Кирсанова, нигилист — это человек, “который ничего не уважает”. А вот Аркадий считает, что нигилист — человек, “который ко всему относится с критической точки зрения”.
— И что ж, это хорошо? — перебил Павел Петрович.
— Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно…
В сцене отъезда (гл. 21) “дурно” всем: и Аркадию, и старикам Базаровым, и самому Евгению. Жизнь в доме “старосветских помещиков” (ведь Арина Власьевна и Василий Кириллович так похожи на героев гоголевской повести) замрёт окончательно. Жили-то они лишь ожиданием учёного сына, перед которым благоговели. Василий Иванович сдерживает слёзы, стараясь доказать молодым людям свою современность: “Главное — свобода; это моё правило… не надо стеснять… не…” В грустном одиночестве предстоит доживать им свои дни, и уже “с утра всё приуныло в доме”. И вот старички, так старавшиеся не беспокоить лишний раз сына, “остались одни в своём, тоже как будто внезапно съёжившемся и подряхлевшем доме”. И утешает мужа седая Арина Власьевна: “Что делать, Вася! Сын — отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел — прилетел, захотел — улетел; а мы с тобой, как опёнки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня”. Сама того не понимая, старушка даёт точную и образную характеристику их жизни, жизни уходящего поколения “отцов”. Скучно и тяжело в их доме Базарову, стремящемуся к жизни “с пользой”. Жалко читателю старичков, обидно за Евгения.
Через цепь испытаний проводит своего героя Тургенев. Постепенно мы всё лучше узнаём Базарова. Созданная им теория не выдерживает проверки жизнью. “Нет любви” — а как же Анна Одинцова и старички родители? “Природа не храм, а мастерская” — а как же ощущение полноты природы во время прогулки с Анной Сергеевной? Сцена отъезда имеет важное значение для углубления образа главного героя и формирования читательского отношения. В финале романа только дряхлые старички приходят к могиле Евгения Базарова. “Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет!” О “вечном примирении и о жизни бесконечной” говорят цветы, растущие на могиле бунтаря и нигилиста Евгения Васильевича Базарова. И читатель примиряется с этим неоднозначным образом. Через неприязнь и непонимание, возмущение и зарождающееся сочувствие к пониманию и сопереживанию проводит автор романа своего читателя.
Разумеется, проблема “отцов” и “детей”, отразившаяся в романе И.С. Тургенева и составляющая основной конфликт его, — проблема вневременная. И тем сильнее задумывается читатель, “переживший” сцену отъезда Базарова из дома родителей, над своим отношением к старшему поколению, над собственной жизненной позицией.
Галя Талакина