Архив
Литературная карта России
Музей Л.Н. Андреева в Орле
В отцовском доме на 2-й Пушкарной улице, сохранившемся до наших дней (ныне музей писателя), Леонид Андреев прожил семнадцать лет — с 1874 по 1891 год.
Многое помнят стены этого дома. Помнят, как мальчик облазил его весь в поисках того, что взрослые называют одним словом — “мусор”, как, устроившись на крыше, читал книги Майн Рида и Жюля Верна и мечтал о дальних путешествиях, как после посещения театра разыгрывал целые спектакли перед своими сверстниками. В этом доме мать, Анастасия Николаевна, помогала сыну делать первые рисунки, научила фантазировать и приучила его к сознательному творчеству.
В 1882 году Леонид пойдёт в первый класс гимназии, а потом, став постарше, измученный неразрешимыми “загадками бытия”, будет искать ответы у Шопенгауэра, Льва Толстого…
В дома на 2-й Пушкарной родились братья и сёстры Андреева, здесь он пережил скоропостижную смерть отца, приняв от него груз забот о большой семье. Отсюда уедет он в 1891 году в далёкий Петербургский университет поступать на юридический факультет.
Годы, проведённые в Орле, определили дальнейшую судьбу Леонида Андреева. Он всегда с особой нежностью вспоминал родной город, сравнивая финскую весну с весной орловской, итальянский пейзаж с родными полями, вечер в Кампаньи вдруг напоминал тихий и тёплый вечер в Орле, и он снова ощущал себя восемнадцатилетним гимназистом. “В отношении детства, молодости и той прежней России, — писал Андреев в дневнике в 1919 году, — моё воображение остро и сильно”.
Хорошо знавшие Леонида Андреева Горький, Серафимович, Телешов, Чуковский, Зайцев отмечали: став известным писателем, он и во внешности, и в привычках, и в манере держаться оставался “буйным орловцем”; даже когда писал образы-символы, в них чувствовалось нечто глубинно-русское.
Орловский период сыграл свою роль и в формировании феномена Леонида Андреева как писателя XX века, стоявшего у истоков многих новых явлений, развившихся в русском и зарубежном искусстве. Оригинальность и невозможность включить его произведения в готовые схемы, бунтарство его гибнущих, но не смирившихся героев, непримиримость идейно-философских разноречий, “проклятые вопросы” о цели и смысле человеческого существования, о роковых тайнах жизни и смерти, попытка заглянуть за недозволенную черту, бросить вызов не только дьяволу, но и Богу — всё это предельно точно отражает личность самого писателя, “пушкаря”, со всей его непокорностью, жаждой истины, свободой самовыражения, сумевшего сказать: “Горька бывает порой — очень горька — участь русского писателя. Но великое счастье — быть им”.
Экспозиция музея посвящена детским и юношеским годам писателя. На основе типологической мебели (с использованием личных вещей Андреевых более позднего времени) воссоздан интерьер жилого дома 1870–1880-х годов. Сохранилась лишь единственная вещь Андреевых из орловского дома — рояль фирмы «Эрнст Капс» (Германия. Дрезден. 1870-е годы).
Документальных свидетельств о подлинных интерьерах орловского дома не существует, в художественном же творчестве Андреева описания внутренней обстановки носят расплывчатый и необязательный характер. Но тем не менее некоторые художественные детали позволили если не воссоздать, то приблизить дух, атмосферу, существовавшую в доме при жизни Андреевых.
Законы жилого дома диктуют и формы музейной работы. Традиционно в музее отмечаются народные праздники — Пасха, Рождество, Масленица. Наверное, надолго запомнится маленьким “пушкарям”, как по вечерам и в воскресные дни делали они в Доме Андреева ёлочные игрушки, как наряжали ёлку, инсценировали рождественский рассказ «Ангелочек», как колядовали, как развешивали на дереве у парадного входа испечённых “жаворонков”.
В музее рады видеть всех: и детей, которым нравится рисовать в Доме Андреева, и студентов, репетирующих прямо в гостиной сцены из пьесы «Младость», и гостей Орла, приходящих (если не в первый раз) поделиться своими ощущениями от только что увиденной работы Андреева-художника «Один оглянулся», предоставленной для экспонирования Пушкинским Домом (ИРЛИ), или от выставки цветных фотографий писателя, экспонируемых в Выставочном центре, или вместе поразмышлять над «Розой мира» Даниила Андреева, сына писателя.
Уважаемые гости в музее — дарители, благодаря которым и осуществилась возможность создать экспозицию. Не случайно традиционными становятся августовские — в день рождения писателя — праздники дарителей: и неважно, что ты подарил — вышитое полотенце, чайный поднос XIX века или маленькое сердечко, вылепленное из глины детской рукой…
Есть в Андреевском доме удивительная
притягательность: тот, кто один раз попал в музей
(пусть и случайно), непременно приходит снова. В
Доме Андреева жители Пушкарных рассказывали о
своих предках, ставших прообразами андреевских
героев; болгарские актёры драматического театра
имени
А.Страшимирова из Разграда делились своими
размышлениями о драматургии Андреева, о жизни
его пьес на болгарских сценах; учёные-англисты,
собравшиеся в Орле на конференцию, посвящённую
200-летию поэта Шелли, вели разговор о связях
Андреева с англоязычной литературой; в канун
премьер спектаклей по пьесам Андреева «Василиса
Петровна», «Кающийся», «Реквием», «Попугай»
посетили музей актёры Орловского
государственного академического театра имени
И.С. Тургенева и муниципального театра
«Русский стиль»…
В книге почётных посетителей Дома-музея внуки писателя Бориса Зайцева — Михаил и Пётр Соллогуб — написали: “Мы верим в возрождение русских духовных и культурных ценностей, и Дом-музей Андреева, и Орёл — значительные вехи на этом светлом пути”.
О.В. ВОЛОГИНА
Адрес музея: 302001 г. Орёл, ул. 2-я Пушкарная, 41.
Тел. (0862) 2-76-48-24
Музей работает ежедневно, кроме пятницы, с 10 до 17 часов.