Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Елена АРТАМОНОВА
Урок литературы в 10-м классе
по первой части первого тома
романа «Война и мир»
Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
I. Учитель предлагает ученикам записать ассоциации, возникающие, когда они слышат слово “семья”.
II. Чтение ответов детьми.
III. Беседа с классом.
Как образовано слово “семья”? (Семь — я.)
Семь кого? (Личностей.)
Почему же слово пишется слитно? (Есть общность.)
IV. Класс разделяется на группы:
Семья Ростовых.
Семья Болконских.
Семья Безуховых.
Семья Курагиных.
Задача каждой группы представить семью по следующему плану:
- Состав семьи.
- Взаимоотношения в семье.
- Семейный уклад.
- Взгляды на воспитание детей, отношение к детям.
V. Обсуждение в группах, ответы (желательно, чтобы отвечал каждый член группы).
VI. Группы задают друг другу вопросы, дополняют ответы, если есть необходимость.
VII. Работа с наборными полотнами, каждая группа набирает номера только тех вариантов ответов, в которых речь идёт о представленной семье.
1. В этой семье детей считают обузой.
2. В доме установлен строгий порядок.
3. Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.
4. Члена этой семьи воспринимают в обществе как опасного чудака.
5. Член этой семьи ведёт крайне беспутный образ жизни.
6. Отец держит дочь “в ежовых рукавицах”.
7. В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.
8. Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.
9. Отец называет сыновей дураками.
10. Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей.
11. Отец в силу обстоятельств ни разу не поговорил с сыном.
12. Член этой семьи собирается уйти на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.
13. Отец очень сухо прощается с сыном, несмотря на то, что, может быть, навсегда.
Ответы групп:
Ростовы — 3, 7, 8, 10.
Безуховы — 4, 11.
Курагины — 1, 5, 9.
Болконские — 2, 6, 12, 13.
Подведение итогов. Ответ (письменно) на вопрос: “Что же такое «идеальная семья» по Толстому?” Ответы зачитываются, обсуждаются. Вспоминаем ответы в начале урока об ассоциациях, связанных со словом “семья”.
Учитель. А какие ещё объединения людей называют “семьёй”? (Рабочие, классные коллективы и т.д.) Можно ли наш класс назвать “семьёй”? Если нет, то чего нам не хватает во взаимоотношениях?
Оценивание работы групп, домашнее задание.