Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2004

Я иду на урок

Александр Блок. «На поле Куликовом»: опыт осмысления

Я ИДУ НА УРОККуликово поле. Фото О.Ерёминой

Ольга ЕРЁМИНА


Александр Блок.

«На поле Куликовом»:
опыт осмысления

Стихотворный цикл Александра Блока «На поле Куликовом» традиционно включается в школьные программы 11-го класса. Издание программы под редакцией В.Я. Коровиной от 2002 года предлагает включить цикл «На поле Куликовом» в курс 8-го класса и раскрыть историческую тему в этом стихотворном цикле, показать её современное звучание и смысл. Современный подход к литературному образованию даёт возможность учителю самостоятельно принять решение, когда будет изучаться этот цикл. При этом важно учесть обращение не только к историческому событию, связанному с Куликовым полем, но и к произведениям древнерусской литературы, посвящённым великой битве: только в этом случае станет понятна символика Блока, явственным станет современное звучание цикла.

Мы представляем разработки уроков, посвящённых циклу «На поле Куликовом». Надеемся, что учителя творчески используют и разовьют предложенные идеи.

Урок 1

А.А. Блок как выдающийся русский поэт-символист.
«Россия»: образ Родины как символ веры в будущее.
Стихотворный цикл «На поле Куликовом».

I. А.А. Блок как выдающийся русский поэт-символист.

Слово учителя1.

Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, время коренного изменения жизни. Такой была недавняя граница XX и XXI веков, такой более ста лет назад была граница XIX и XX веков. Тогда, перед началом XX века, Александру Блоку двадцать лет.

С пяти лет он начал “сочинять”, позже — “издавал” в одном экземпляре рукописные журналы, пробуя свои силы в разных жанрах литературы и журналистики — от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Близкие, особенно мать, поддерживали его в литературных начинаниях.

После окончания гимназии, в течение последних лет девятнадцатого столетия, Блок вновь проживает русскую поэзию – от Жуковского до Фета. Ему дороги Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Полонский. Он проникается романтическими мотивами, образами русской поэзии. Эти годы он ощущает как время «Перед рассветом»; поэта волнуют смутные надежды, поиски Идеала, “неведомого Бога”. В “предрассветных сумерках” Блок пытается ощутить духовные основы жизни, предчувствует преображение мира. Но своё творчество Блок хранит в глубокой тайне, как нечто сокровенное.

В ожидании невиданных грядущих перемен Блок испытывает особые состояния души, ощущает сопричастность таинствам мира. Он изучает философию Платона и проникается идеей “двоемирия”, сосуществования двух миров – реального и идеального.

В 1901 году Блок знакомится с творчеством выдающегося философа и поэта Владимира Соловьёва. Идеи Соловьёва имели огромное влияние на русскую интеллигенцию начала века. Под влиянием Соловьёва Блок верит, что воплощение Идеала в земной действительности возможно. Идеальный и реальный мир соприкасаются, причём то, что происходит здесь, на земле, — только отзвук великих событий и явлений, которые невозможно увидеть земными глазами человека: их возможно лишь почувствовать, ощутить. Слыша о битвах земных, Блок пытался проникнуть сознанием в незримое. Эта двойственность восприятия стала одной из основ символистской поэзии Блока.

Поэт связывает земное преображение с явлением на землю Вечной Женственности, Таинственной Девы, которая воплощает в себе идеал:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Она, Прекрасная Дама — главный символ его ранней лирики.

Нарастание событий первой русской революции усиливает социальную чуткость Блока. Он видит, что реальный мир остался неизменным, непреображённым, чуждым Идеалу. Реальность врывается в стихи Блока, мистицизм сливается с повседневностью, и единый образ Вечной Женственности распадается на разнородные женские лики. Самое знаменитое стихотворение этого периода – «Незнакомка». Блок становится одним из самых известных и любимых русских поэтов, самым ярким представителем русского символизма.

Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х годов, сосредоточенное в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств и ощущений посредством символа. Стремясь проникнуть сквозь видимую реальность мира и узреть его идеальную сущность, символисты выразили неприятие буржуазных ценностей, тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие вековым духовно-культурным ценностям.

Символизм особенно выразительно проявился в поэзии и живописи. Символизм в российской живописи — это работы М.К. Чюрлёниса, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова.

(Покажем ученикам репродукции работ этих художников.)

Годы после революции 1905–1907 годов Блок ощущает как годы безвременья. Поэт переживает тяжёлый душевный кризис. Постепенно из-под спуда сомнений и горького переживания несбывшихся надежд на преображение мира пробивается та живительная струя, которая станет главной в творчестве Блока: выход из тупика безвременья связывается в сознании Блока с образом Родины, России. Трагические события он воспринимает не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, суждённого ему и его Родине. Образ России становится символом веры в будущее. Личная судьба поэта тесно связана с судьбой страны. Поэт должен пережить и познать всё то, что суждено пережить России. В октябре 1908 года Блок пишет стихотворение «Россия».

II. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее.

Учитель читает стихотворение «Россия». Будем очень внимательны к восприятию учеников. Возможно, потребуется прочитать стихотворение ещё раз. Важно, чтобы школьники ощутили завораживающую мелодию стиха, необычную образность. Предложим ученикам пять минут подумать над содержанием стихотворения: как вы поняли его смысл? Слушаем ответы.

Работаем с текстом стихотворения очень бережно, чтобы резким анализом не разрушить ощущения причастности к тайне.

Отмечаем слово “опять”: “Опять, как в годы золотые…” Что оно означает? Всё это уже было давно — и вновь повторяется.

Шлея — 1. Часть сбруи, ремень, прикреплённый двумя концами к хомуту и проходящий по бокам и спине лошади. 2. В парной упряжи: широкие лямки, заменяющие хомут.

— Почему шлеи стёртые?

— Какое впечатление оставляет аллитерация в строке: “…Три стёртых треплются шлеи…”?

— Что противопоставляет Блок словосочетаниями “спицы расписные” — “расхлябанные колеи”?

— Найдите эпитеты во второй строфе. С какими известными вам стихотворениями Есенина перекликается эта строфа?

— Как вы понимаете выражение “песни ветровые”? Вспомните стихотворение А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край…».

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Вспомним стихотворение С.Есенина «Топи да болота…».

Слухают ракиты
Посвист ветряной…

Образ Руси в стихотворениях русских поэтов соединяется с образом ветра. Такой образ мы называем архетипическим (архетип — первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики).

— Как вы понимаете фразу: “И крест свой бережно несу”?

Крест — символ страдания одного человека за всех.

— Какой образ России рисует автор в 3–5-й строфах?

Блок создаёт новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить “разбойную красу” России. Выражение “прекрасные черты” напоминает нам об образе Прекрасной Девы, которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России.

— Чем отличается от предыдущих последняя строфа?

— Какие антитезы вы видите в последней строфе?

“Даль дорожная” — нечто бесконечно долгое: даль соединяется с понятием времени и противопоставляется “мгновенному взору”. “Глухая песня ямщика” — “звенит”! “Звенит тоской острожной”: за этой строкой — образ цепей, которыми скованы узники острога.

— Какие ещё образы вы могли бы назвать архетипическими?

Для России архетипичны образы дороги и скачущей по ней тройки.

— Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Какое впечатление оставляет использование этого литературного приёма?

— Какое слово дважды повторяется в стихотворении? С какими эпитетами? Как вы думаете, почему Блок повторяет это слово?

“Песни ветровые” — “глухая песня ямщика”.

Обратим внимание на размер и рифмы. Четырёхстопный ямб не производит впечатления жёсткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создаёт ощущение мелодичности и гармонии.

— Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Просим одного-двух учеников прочитать это стихотворение, передавая интонациями свои ощущения. Дома ученики выучат его наизусть.

III. Стихотворный цикл «На поле Куликовом».

— Как вы понимаете слово “цикл”? Что такое, по-вашему, стихотворный цикл?

Стихотворный цикл — несколько стихотворений, объединённых одной темой. Ему присуща определённая смысловая завершённость.

Читаем стихотворный цикл «На поле Куликовом». Варианты работы: ученики читают цикл самостоятельно; цикл читает вслух учитель или заранее подготовленный ученик. Предложим ученикам дома подумать над смыслом этого цикла.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А. Блока «Россия».

Индивидуальное задание. Нарисовать или подобрать иллюстрации (как живописные, так и музыкальные) к стихотворению «Россия».

Урок 2

Стихотворный цикл «На поле Куликовом».
Основные образы цикла, их связь с образами «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище».

I. Проверка домашнего задания.

Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Россия». Знакомимся с живописными и музыкальными иллюстрациями, подобранными учениками к стихотворению.

II. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Основные образы цикла, их связь с образами «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище».

Предложим ученикам высказать свои мнения о цикле «На поле Куликовом». Глубокое понимание стихов цикла возможно в контексте всей поэзии Блока, поэтому в основном обратим внимание на повторяющиеся образы и мотивы, сопоставив их с мотивами стихотворения «Родина»: это образы реки, степи — поля, долгого пути — долгой дороги, тоски безбрежной, вековой — тоски острожной, мотив повторения роковых событий: “Опять с вековою тоскою…”, “Опять над полем Куликовым…” — “Опять, как в годы золотые…”; мотив страдания: “До боли // Нам ясен долгий путь!” — “…И крест свой бережно несу…”.

Выделим мотивы и образы, свойственные именно этому циклу.

Особого внимания требует образ мглы – “ночной и зарубежной”, “И мглою бед неотразимых…” (Вл. Соловьёв), “Опять над полем Куликовым // Взошла и расточилась мгла, // И словно облаком суровым, // Грядущий день заволокла”, “за разливающейся мглой”.

Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей, о степных кобылицах, орлем клёкоте, зорях и тумане. Образы цикла создают ощущение достоверности, подлинности, словно автор действительно присутствует на Куликовом поле. Откуда могли возникнуть такие образы?

— Вспомните реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом поле. Что вам известно о нём?

— Какие произведения древнерусской литературы посвящены Куликовской битве?

Если ученики изучали соответствующую тему, они вспомнят «Задонщину» и «Сказание о Мамаевом побоище». Если не изучали, скажем, что этой великой битве посвящено несколько крупных произведений древнерусской литературы, самые известные из которых — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

— Как вы думаете, был ли Блок знаком с текстами этих произведений?

Предложим ученикам найти ответ на вопрос, где учился Блок.

1901 год Блок считал в своей жизни “исключительно важным”. В этом году он перешёл с юридического факультета Петербургского университета на факультет историко-филологический. Обратим внимание учеников на название этого факультета: студенты занимались и историей, и филологией. А с текстами названных произведений Блок был знаком, надо полагать с гимназии. Следовательно, чтобы понять происхождение и смысл этих образов, надо обратиться к текстам «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище».

Предложим ученикам отрывки из этих произведений (раздадим заранее подготовленные ксерокопии). Коллективно или самостоятельно (в зависимости от уровня подготовленности класса) ученики читают предложенные тексты и делают выводы о происхождении ключевых образов стихотворного цикла Блока. Мы цитируем отрывки из статей на древнерусском языке. Учитель может использовать и перевод на современный русский язык. Хорошо, если школьники изучали названные произведения: это поможет им сориентироваться и отыскать образы, которые использовал в своём цикле Блок.

Задонщина2

Уже бо возвеяша силнии в три с моря на усть Дону и Непра, прилляша великиа тучи на Рускую землю, из них выступают кровавыя зори, и в них трепещуть синие молнии. Быти стуку и грому велику на рчьки Непрядв меж Дономъ и Непром, пасти трупу человчью на пол Куликов, пролитися кров на рчькы Непрядв.

Уже бо въскрипли телегы меж Дономъ и Непромъ, идут хинове в Руськую землю <…>

Тогда гуси возгоготаша на рчкы на Мечи, лбди крилы въсплескаша. То ти ни гуси возгоготаша, ни лбди крилы въсплескаша, но поганый Мамай на Рускую землю пришел, а вои своя привел. А уже бды их пасоша птицы крилати, под облакы летають, ворони часто грають, а галицы своею рчью говорять, орлы восклегчють, а волци грозно воють, а лисицы на кости брещут <…>

Что ми шумит, что гримит рано пред зарями? <…>

Уже бо те соколе и кречеты, белозерскыя ястреби борзо за Дон перелтљли и ударилися о многие стада гусиные и лбдиные. То ти нахали рустии сынове на силную рать татарьскую, ударишася копия харалужныя о доспхы татарскыа, възгремли мечи булатныя о шеломы хиновския на пол Куликов на рчки Непрядв.

Сказание о Мамаевом побоище3

Отрывки

Князь же великий Дмитрей Иванович повеле успешно всему войску возитися за Дон, стражее же ускоряют, яко татарове ближают ужасно во ярости, возрадовашася радостию великою, зря своего желанного подвига, его же на Руси вожделеша за многи дни. Приидоша же на место то волци, по вся дни воюще непрестанно, гроза велика. Полком же храбрым сердце утверждается, уже вранове необычно слетошася, не умолкают, галицы своею речью говорят. Орли же мнози усть Дону налетеша, и ту клегчюще, ждуще дни грознаго и богом изволеннаго, в онъ же день имуть стертися множеству трупу человечьчю и крови их пролитися. <…>

Уже нощь приспе светоносного праздника рождества святыя богородица, дни же одложившуся и сияющу, бысть же тогды теплота и тихость в нощи той, и мрачныя росы явишася. Поистинне, нощь не светла неверным, а верным же просвещена есть. И рече Дмитрей Волынець великому князю: “Повем тебе, княже, примету свою искусную, уже бо долго нощи вечерняя заря потухла”. Князь же великий Дмитрей Иванович, поим с собою брата своего князя Володимера и литовские князи едины, и выехаша на поле Куликово, и став посреди обоих полков, и обратися на полк татарской, и слыша стук велик и клич, аки торги снимаются, аки гради зижуще, аки трубы гласяще. И бысть назади их грозно волци воюще велми, по десной же стране ворони кличют. И бысть глас велик птичь: вранове же играют по реце той, аки горы колыбашеся, по реце той по Непрядве гуси и лебеди непрестанно крылы плещуще, необычную грозу подают. И рече Волынец великому князю: “Слышасте ли сиа?” И ркуще ему князь великий: “Слышим, брате, гроза велика”. И рече Волынец: “Призываю, княже, обратитеся на полк русский”. И бысть тихость велика. И рече великому князю: “Что слышасте, господине?” Он же рече: “Ничто же, токмо видехом огневи многи, и зари мнози снимахуся”. Рече же Волынец: “Оставите, княже господине, добра знамениа, призывайте бога, не оскудей верою”. И паки рече: “Аще ми вера есть”. И сниде с коня и пад на десное ухо и приниче на землю и предлежа на долг час и воста и абие пониче. И рече ему князь великий Дмитрей Иванович: “Что есть, брате?” Он же не хотя сказати. Князь же великий много нудив его, он же рече: “Едина ти есть на пользу, а другая не на пользу. Слышах землю плачющюся на двое: едина страна, аки жена некая вдовица, а другая страна, аки некая девица, аки свирель просопе плачевным гласом. Аз же много тех примет пытах, и сего ради надеюся о бозе святем и святых мученик Бориса и Глеба, сродники вашими, аз чаю победы на поганых, а наших много падет”…

Приспе же прездник сентября 8, начало спасениа нашего, рожеству святей богородици, свитающу пятку, восходящу солнцу, и бысть утра мгла. И начаша стязи христьянстии простиратися и трубы мнози трубити. Уже бо русских князей и воевод и всех удалых людей кони укротеша, глас же трубный кождо под своим знаменем, полци же идоша, елико как кому повелеша по поучению. Часу же второму наставшу, начаша трубити ото обоих стран. Татарския же трубы яко онемеша, а русския полки утвердишася. Еще полк с полком не видитца, поне же бо утро велми мгляно. И земля под ними стонет, грозу подает на восток до моря, а на запад до Дуная, поле перегибающеся, кровавыя реки выступающе из мест тех <…>

На том бо поле сступишася силнии полци вместо, из них же выступаша кровавы зари: от мечнаго сияниа яко молниа блистают.

— Какое значение имеют “общие” образы в «Задонщине» и «Сказании о Мамаевом побоище»? Являются эти образы конкретными или отвлечёнными? Сохраняют ли они своё значение в стихах Блока? Как вы думаете, какое значение они приобретают?

Интересно проследить эволюцию наиболее яркого блоковского образа: откуда берутся “плеск и трубы лебедей”? В «Сказании о Мамаевом побоище» мы читаем про “глас велик птичь”: над татарским станом “гуси и лебеди непрестанно крылы плещуще, необычную грозу подают”. «Сказание…» написано под влиянием «Задонщины», в которой мы читаем: “Уже бо въскрипли телегы меж Дономъ и Непромъ, идут хинове в Руськую землю <…> Тогда гуси возгоготаша на рчкы на Мечи, лебеди крилы въсплескаша. То ти ни гуси возгоготаша, ни лебеди крилы въсплескаша, но поганый Мамай на Рускую землю пришел, а вои своя привел”.

«Задонщина», в свою очередь, написана под большим влиянием «Слова о полку Игореве». Обратимся к тексту «Слова…»:

А половци неготовами дорогами
побгоша къ Дону великому:
крычатъ т лгы полунощы,
рци, лбди роспущени.

Скрип телег в ночи, который ассоциировался с криком лебедей, превращается в “трубы лебедей” — символ приближения вражьей силы, символ тревоги и грядущей битвы. Между зарождением и новым воплощением образа — более семисот лет.

Домашнее задание. Составить план цикла «На поле Куликовом»; определить размер, выписать основные образы каждого стихотворения.

Урок 3

Композиция цикла, развитие образов.
Символический смысл исторической темы.

I. Композиция цикла, развитие образов. Символический смысл исторической темы.

Проверка домашнего задания. Эвристическая беседа.

Обратимся к композиции “лирического пятилистника” (Г.П. Федотов). Сначала проверим, как ученики определили стихотворные размеры.

— Одним ли размером написаны стихотворения цикла?

Первое стихотворение — чередование строк шестистопного и трёхстопного ямбов: уже это сочетание очень длинных и сравнительно коротких строк звучит непривычно. Вторая и третья пьесы исполнены чистыми и лёгкими хореями. Четвёртая пьеса написана трёхстопным амфибрахием, который звучит темно, тягостно, как предчувствие чего-то недоброго. Последняя, пятая пьеса — сдержанное спокойствие почти классических четырёхстопных ямбов.

В нашем анализе недаром появляется термин “пьеса”. Пьесой во времена Пушкина называли небольшое лирическое стихотворение. Во времена Блока этот термин почти не использовался. Почему же так естественно выглядит его употребление по отношению к частям стихотворного цикла Блока?

В данной ситуации учителю важно обратиться к знаниям учащихся, которые обучаются в музыкальной школе (как правило, в классе есть такие ученики). Они расскажут, что классическое музыкальное произведение состоит из нескольких частей. Первая часть содержит основные мотивы и темы всего произведения. Каждая последующая часть, как правило, развивает одну из этих тем, которые звучат то в мажоре, то в миноре, в разном темпе и размере, постепенно приобретая новые оттенки. В заключительной части эти темы объединяются — уже в новом качестве.

Почему нам понадобилось обращение к теории музыки? Мы знаем, что символисты стремились к музыкальному звучанию и даже композиции своих произведений. Андрей Белый, близкий Блоку, свои произведения создаёт в индивидуальном жанре “симфонии”. Это лирическая ритмизированная проза, в которой пунктирно намеченные сюжетные линии сочетаются со сквозными развивающимися темами, ориентированными на законы музыкальной композиции.

Блок создаёт «На поле Куликовом», также ориентируясь на законы музыкального произведения: такой приём придаёт особую выразительность циклу как художественному целому.

Следующий этап работы — выделение основных мотивов и образов в первом стихотворении, наблюдение за их развитием в следующих пьесах. Будем поощрять самостоятельность высказываний учеников.

В первой пьесе заключается зерно конфликта всего цикла. Г.П. Федотов в своём «Опыт комментария к лирическому циклу Блока» предлагает такую интерпретацию этого стихотворения: “Уже этот первый листок лирического пятилистника волнует противоречивостью образов. Где мы? На берегах северной речки или в южных степях? Грусть реки и стогов, скудность глины указывают на великорусский север, близкий и родной поэту. Но кобылица его мнёт ковыль! И почему она «степная» (дважды)? Символ степи здесь очень значителен, так как повторяется до пяти раз. Конечно, степь, где «грустят стога», совсем не та степь, где растёт ковыль. В первом случае степь взята вместо лугов, но взята умышленно, предваряя основную тему: тоска-печаль северного поля вливается в тоску-страсть южных степей. Эта безбрежная тоска – «твоя, о Русь!», и вместе с тем она «пронзает грудь стрелой татарской воли». Тоска Руси — татарская тоска. Поэт мчится на бой с татарской ратью, неся в груди татарскую тоску по древней, степной воле. Вот основное противоречие, определяющее весь сдвиг образов. С ним связано и другое. Степная воля лирически звучит по-разному. Сначала это радостное упоение: «Я не боюсь… Домчимся. Озарим». И вдруг ужас: «Останови!.. Испуганные тучи… плачь, сердце, плачь!…» Итак, вся пьеса проходит в трёх вариациях основной темы степной тоски”4.

Можно взглянуть иначе на ключевую фразу стихотворения: “Наш путь — стрелой татарской древней воли // Пронзил нам грудь”. Обратимся к значениям слова “воля”. Возьмём толковый словарь С.И. Ожегова.

Воля. 1. Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Сила воли. 2. К чему. Сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь. Воля к победе. 3. Пожелание, требование. Воля народа — закон. 4. Власть, возможность распоряжаться. Это в твоей воле. Волею судеб.

Воля.1. Свобода в проявлении чего-нибудь. Дать волю своему чувству. 2. Свободное состояние, не в тюрьме, не взаперти. Выпустить на волю.

— Какое из значений слова «воля» имеет в виду Федотов, интерпретируя слова Блока?

Мы видим, что Федотов употребляет слово воля в значении свобода, свободное состояние: «неся в груди татарскую тоску по древней, степной воле». Это ли значение слова имел в виду сам Блок? Имеет ли такая интерпретация историческую основу?

Перебирая значения слова воля, мы остановимся на толковании “власть, возможность распоряжаться”. В этом случае ключевая фраза приобретает совершенно другой смысл. В 1380 году Русь вышла на бой с Мамаем, но в русском войске было очень много крещёных татар, осевших за годы ига в русских землях и перешедших на службу к русским князьям. Кстати, Русью называлось часто Великое княжество Литовское, Русское и Жемаитское, а княжества, объединившиеся вокруг Москвы, называли Ордой Залесской (В «Задонщине»: “И пойдем, брате князь Владимер Андревич, во свою Залскую землю къ славному граду Москве…”).

За полтора столетия владычества Орды “стрела татарской древней воли” (власти, закона) глубоко вошла в основание русской государственности, татарская воля влияла на формирование русского национального характера. Глубокое противоречие между свободой степей и жёстким подчинением стало основным конфликтом в душе русского человека. В результате — “И вечный бой! Покой нам только снится // Сквозь кровь и пыль”.

Обращаясь ко второй пьесе, вспомним, как воевода Боброк Волынец и князь Дмитрий Иванович слушают голос земли в ночь перед битвой. Жертвенная обречённость звучит в стихах Блока: “Светлый стяг над нашими полками // Не взыграет больше никогда”. Человек смиряется перед необходимостью жертвы: “Я не первый воин, не последний”. Скромно призывает поэт: “Помяни за раннею обедней // Мила друга, светлая жена”.

— Как вы понимаете образ «горючего белого камня»? В каких произведениях русского фольклора вы его встречали?

На пути — горючий белый камень,
За рекой — поганая орда.

Вспомним “бел-горюч камень” русских песен, сказок и заговоров, связанный с мотивом сакрального выбора. Подчеркнём, что Блок как никто осознавал необходимость выбора Россией своего пути в мировой истории.

В третьей пьесе тревожные звуки будущей битвы становятся предвестниками таинственной встречи: “В тёмном поле были мы с Тобою”. Кто Она, у Блока не названная? Земной образ “светлой жены” (с маленькой буквы) отступает перед торжественностью встречи. Кто это? Таинственная Дева, Святая Богородица, помогающая русским воинам, или это вся Русская земля: “В тёмном поле были мы с Тобою” — человек и родная земля? Светлое виденье оставляет на щите воина “нерукотворный лик”, охраняющий от чёрной тучи Орды.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моём плече!

Мистический подъём третьей пьесы сменяется отчаянием четвёртой (это отражается и в смене размера). Вернёмся к происхождению блоковского символизма. Символизм для Блока — не просто литературный приём, но основа его мироощущения, миропонимания. События земного мира — лишь слабое отражение событий мира небесного, высшего. Глаза земного человека не могут увидеть великих событий — их можно лишь почувствовать, ощутить. Исход битвы, определяющий путь целого народа, решается в небесной битве, великой битве сил света и тьмы; сосредоточием этой битвы становится Россия — и сердце поэта.

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём…

В смятении боя, в предощущении грядущих человеческих страданий, где высший, небесный мир объединяется с миром земным (“Закат в крови! Из сердца кровь струится!”), в предчувствии великого пожара-зарева (“…Я вижу над Русью далече // Широкий и тихий пожар”) на помощь воину приходит Она, чей “лик нерукотворный // Светел навсегда”. К ней обращается поэт с призывом:

Явись, моё дивное диво!
Быть светлым меня научи!

И в то же время Русь — не только высокая покровительница, но и жена: “О, Русь моя! Жена моя!” Жена потому, что поэт чувствует единство своей судьбы с судьбой родины, неразрывную, кровную связь и глубокое переживание пути России как своего собственного пути.

Пятое стихотворение цикла — строгие четырёхстопные ямбы пережитой духовной битвы и готовности к битве земной (сравним с тревожными, резкими ямбами первого стихотворения). Мы словно возвращаемся к исходному положению.

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла…

— Символом чего для Блока является мгла?

Вспомним, какие определения мглы автор даёт в первом стихотворении.

Мгла вновь “взошла и расточилась”. Но надрыва и тревоги в душе уже нет. Есть сосредоточенная готовность быть “светлым навсегда”, биться до конца.

Доспех тяжёл, как перед боем,
Теперь твой час настал. Молись!

“Как перед боем” — эта фраза означает, что речь идёт не о конкретной Куликовской битве. Мы приходим к выводу, что Куликово поле становится символом трагической и великой судьбы России. Вновь и вновь Русь, Россия оказывается на распутье, перед выбором. Путь заволакивает мгла — “ночная и зарубежная“, “дикие страсти” борются со светлыми силами. Поэт предчувствует великую битву. Каким будет её итог?

Тематическим продолжением цикла «На поле Куликовом» станет написанное спустя десять лет стихотворение Блока «Скифы», в котором “стрела татарской древней воли” откроет нам лицо азиата “с раскосыми и жадными глазами”. Началась та битва, которую предчувствовал Блок. Каким явится лицо русского человека после этой битвы, увидеть поэту было не суждено.

III. Выразительное чтения цикла «На поле Куликовом».

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений цикла «На поле Куликовом».

Примечания

1 Использованы материалы, собранные В.Н. Быстровым в кн.: Русские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. М.: Просвещение, 1998. С. 183–189.

2 Цит. по: Древняя русская литература: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1988. С. 162–168.

3 Там же. С. 169–179.

4 Федотов Г.П. На поле Куликовом // Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: АСТ, 2003. С. 535–536.

Рейтинг@Mail.ru