Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
В.ПЕТРУХИН,
г. Дубна,
Тульская обл.
Урок литературы в 7-м классе
Анализ второй главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Цели
- Образовательная: проанализировать содержание второй главы.
- Воспитательная: продолжить работу над формированием думающего читателя, воспитывать у учащихся умение работать в группах.
- Развивающая: развивать монологическую речь, творческие способности учащихся.
Класс делится на две команды, выбирает себе капитана.
I тур
Годы учения.
На доске записано лексическое значение слова “бурса” (бурса — духовное училище с общежитием).
Задание: перед вами отрывки из книги Николая Герасимовича Помяловского «Очерки бурсы». Прочитайте данные вам отрывки, попытайтесь представить себе жизнь в бурсе. Расскажите о жизни бурсаков.
Материал (шесть карточек — при каждой команде). Значения непонятных слов учащиеся могут выяснить в словаре.
№ 1. Когда к инспектору привели Фортунку, и он в лице его увидел совершенного ребёнка, в котором и сечь-то нечего, тогда инспектор помиловал его…
Но бегство было одним из сильнейших преступлений бурсы.
№ 2. “Дальше дроби — это что такое?” — сказал он. Понял он и дроби… Всё это было пройдено им в три приёма. Значит, когда захочет человек учиться, то можно обойтись и без розги.
№ 3. Главное свойство в педагогической системе в бурсе — это долбня, долбня ужасающая и мертвящая.
№ 4. Бурсацкая религиозность своеобычна. В бурсе всегда смесь дикого фанатизма с полною личною апатией к делу веры.
№ 5. Справа свистнули лозы, слева свистнули лозы; кровь брызнула на теле несчастного, и страшным воем огласил он бурсу. С правой стороны опоясалось тело двадцатью пятью ударами лоз, с левой столькими же…
№ 6. Начальство изобрело целую бурсацию — бюрократическую систему. Оно отдало одних товарищей под власть другим, желая внести в среду их междоусобие.
II тур
В течение пяти минут найдите и выпишите из второй главы всё, что касается сыновей Тараса Бульбы:
— как они учились;
— как жили;
— черты характера.
1-я команда — Остап; 2-я команда — Андрий.
III тур
Конкурс капитанов.
Выполнить задания, указанные в карточках.
№ 1. Объясните значение слов: воевода, диадема, кафтан, засада.
Придумайте по одному предложению с каждым словом.
№ 2. Объясните значение слов: люлька, костёл, гопак, кожух.
Придумайте по одному предложению с каждым словом.
IV тур
Подготовьте подробный пересказ.
1. Встреча Андрия с дочерью воеводы.
2. Пейзаж: “Степь. Чем дальше, тем становилась прекраснее…”
V тур
Дать отзыв об ответе, данном соперниками.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание. Прочитать 3-ю и 4-ю главы повести, записать в тетрадь 7–8 вопросов к прочитанным главам.