Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Анатолий Марков. МАГИЯ СТАРОЙ КНИГИ: Записки библиофила. М.: Аграф, 2004. 672 с. |
Один преподаватель всегда приносил на лекции две-три книги и по ходу дела, показывая их слушателям, обращался к ним с неизменной просьбой: “Подержите эту книгу в руках!” Опытный педагог понимал, что едва ли студенты станут читать всё им рекомендованное. Но “подержать в руках” — авось и подержат. А коль подержат, глядишь, что-то и останется.
Художник-график Анатолий Фёдорович Марков за свою долгую жизнь (в этом году ему исполняется восемьдесят) подержал в руках много книг. Он известный библиофил, собиратель прижизненных сборников русских поэтов, в том числе и с дарственными надписями (инскриптами).
Собственно, рассказы о таких сборниках и составили основу его труда. В небольших очерках автор увлекательно и одновременно с соблюдением точности в фактах рассказывает о расшифровках инскриптов на книгах в его коллекции, о поисках, связанных с этим. Так оказываются сведенными на одном пространстве десятки писателей, художников, композиторов, актёров… Среди центральных героев — Пушкин, Достоевский, Тургенев, все три Толстых, Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Блок, Бунин, Максим Горький, Мирра Лохвицкая, Репин, Цветаева, Шаляпин (как положено серьёзной работе, к тексту тома приложен именной указатель)… Читатель встретится не только с Валерием Брюсовым, но и с его братом Александром Яковлевичем, тоже поэтом, но “в тени крупного таланта”. В книге впервые опубликованы 14 стихотворений известной читателям «Литературы» Анны Барковой, суровой музы ГУЛАГа, а также письма Максимилиана Волошина к В.В. Вересаеву (1921–1931 гг.), содержащие множество важных подробностей общественной и литературной жизни той взвихренной поры…
Почти все очерки снабжены иллюстрациями, воспроизводятся ценнейшие автографы. Так что у любого, кто возьмёт этот объёмистый том и начнёт его перелистывать, вскоре появится ощущение, что он держит в своих ладонях целую библиотеку, — ощущение удивительное и вместе с тем вполне реальное. Пожалуй, помимо всего доброго и обращённого к сохранению нашей гуманитарной культуры, в этом сборнике есть и напоминание о тех возможностях, которые обретает учитель, сумевший не только рассказать о произведениях, но и восстановить обстоятельства, при которых они появились, показать, пусть на фотографии, издания лет минувших, но принадлежащих вечной культуре.