Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Великий Генрих: Сапгир и о Сапгире / Составитель Т.Г. Михайловская. М.: РГГУ, 2003. 370 с. |
Имя, звучащее как волшебное слово: Сапгир, хорошо знакомо детям. Ведь это он написал «Принцессу и людоеда», стихи об умном кролике и весёлом изобретателе бутерброда, «Лошарика» и «Паровозик из Ромашково»… Однако до сих пор не все знают, что Генрих Сапгир был, кроме этого, — и в самую первую очередь — замечательным поэтом, соединившим в себе блестящего экспериментатора и тонкого стилизатора классической поэзии, тончайшего лирика и мастера иронической поэзии. В последние годы его “взрослые” книги выходят в свет одна за другой в самых известных издательствах — так, вслед за «АСТ» и «НЛО» его однотомник в «Библиотеке поэта» вскоре выпустит петербургский «Академический проект», готовится большой том стихов в издательстве «Время»; вслед за двумя первыми томами четырёхтомника, вышедшими в международном издательстве «Третья волна», готовит собрание сочинений поэта то же «Время».
Издательский центр РГГУ отметил 75-летний юбилей Сапгира, выпустив в свет книгу с вызывающим названием «Великий Генрих» — сборник публикаций, статей и мемуаров. Открывают её, как и положено, неопубликованные произведения: последняя детская книга Сапгира «Звёздная карусель», прозаические «Итальянские заметки», написанные с настоящим блеском, последние стихи, ранняя поэма-игра (с читателем) «Быть может» и прекрасные переводы из Уильяма Блейка. Можно сказать, Сапгир представлен в публикационной части книги во всём блеске и разнообразии своего таланта.
Поэтому следующие разделы книги открываешь с волнением и тревогой: каково друзьям и современникам удержаться на такой поистине стратосферной высоте?! Тем не менее в качестве дополнения и комментария к сочинениям поэта двести оставшихся страниц оказываются вполне пригодными.
Во втором разделе просто филологи, филологи-поэты и поэты-филологи пытаются осмыслить особенности творчества недавно ушедшего мастера, наиболее значительные вещи, написанные им: ставшую классикой отечественного андеграунда книгу стихов «Московские мифы», созданные в 1960-е годы переложения «Псалмов», позднюю поэму «Строфилус». Делать это по горячим следам не так-то просто, поэтому кое-где толкователи неизбежно сбиваются на публицистический тон. Но это, мне кажется, вполне компенсируется той любовью к поэту, с которой написаны литературоведческие заметки, вошедшие в книгу.
Ещё ощутимее восхищение мудрецом и весельчаком Генрихом становится в третьей части книги, мемуарной. Среди её авторов — известные писатели Всеволод Некрасов и Георгий Балл, художники В.Пивоваров (с которым вместе Сапгир выпустил свои лучшие книги для детей), В.Кропивницкая и О.Рабин, критик О.Дарк… Наконец, завершает первую книгу “о Сапгире” солидная (хотя и заведомо неполная) библиография его сочинений и исследовательских работ — необходимое подспорье для тех, кто уже начал или только собирается изучать художественное наследие этого разностороннего художника.