Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2004

Я иду на урок

Анна Ахматова «Реквием»

Я ИДУ НА УРОК

Г.А. ТИХОНОВА,
с. Новинка,
Володарский р-н,
Астраханская обл.


Урок в 11-м классе

Анна Ахматова «Реквием»

Уважаемая редакция!

Посылаю вам урок по поэме А.Ахматовой «Реквием». Проводила я его в очень слабом классе (классе коррекции, как их тогда называли). Возможно, некоторые места покажутся вам примитивными, но творчески работающие учителя знают, как использовать этот план. Я была несколько раз как эксперт на уроках по этой поэме и считаю, что мой урок при всём его несовершенстве имеет свои плюсы, так как здесь учащиеся работают с текстом поэмы, понимают её идею, раскрывают образ лирической героини, а не повторяют общие фразы из учебника.

На бумаге урок, конечно, теряет многое, но “вживую” он проходит интересно. Думаю, если вы его напечатаете, немало учителей, особенно из сельских школ, где нет одарённых детей, где основная масса не хочет ничего читать, а больше озабочена материальными проблемами, возьмут его за основу при подготовке к своему уроку по поэме.

Оборудование

  1. Грампластинка. В.А. Моцарт. «Реквием».
  2. Репродукция картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
  3. Плакат с цитатой: “И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих” («Откровение Иоанна Богослова»).
  4. Карточки № 1 и № 2.

Карточка № 1.

Впишите эпитеты:

  • скрежет (какой?)
  • шаги (какие?)
  • столица (какая?)
  • двух лет (каких?)

Отметьте сравнения:

  1. Там встречались…
  2. Словно…
  3. Словно…

Карточка № 2

  • Лица (что делают?)
  • Веки
  • Щёки
  • Волосы
  • Выражение лица (улыбка, смех)

Ход урока

В начале урока звучит «Реквием» Моцарта.

Учитель. Прежде чем начать работать над поэмой, выясним, что значит слово “реквием”.

(Сообщение ученицы о значении слова.)

Учитель. Итак, реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.

Прочитаем «Вместо предисловия». Какой биографический факт положила А.Ахматова в основу своей поэмы?

(Ответ учащихся.)

Учитель. Перечитаем «Посвящение». Отметьте строчки, передающие меру материнского горя. Сравните эти строки со словами из «Откровения Иоанна Богослова» из «Апокалипсиса».

(Ответ учащихся.)

 Почему, как вы думаете, в поэме Ахматова использует апокалиптическую картину?

Когда-то Пушкин, обращаясь к декабристам, писал:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина, закавычив слова “каторжные норы”?

(Поэтесса намеренно вызывает у нас ассоциации с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о “смертельной тоске”.)

А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?

(Говоря о личном, она становится как бы голосом всех страдающих матерей.)

Возьмите карточки № 1, впишите туда найденные в этой части эпитеты, сравнения. Какое настроение они создают?

Какой вывод можно сделать, кому же посвящает Ахматова свою поэму?

(Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и душевных сил и жили лишь надеждой. Их лирическая героиня не отделяет себя от них.)

А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово — Родина.

(Сообщения учащихся.)

Учитель. А какая Родина изображена у Ахматовой? (Читаем «Вступление».)

(Родина — живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами “чёрных марусь”.)

Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?

Вывод. Вступление — это фон, на котором будут разворачиваться события, в нём изображено время действия.

(Читаем первую часть.)

Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

(На выносе, дети плакали, свеча оплыла, смертный пот на челе.)

Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой жёнки? Что вы помните о стрельцах?

(Сообщения учащихся о казни стрельцов с опорой на картину В.Сурикова.)

Вывод. Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

(Читаем вторую и третью части.)

Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?

(Читаем четвёртую часть.)

К кому обращены слова четвёртой части? Что же происходит с героиней?

(Она на грани безумия, происходит раздвоение личности.)

Конечно, Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймём это хоть в некоторой степени, познакомившись с воспоминаниями Н.А. Заболоцкого. Он тоже был репрессирован.

(Послушаем отрывок из воспоминаний («Литература». Приложение к газете «Первое сентября». 1994. № 5–6.)).

(Читаем пятую часть.)

Выделите глаголы. Что обозначает глагол как часть речи? Что помогает поэту выразить такое обилие глаголов?

Много ли глаголов в конце этой части? Сделайте вывод.

(Лирическая героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтоб узнать о судьбе родного человека, но потом ею овладевает отчаяние, нет больше сил бороться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Мать находится на грани безумия, и из её уст льются тихие строчки колыбельной сыну.)

(Читаем шестую часть.)

Перечитаем седьмую–девятую части поэмы. А теперь запишите начало предложения: “Когда я читаю седьмую–девятую части «Реквиема»…” Опишите свои впечатления, мысли о прочитанном.

(…Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять её в любом виде. У неё нет больше сил сопротивляться безумию.)

Прочтите название десятой главы. С чем оно связано?

(Читаем десятую часть.)

Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?

Одинаковы ли страдания матерей? А сыновей?

Какую мысль позволяют выразить образы страдающих Христа и Богоматери? (Освящают страдания.)

Возьмите карточки № 2. Перечитайте первую часть «Эпилога» и нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный здесь.

Это конкретный портрет или обобщённый?

Альбрехт Дюрер. «Апокалипсис. Сошествие во ад».Вывод. Да, Ахматова говорит от имени всех, к чьим страданиям были глухи там, за тюремными стенами.

Хотелось бы всех поимённо назвать,
Да отняли список, и негде узнать, —

говорит Ахматова. Но она помнит всех и говорит от имени всех.

Поэма, посвящённая безвинно погибшим, рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма наполняется звуками. Какие звуки мы слышим?

(Громыхание, хлопанье, вой.)

Эти звуки, как колокольный звон, венчают поэму и резко обрываются в заключительных строчках, где возникает мотив временной отдалённости: страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет вечным символом скорби всех страдающих русских женщин.

А теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?

Обобщение. Материал для заключительного слова можно взять из газеты «Литература». 2000. № 10.

Рейтинг@Mail.ru