Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
От редакции
Мы сознательно печатаем статью на тему, ставшую сегодня для многих учителей актуальной и даже болезненной: каким образом преподавать ученикам основы религии и преподавать ли вообще?
Понимаем возмущение автора статьи Вадима Словцова в связи с тем, что Библия проникает в школу как художественное произведение. Но с другой стороны, что же ещё может предложить для светской школы автор этой статьи? Может быть, только — что не нужно изучать Библию в школе, что она — не для обычных учащихся.
А если для обычных, то как быть с Кораном, с другими священными книгами тех россиян (а их очень немало!), кто не исповедует христианство? Как быть с представителями разных конфессий самого христианства? С чем идти к тому, кто вовсе не приобщён к религии? Светская школа — не воскресная… С другой стороны, любое директивное насаждение в обычной школе форм, связанных с собственно церковным обиходом, пожалуй, не вызовет у подростков ничего, кроме чувства отторжения. Здесь необходим величайший такт, умение прежде всего донести до школьника непреложность этической ценности религии, общекультурного значения религиозных традиций и памятников религиозного культа, начиная с архитектурных и словесных. Как это ни парадоксально, а в известных резких словах Варвары из пьесы «Гроза»: “Что ты мучаешься-то, в самом деле! Стань к сторонке да помолись, легче будет” — есть глубокий смысл. Вера — дело очень личное, не терпящее шума, деклараций, взвинченного пафоса.
Вместе с тем мы будем признательны нашим читателям-педагогам, которые рассказали бы о своём успешном опыте преподавания литературных тем, связанных с вероучениями, или, напротив, разобрали причины своих свершившихся неудач.
Вадим СЛОВЦОВ,
г. Миасс,
Челябинская обл.
“Уклонися от зла, и сотвори благо”
...…Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? (Лк. 6, 39)
По роду своей писательской деятельности мне часто приходится рассказывать о христианском вероучении в школьных аудиториях, в педагогических коллективах, в объединениях творческой молодёжи. После многих бесед в душе возникают переживания от того, насколько поверхностны или искажены у современников понятия о добре. Часто слышу вопросы: “Что может дать сегодня смирение?”, “А может ли зло победить добро?”, “А почему гордость считается плохой чертой характера?” и так далее, и тому подобное... Эти вопросы говорят о том, что школьники, а зачастую и сами педагоги (постигающие духовные знания самостоятельно), приобретая багаж духовных знаний (цитируя порой Евангелие), не видят главного, не понимают сути. Я отнюдь не за то, чтобы уроки литературы по изучению Священного Писания превращать в уроки Закона Божьего. Но хотелось бы, чтобы малое время было потрачено не только на рассказ о земной жизни Сына Божьего, но и на пояснение учащимся, как “добрые” плоды (духовные) отличить от “худых”, а “сладкое” от “горького”.
Какая радость наполнила моё сердце, когда я узнал, что в программах по литературе отведены часы (пусть даже небольшое количество) на изучение Библии (к примеру, см. программу под ред. А.Кутузова), и какая боль, печаль пронзала мою душу при виде того, каким образом преподносят эти знания некоторые педагоги. Зачастую Библию (Божественное Откровение, данное человечеству, как Ноев ковчег, для спасения) определяют как художественное произведение — шедевр мировой литературы. Сына Божьего преподносят как одарённого, благородного, неординарного человека. С какой нелепой лёгкостью снижаются и подменяются категории. Конечно, встречаясь с единичными подобными фактами “грамотного” изложения материала, можно было бы и пояснить педагогу, в чём ошибка такого “изучения”. Но когда встречаешься с методическими рекомендациями управления воспитания и дополнительного образования Министерства образования России, то говорить об этом надо погромче, во всеуслышание.
Посмотрите, с каким неистовым “милосердием”, “чувством заботы” за духовное образование российских школьников взялись в последние годы зарубежные педагоги, проповедники, разного рода “просветители”.
Однажды в методическом отделе городского управления образования ознакомили меня с аудиоматериалами и методическими рекомендациями для проведения бесед с учащимися на тему «Жизнь Иисуса Христа» (рекомендованы управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России, Международная школьная программа, авторы Блэр Кук, Алан Сколз, Рей Альбректсон, Линда К.Данши, Томас Л.Форбс, Беверли К.Хартц, Рекс Джонсон, Ричард Моррис, Майкл Л.Перротт, Кэрол М.Уитмер). После прослушивания и прочитывания этих материалов стало ясно, сколько “худых плодов” получат от таких бесед наши дети. Не буду анализировать данный труд, но несколько цитат из методички хотелось бы привести.
“Чем же этот, столь непохожий на других, человек (по тексту подразумевается Спаситель) привлекал к Себе внимание людей на протяжении столетий, и почему Он продолжает интересовать нас сегодня, на пороге третьего тысячелетия? ” (Введение, с. 4.)
“Поощряйте желание учащихся задавать вопросы и даже подвергать сомнению (лучше в индивидуальной беседе или в специально отведённое для этого учебное время) христианские воззрения…” (Введение, с. 6.)
“Сегодня вы услышите рассказ о том, как 2000 лет тому назад в городе Вифлееме на свет появился маленький мальчик по имени Иисус”. (Занятие 1, с. 15.)
“Если само рождение Иисуса Христа было необычным и удивительным, то какой же будет его жизнь? Как вы полагаете, что может произойти с этим мальчиком в будущем?” (Занятие 1, с. 17.)
Нет желания дальше продолжать цитировать эту “душеполезную” программу обучения, чтобы не ввести в соблазн читателя, но очень будет уместно процитировать слова Самого Спасителя: “…будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” (Мф. 10, 16). В чём же Он хотел нас наставить, предостеречь на все времена до скончания века сего? Ответ находим в святоотеческом наследии — мудрость змеи заключается в том, что в поединке с врагом в первую очередь она бережёт голову.
Необходимо и нам уберечь свои головы и головы наших детей от тех лукавств, неточностей, упрощений, подмены категорий, фальши, которые нам сегодня преподносят под штампами “одобрено”, “рекомендовано”, после чего педагог и не задумывается, чему он научит детей, что вложит в их души: благочестие или духовное растление?
Многие не могут и представить себе, насколько всё это важно…
Рассудите сами: если упрощение, подмену или искажение произвести в мирских делах, к примеру, в строительстве — давайте перед началом работ возьмём чертеж с искажённым масштабом, отрегулированный неправильно уровень, нивелир, а на метр заведомо нанесём измерительную шкалу с различной ценой деления — к чему это всё приведёт? К плачевному результату и огорчающим последствиям. Как говорится, выстроим всё вкривь и вкось.
А тут допустить лукавство в святая святых! Какие будут последствия?! Ведь наша земная жизнь, а в дальнейшем вечная духовная жизнь напрямую зависят от исполнения Божьих законов, данных в Священном Писании, и от стремления к истинным горним ценностям. “Ищите же прежде Царства Божия и Правды Его…” — говорит Господь (Мф. 6, 33). Так возможно ли будет найти Царство Божие нам и нашим детям, если слуги зла старательно на наших земных путях наставили указатели, заведомо ведущие нас к душевной, духовной деградации, а в конечном счёте, и к погибели.
Чтобы более весомы были мои доводы, дополню их параллельными суждениями: останется ли истина истиной, если её исказить? Ответьте сами себе... Если вместе с “добрыми” плодами положить “худые” плоды и дать их есть детям (которые не знают отличия между ними), не отравятся ли они? Ответ очевиден! Но ещё более очевидным становится то, что люди, не разобравшиеся сами в христианском вероучении или умышленно вносящие в него искажения, исполняют волю лукавого духа. Ибо Бог не приемлет лукавств — “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин. 4, 24).
В наши дни мы уже пожинаем плевелы, насаженные и тщательно обработанные сынами невежественного атеизма. Что пожнём мы завтра, если нивы чистых детских душ будем продолжать засевать плевелами пусть не отречения от Бога, как это было раньше, но изощрённого опошления святынь? Ведь та “христианская мораль”, “нравственность”, которую нам сейчас пытаются вручить в блестящих “мармеладных упаковках” из-за рубежа, по сути своей аморальна и безнравственна не только для русского человека, но и с точки зрения догматов христианского вероучения.
Сегодня, как никогда раньше, важно в деле духовного образования молодёжи, нравственного возрождения России, чтобы высокое педагогическое мастерство российских преподавателей, их светская образованность были дополнены определённым багажом неискажённых духовных знаний — знаний святоотеческого наследия.
Тогда любой педагог будет иметь элементарную трезвенность и рассудительность, сумеет отделить семена плевел от зёрен пшеницы и не даст злу прийти в личине правды. Иначе бездумно окажемся на новом витке “усовершенствований” Международной школьной программы, которая будет рекомендовать нам изучать Библию и русскую литературу в комиксах.
Как это сейчас необходимо, в наши лукавые времена, нелицемерно верить во Христа и отрекаться ото лжи! Именно эта мораль и является тропой к душеспасительному кладезю святого вероучения — христианству. Именно эта мораль дала нам силы сохранить свой русский дух, самобытность, государственность, а не попасть в европейскую “золочёную клетку”. Именно эта мораль сберегла душу российского народа, животворя и обогащая дарами нетленными его жизнь...
Чему можно уподобить ложь? Болезни, которая, заражая людей, наносит не только пагубу телу и душе, но и омрачает разум, заставляя его принять истину как вымысел и Царство Небесное — как мираж. “Лживые уста мерзость пред Богом” (Притч. 12, 22).
Но чему можно уподобить правду, истину? “Живой воде” (Ин. 4, 10), которая не только алчущих и жаждущих насытит (Мф. 5, 6), но и невозможное соделает возможным. Ибо, испив её, “слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают” (Мф. 11, 5) (сказано это не только о телесном, но и о духовном состоянии человека). И, омывшись ею, убеляются “паче снега” (Пс. 50, 9) и входят в Небесные Обители, унаследовав жизнь вечную.
“А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную” (Ин. 4, 14).