Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2004

Я иду на урок

Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Я ИДУ НА УРОКСмерть графа Безухова. С рисунка М.С. Башилова. 1866 г.

Елена АРТАМОНОВА


Урок литературы в 10-м классе
по первой части первого тома
романа «Война и мир»

Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

 I. Учитель предлагает ученикам записать ассоциации, возникающие, когда они слышат слово “семья”.

II. Чтение ответов детьми.

III. Беседа с классом.

Как образовано слово “семья”? (Семь — я.)

Семь кого? (Личностей.)

Почему же слово пишется слитно? (Есть общность.)

IV. Класс разделяется на группы:

Семья Ростовых.

Семья Болконских.

Семья Безуховых.

Семья Курагиных.

Задача каждой группы представить семью по следующему плану:

  • Состав семьи.
  • Взаимоотношения в семье.
  • Семейный уклад.
  • Взгляды на воспитание детей, отношение к детям.

V. Обсуждение в группах, ответы (желательно, чтобы отвечал каждый член группы).

VI. Группы задают друг другу вопросы, дополняют ответы, если есть необходимость.

VII. Работа с наборными полотнами, каждая группа набирает номера только тех вариантов ответов, в которых речь идёт о представленной семье.

1. В этой семье детей считают обузой.

2. В доме установлен строгий порядок.

3. Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.

4. Члена этой семьи воспринимают в обществе как опасного чудака.

5. Член этой семьи ведёт крайне беспутный образ жизни.

6. Отец держит дочь “в ежовых рукавицах”.

7. В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.

8. Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.

9. Отец называет сыновей дураками.

10. Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей.

11. Отец в силу обстоятельств ни разу не поговорил с сыном.

12. Член этой семьи собирается уйти на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.

13. Отец очень сухо прощается с сыном, несмотря на то, что, может быть, навсегда.

Ответы групп:

Ростовы — 3, 7, 8, 10.

Безуховы — 4, 11.

Курагины — 1, 5, 9.

Болконские — 2, 6, 12, 13.

Подведение итогов. Ответ (письменно) на вопрос: “Что же такое «идеальная семья» по Толстому?” Ответы зачитываются, обсуждаются. Вспоминаем ответы в начале урока об ассоциациях, связанных со словом “семья”.

Учитель. А какие ещё объединения людей называют “семьёй”? (Рабочие, классные коллективы и т.д.) Можно ли наш класс назвать “семьёй”? Если нет, то чего нам не хватает во взаимоотношениях?

Оценивание работы групп, домашнее задание.

Рейтинг@Mail.ru