Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: 20-е годы ХХ века: Антология / Составитель Г.А. Белая. М.: РГГУ, 2003. 720 с. |
Что ни говори, а антологии — полезная вещь: не нужно идти в библиотеку, рыскать по книжным полкам дома, поднимать конспекты и выписки студенческой поры…. А тут — вот оно всё, в одной книжечке, да и по полочкам разложено.
В нашем случае антология ещё нужнее потому, что многие источники, из которых взяты статьи и их фрагменты, действительно очень трудно доступны. В этом смысле вышедший два года назад первый выпуск масштабной антологии русской эстетической мысли первых советских лет (Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры. М.: РГГУ, 2001) был не столь дефицитен: в нём представлялось не везде и не целиком изъятая с полок марксистская эстетика — хотя тоже основательно подзабытая за советские годы. А здесь слово в основном предоставлено оппонентам коммунистов, многие из которых и сами-то плохо кончили, не говоря уже об их сгноённых и сожжённых, пущенных на рубероид книгах.
Составитель тома Галина Андреевна Белая взяла на себя тяжёлый, но благодарный труд: широко и с достаточной полнотой представить современному читателю русскую эстетическую мысль начала ХХ века. На страницах двух уже вышедших книг (а готовится ещё и третья) представлены философы и литературоведы, поэты и художники, искусствоведы и критики, художники и режиссёры. На семи с лишним сотнях страниц полностью и в отрывках приведено более восьмидесяти работ разных авторов: от Блока и Бахтина до Богданова и Поспелова.
Здесь есть всё: страстная рефлексия художников, оказавшихся один на один со страшным новым миром и пытающихся хоть как-то понять и оправдать его и настойчивые попытки во что бы то ни стало поставить и решить заведомо невыполнимые задачи создания новой культуры на абсолютно пустом месте; сомнения старой интеллигенции, желающей быть всегда вместе со своим народом, и отчаянные построения представителей нового искусства, любой ценой готовых расчистить себе дорогу…
Каждый из пяти основных разделов книги предварён статьёй известных учёных, специалистов в области эстетики и литературы: это и сама Г.Белая, и Е.Трубецкова, и В.Тюпа, и В.Конев, и И.Шайтанов. Они многое объясняют в предваряемых их статьями подборках материалов по конкретным проблемам — и это тоже очень важно.
Особенно важно, что у нас наконец появилась в полном смысле слова объективная (если хотите, внепартийная) антология по истории эстетических идей первой трети ХХ века — самой, наверное, яркой эпохи в русской теории искусства, — позволяющая увидеть страстную борьбу этих идей и так — глубже понять то искусство, которое они объясняли.
Странно только, что в этой книге нет указателей — ни именного, ни, особенно, тематического: существеннейший недостаток для полезнейшего и необходимого многим сборника.