Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2004

Архив

Особенности конфликта в рассказе М.Горького «Макар Чудра»

ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО

Елена Стародубцева,
с. Донское,
Ставропольский край


Особенности конфликта в рассказе М.Горького «Макар Чудра»

Явление неоромантизма в русской литературе конца ХХ века породило нового романтического героя. Он во многом унаследовал черты героев-романтиков начала XIX века: силу и яркость характера, стремление к подвигу и приключениям, нередко противопоставленность враждебному обществу, серой и унылой жизни.

Но в ранних рассказах Горького романтические герои, такие как Лойко Зобар, Сокол, Данко, наделены новой чертой — большой нравственной силой, способной пробудить сонные души.

Новыми чертами обладает и конфликт в рассказе «Макар Чудра». С первых же строк автор вводит нас в необычный, яркий, почти сказочный мир: “С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море...” И живут в этом мире необыкновенные люди, свободные, сильные, удивительно красивые. Своеобразна философия этих людей, ёмко и точно выраженная в афоризмах: “...ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и всё!”, “Разве ты сам не жизнь?”; “...всякий сам учится”, “так нужно жить: иди, иди — и всё тут”; “Долго не стой на одном месте... ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её...”. Стихийный философ, Макар Чудра выводит свою формулу жизни, согласно которой нужно просто наслаждаться бытием, свободой. Ему чужды мучительные раздумья о смысле человеческого существования, теологические вопросы, он не приемлет никаких ограничений: ни телесных, ни духовных. Таковы и остальные герои рассказа: Лойко Зобар, красавица Радда, старый Данило.

Интересно, что конфликт рассказа не построен на противопоставлении героя и общества (как, например, в «Братьях-разбойниках» А.С. Пушкина или «Корсаре» Д.Г. Байрона). И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой мир, в их сердцах нет обиды, желания мести, неудовлетворённости. Отсутствует также и внутренний конфликт героев. Они самодостаточны, им чужда страсть наживы, нет тщеславия и зависти. Лойко “любит коней и ничего больше, и то недолго — поездит да и продаёт, а деньги кто хочет, тот и возьми”. И Радда кошель с деньгами, брошенный старым магнатом к её ногам, “будто невзначай пнула ногой в грязь, да и всё тут”. Конфликт возникает на почве отношений двух романтических героев. Каждый из них больше всего ценит свободу. Лойко: “...я свободный человек и буду жить так, как я хочу!” Радда: “...А ещё я люблю волю!” И вот сердца этих сильных и свободных людей поразила любовь друг к другу. Любовь первая и такая же яркая, как и они сами. “Много я вашей сестры видел, эге, много! А ни одна не тронула моего сердца так, как ты. Эх, Радда, полонила ты мою душу!” — говорит Зобар. И Радда отвечает: “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю”.

В чём же суть конфликта? В том, что для героев полюбить — значит утратить столь ценную для них волю. Лойко и Радда оказались в тупиковой ситуации, суть которой предельно чётко выразила героиня: “Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня”. Герои не могут жить друг без друга, но не могут жить и без свободы. Любовь и свобода оказались для них взаимоисключающими понятиями, так как каждый из них стремится подчинить себе другого: “Но смотри, воле моей не перечь — я свободный человек...” — “Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом...”. Таким образом, конфликт отношений по законам романтизма может разрешиться только смертью одного или обоих героев. Именно это и происходит — Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки старого Данилы, отца Радды.

И вот здесь возникает новый вопрос: кто является инициатором такого решения? На первый взгляд, Лойко: именно он наносит убийственный удар. Но, как мне кажется, Горький создаёт здесь ещё один парадокс, который таится в образе Радды. Прекрасная цыганка представляется натурой более глубокой и сложной, чем удалец Лойко Зобар. Радда наделена необыкновенно сильным характером. И полюбить она могла только того мужчину, которого ей не удастся “обабить”, то есть подчинить себе. Но полюбить для неё — это, напомним, покориться самой, что для Радды неприемлемо. И вот она даёт Лойко заведомо невыполнимое задание: “...ты завтра покоришься мне как старшему товарищу юнаку. Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою — и тогда я буду твоей женой”. Знала ли Радда, чем это может закончиться? Несомненно: “Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!..”

Ну а что было бы, если бы Лойко выполнил позорное для него задание? Это значило бы, что Радда подавила его волю, “обабила”. Нам известно, как гордая цыганка относилась к таким мужчинам. Выходит, что Радда не столько хочет подчинить его себе, сколько испытывает своего возлюбленного на прочность. Выполнит условие — Радда разлюбит его и вновь обретёт желанную свободу. Не выполнит — девушка погибнет. Подобно сказочным героиням, Радда даёт возлюбленному задание. Но рискует при этом жизнью не он, а она. Горьковская героиня, таким образом, играет с судьбой. Выигрыш — свобода. Ставка — жизнь. Радда, как натура более сильная, берёт инициативу в свои руки. Тонко прочувствовав характер Лойко Зобара, она подталкивает его к единственно возможному для них обоих решению: не видя иного выхода, цыганка жертвует собой. Смерть же Лойко не на её совести.

Парадоксальность натуры героини состоит в том, что она не может полюбить слабого мужчину, но, полюбив сильного, не может ему подчиниться и предпочитает умереть.

Мне кажется, что истинной героиней «Макара Чудры» является именно Радда. Горький показал её более благородной натурой, ибо жертвовать собой — удел прекрасных и сильных людей.

Рейтинг@Mail.ru