Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2004

Читальный зал

СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР. М.: РГГУ, 2003. 736 с

КНИЖНАЯ ПОЛКА

СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР. М.: РГГУ, 2003. 736 с. СОВРЕМЕННЫЙ
ГОРОДСКОЙ
ФОЛЬКЛОР.

М.: РГГУ, 2003. 736 с.

Хорошо ли мы понимаем наших детей? Всякое ли слово в их речи нам понятно? Что они поют и что читают — помимо осточертевшей “программы” и массового чтива? На эти и многие другие вопросы может дать ответ уникальная книга, выпущенная в свет институтом высших гуманитарных исследований РГГУ.

Не секрет, что большинство современного российского населения живёт в городах. А фольклор, как мы привыкли думать, — явление скорее деревенское: даже в самом соединении понятий “городской фольклор” нам чудится какая-то провокация.

Тем не менее он есть. Только существует не в традиционной форме бабушкиных сказок, свадебных песен и пьяных частушек, а прежде всего — в обрядах и текстах разных сообществ.

Например (для нас это особенно интересно), в молодёжной, как теперь говорят, субкультуре. Авторы книги пытаются объективно, без осуждения или восторга, осмыслить принятые в этой среде формы общения, обычаи, язык. Такие дикие для многих взрослых слова, как стрелка, хавка, фенька или тусовка здесь не экзотика, а термины, которые авторы добросовестно и терпеливо разъясняют. А поскольку многое здесь всё равно нам с вами в диковинку, практически к каждой статье даются объёмные приложения: словарики, сборники текстов, анекдотов, расшифровки заборных рисунков (называемых, естественно, умным словом “граффити”) и так далее.

Не менее интересными представляются и статьи, рассказывающие о традициях и фольклоре других субкультур, в заметной степени пересекающихся с молодёжной. Например, статьи известного пермского фольклориста Константина Шумова о языке и обычаях туристов, студентов, программистов и… обитательниц детских колоний для девочек. Очень любопытно, скажем, как юные правонарушительницы (назовём их так) зашифровывают свои эмоции: слово ТЕМНО, например, — аббревиатура признания “Ты единственная мне нужна очень”, а вот ТМОН в зависимости от того, какая после этого идёт цифра, может означать и “Ты мне очень нужна” или “нравишься” (если “1” или “2”), и “надоела” (если это ТМОН 3).

Другой раздел книги повествует об особенностях современного городского пространства — упомянутых уже граффити, мифологии города, легендах, связанных с памятниками, о разговорных топонимах. Без всего этого нельзя понять город — и не только чужой, но и свой собственный.

Ряд статей посвящён тому, как преобразуются в новых условиях традиционные фольклорные обряды и жанры. Например, родины, похороны и самое весёлое — свадьба. Ульяновский исследователь Михаил Матлин рассказывает о ней такое… Не останавливаясь на “эротических” текстах и обрядах, прочитаем ну хотя бы про выкуп невесты, практикуемый ныне на берегах Волги. Оказывается, и сигналить машина с женихом должна по-особому, и перевёрнутое ведро в лифте не просто так стоит, и отпечатки напомаженных губ невесты надо суметь на зеркале отличить от остальных, и каждую ступеньку на лестнице оплатить…

Фольклорные жанры в городе — тоже специфические. Ну, про жестокий романс все не только знают — сами певали. Анекдотом тоже нынче никого не удивишь — в каждом переходе продают. А вот девичьи и дембельские альбомы, магические письма, устные рассказы (в основном о соседях) — об этом пока мало что написано. Книга с успехом заполняет и это белое пятно.

Наконец, новации, идущие от массовой культуры. Например, тексты теле- и заборной рекламы, которыми некоторые наши дети иногда только и разговаривают. Или фразы из “культовых” фильмов и сериалов. Не зная, откуда всё это берётся и что означает, бывает, и не поймёшь сказанного…

В общем, очень полезная книга. И вполне серьёзная: шутить-то мы все умеем, а вот всерьёз анализировать эту специфическую сферу нашей жизни — увы! Тут-то и пришли на помощь учёные из разных городов России. Что, в общем, и обеспечило книге необходимую степень объективности и представительности.

Надо сказать ещё, что издание это возникло не на пустом месте: в течение нескольких лет в РГГУ работает специальный семинар по так называемому постфольклору. Его материалы и легли в основу книги.

И ещё важно: получилось в результате актуальное и увлекательное чтиво. Честное слово, лучше Марининой. Что тоже немаловажно.

Ю.БОРИСОВ
Рейтинг@Mail.ru