Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2004

Я иду на урок

Анализ второй главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Я ИДУ НА УРОК

В.ПЕТРУХИН,
г. Дубна,
Тульская обл.


Урок литературы в 7-м классе

Анализ второй главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели

  • Образовательная: проанализировать содержание второй главы.
  • Воспитательная: продолжить работу над формированием думающего читателя, воспитывать у учащихся умение работать в группах.
  • Развивающая: развивать монологическую речь, творческие способности учащихся.

Класс делится на две команды, выбирает себе капитана.

I тур

Годы учения.

На доске записано лексическое значение слова “бурса” (бурса — духовное училище с общежитием).

Задание: перед вами отрывки из книги Николая Герасимовича Помяловского «Очерки бурсы». Прочитайте данные вам отрывки, попытайтесь представить себе жизнь в бурсе. Расскажите о жизни бурсаков.

Материал (шесть карточек — при каждой команде). Значения непонятных слов учащиеся могут выяснить в словаре.

№ 1. Когда к инспектору привели Фортунку, и он в лице его увидел совершенного ребёнка, в котором и сечь-то нечего, тогда инспектор помиловал его…

Но бегство было одним из сильнейших преступлений бурсы.

№ 2. “Дальше дроби — это что такое?” — сказал он. Понял он и дроби… Всё это было пройдено им в три приёма. Значит, когда захочет человек учиться, то можно обойтись и без розги.

№ 3. Главное свойство в педагогической системе в бурсе — это долбня, долбня ужасающая и мертвящая.

№ 4. Бурсацкая религиозность своеобычна. В бурсе всегда смесь дикого фанатизма с полною личною апатией к делу веры.

№ 5. Справа свистнули лозы, слева свистнули лозы; кровь брызнула на теле несчастного, и страшным воем огласил он бурсу. С правой стороны опоясалось тело двадцатью пятью ударами лоз, с левой столькими же…

№ 6. Начальство изобрело целую бурсацию — бюрократическую систему. Оно отдало одних товарищей под власть другим, желая внести в среду их междоусобие.

II тур

В течение пяти минут найдите и выпишите из второй главы всё, что касается сыновей Тараса Бульбы:

— как они учились;

— как жили;

— черты характера.

1-я команда — Остап; 2-я команда — Андрий.

III тур

Конкурс капитанов.

Выполнить задания, указанные в карточках.

№ 1. Объясните значение слов: воевода, диадема, кафтан, засада.

Придумайте по одному предложению с каждым словом.

№ 2. Объясните значение слов: люлька, костёл, гопак, кожух.

Придумайте по одному предложению с каждым словом.

IV тур

Подготовьте подробный пересказ.

1. Встреча Андрия с дочерью воеводы.

2. Пейзаж: “Степь. Чем дальше, тем становилась прекраснее…”

V тур

Дать отзыв об ответе, данном соперниками.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Прочитать 3-ю и 4-ю главы повести, записать в тетрадь 7–8 вопросов к прочитанным главам.

Рейтинг@Mail.ru