Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Людмила РАДИОНОВА,
г. Окуловка,
Новгородская обл.
Из опыта работы
Диагностика филологических знаний учащихся
Пристальное и повседневное отслеживание процесса обучения всего класса и каждого ребёнка — обязательное условие успеха литературного образования. Одним из составляющих элементов такого отслеживания должна стать диагностика знаний, умелый контроль со стороны учителя.
Контроль — это не просто один из способов решения проблемы оценки знаний, но также и попытка увлечь ребёнка чтением, “заставить” его прочесть или усвоить те или иные литературные факты, показать перспективу совершенствования читательской (а также исследовательской, творческой) деятельности, наметить пути этого совершенствования, спрогнозировать успех.
Формы такого контроля различны: зачёты, тестирование, пресс-конференции, игры, викторины... Выбор формы зависит от того, на чём на данном этапе строится изучение темы (автора, произведения) и что необходимо проверить: биографические подробности, творческую предысторию, литературоведческий аспект, композиционную структуру...
Нельзя забывать и о том, что контроль-то контролем, но есть и эмоциональная, нравственная, философская сторона филологического образования, которой нельзя ни в коей мере пренебречь. Поэтому одним из главных критериев успеха должно стать разнообразие подходов к конкретному автору (и произведению тоже) и разнообразие в выборе наиболее адекватных форм контроля.
Контроль знаний необходимо осуществлять регулярно, он не должен зависеть от контингента обучаемых, от однородности или разнородности (по уровню развития) ученической среды. При этом учитель не должен ущемлять интересы ни слабых, ни сильных (условно) учащихся и находить оптимальные варианты в выборе заданий для успешной диагностики.
В качестве примера диагностики знаний филологически одарённых учащихся я хочу предложить итоговое тестирование по теме «А.С. Пушкин» — это интеллектуальное тестирование.
Данный вид контроля требует не только знания фактических сведений (о биографии, времени написания, творческом замысле), литературных терминов. При решении подобных тестовых заданий необходима работа мысли, умение делать умозаключения (проверяются эрудиция и интеллект). Поэтому предлагаемый тест интересно будет выполнить ребёнку, который любит решать нестандартные задачи.
Интеллектуальное тестирование — с учётом уровня способностей обучаемых — можно сделать открытым (по усмотрению учителя).
В данной статье приводится один из полных вариантов подобного теста, который прошёл успешную апробацию и вызвал живой интерес со стороны детей. (Разумеется, его можно сократить или разбить на два варианта.)
1. Продолжи ряд, заполнив пропуски.
а) ... ... Пушкин;
б) Сергей ... Пушкин;
в) Мария Алексеевна ... .
2. Верны ли следующие утверждения? Почему?
а) Раннему увлечению Пушкина литературой способствовала прекрасная домашняя библиотека. | |
б) Мальчику нравилось, что мать блистала на балах. |
3. Соберите разбросанные строки.
Как часто, отозвалось, звуке, судьбе, в нём, в этом, слилось, как много, я думал, блуждающей, в горестной, в моей, для сердца, судьбе, Москва, о тебе, Москва, русского, разлуке, как много.
Назовите произведение, откуда они взяты.
4. Назовите лишнее лицо, название. Кратко обоснуйте свой выбор.
а) Куницын А.П., Пущин И.И., Малиновский В.Ф. | |
б) «Священная артель», «Арзамас», «Зелёная лампа» | |
в) «Литературная газета», «Неопытное перо», «Лицейский мудрец» |
5. Назовите произведение А.С. Пушкина, из которого взяты следующие строки.
а)
Среди равнины полудикой
Он видит Новгород-великой.
Смирились площади — средь них
Мятежный колокол утих.
б)
Он видит Новгород великой,
Знакомый терем с давних пор;
Но тын оброс крапивой дикой,
Обвиты окна повиликой,
В траве заглох широкий двор.
6. Перед вами строки стихотворения, зашифрованного определённым образом. Найдите ключ. Расшифруйте текст и запишите его. Укажите название стихотворения.
Мяжя фэдхяя рячюшгя
Ы бэчярмя ы дэнмя.
Чде шэ ди, нёа здялюжгя,
Блыюмёргря ю ёгмя?
7. Поставьте рядом с названием произведения номер ответа из графы «Слова, сказанные по поводу написания данного произведения».
№ | Название произведения | Номер ответа | Слова, сказанные по поводу написания данного произведения |
1 | «Борис Годунов» | “Победителю-ученику от побеждённого учителя”. | |
2 | «Евгений Онегин» | “Пушкин говорит о необходимости гражданской нравственной чистоты”. | |
3 | «Руслан и Людмила» | “Самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии”. | |
4 | «К Чаадаеву» | “Ай да Пушкин, ай да сукин сын”. |
8. О каком человеке, с которым связана судьба А.С. Пушкина, идёт речь?
— Родился в селе Суйда Копорского уезда Петербургской губернии.
— Черты его облика запечатлены поэтом и в стихах, и в прозе.
— Он скрашивал жизнь опального поэта.
— Имел троих детей.
— Поэт пережил его всего на девять лет.
9. Укажите стрелочкой, кто в каком году умер.
1 | А.С. Пушкин | 1836 |
2 | Н.О. Пушкина, мать поэта | 1828 |
3 | Яковлева (Матвеева) Арина Родионовна | 1837 |
10. Определите название места.
— Это имение передано поэту отцом в наследство.
— Сюда приезжает А.С. Пушкин перед своей свадьбой улаживать имущественные дела.
— Его предки владели этими землями с XVI века.
— Отсюда он писал в Москву: “Пошлите мне слово живое, ради Бога. Никто мне ничего не пишет...”
— Собираясь ехать сюда, поэт писал Плетнёву: “Осень подходит. Это любимое моё время — здоровье моё обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настаёт”.
11. Восстановите топонимы:
На холмах ... лежит ночная мгла;
Шумит ... предо мною.
12. Вычеркните третье лишнее название. Кратко обоснуйте свой выбор.
а) | «Я вас любил...», «На холмах Грузии...», «Путешествие в Арзрум» | |
б) | «Домик в Коломне», «Я помню чудное мгновенье...», «Желание славы» | |
в) | «Желание», «19 октября» (1825), «Воспоминание в Царском Селе» |
13. Верны ли следующие утверждения? Почему?
а) | Девизом Лицея были слова: “Для пользы Отечества”. | |
б) | Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец. За эту эпиграмму на Воронцова поэт был выслан из Одессы. |
|
в) | Тело Пушкина, во избежание взрыва всеобщего негодования, приказано было Бенкендорфом тайно отправить на псковскую землю. |
14. Продолжите пушкинские строки.
а)
...Друзья мои, прекрасен наш союз!
.......................................................
б)
Служенье муз не терпит суеты:
...............................................
в)
Красуйся, град Петров, и стой
..............................................
г)
Унылая пора! Очей очарованье!
..............................
15. Вставьте пропущенные существительные, тем самым восстановите текст.
а)
Спой мне ... , как ...
Тихо за ... жила,
Спой мне ... , как ...
За ... поутру шла.
б)
Восстань, ... , и виждь, и внемли,
Исполнились ... моей,
И, обходя ... и ... ,
... жги ... ... .
в)
Роняет ... багряный свой ... ,
Сребрит ... увянувшее ... ,
Проглянет ... как будто поневоле
И скроется за ... окружных ... .
16. Рядом с именем литературного героя поставьте номер ответа, в каком произведении действует герой.
№ | Литературный герой | Ответ | Произведение |
1 | Иван Петрович Берестов | «Метель» | |
2 | Марья Гавриловна | «Выстрел» | |
3 | Минский | «Гробовщик» | |
4 | Андрей Прохорович | «Станционный смотритель» | |
5 | Сильвио | «Барышня-крестьянка» |
17. Определите, из какого произведения взят эпиграф. Поставьте номер ответа.
№ | Эпиграф | Ответ | Произведение |
а) | Стрелялись мы. (Баратынский) |
«Станционный смотритель» | |
б) | Не зрим ли каждый день гробов, Седин дряхлеющей вселенной. (Державин) |
«Барышня-крестьянка» | |
в) | Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий... Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий. (Жуковский) |
«Выстрел» | |
г) | Во всех ты, Душенька, нарядах хороша. (Богданович) |
«Метель» | |
д) | Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. (Вяземский) |
«Гробовщик» |
18. Определите жанр произведения А.С. Пушкина. Поставьте номер ответа.
№ | Название произведения | Ответ | Жанр |
1 | «Вольность» | ода | |
2 | «Дубровский» | роман | |
3 | «Капитанская дочка» | повесть | |
4 | «Руслан и Людмила» | поэма | |
5 | «Борис Годунов» | трагедия | |
6 | «Погасло дневное светило» | элегия | |
7 | «Медный Всадник» | ||
8 | «Моцарт и Сальери» | ||
9 | «Евгений Онегин» |
Ключ
1. а) Александр Сергеевич Пушкин, б) Сергей Львович Пушкин, в) Мария Алексеевна Ганнибал.
2. а) Да. (Дома была хорошая библиотека: в основном произведения французских писателей и философов.) б) Нет. (Светская жизнь родителей и блистание матери на балах доставляли Саше часы одиночества.)
3.
Как чисто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва!.. Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось.
Как много в нём отозвалось!
(«Евгений Онегин»)
4. а) Пущин — лицейский друг, а не преподаватель. (Куницын — профессор Лицея, Малиновский — директор Лицея.)
б) «Зелёная лампа» — литературно-политический кружок, в который А.С. Пушкин вступил в Петербурге. (Членом двух других он был, будучи лицеистом: «Священная артель» — посещал, будучи лицеистом; основана Муравьёвым А.Н. и Бурцовым И.Г.; “арзамасцем” стал заочно в Лицее.)
в) «Литературную газету» издавал Дельвиг в послелицейские годы. («Неопытное перо» и «Лицейский мудрец» — это лицейские рукописные журналы.)
5. а) отрывок из «Путешествия Евгения Онегина»;
б) отрывок из поэмы «Вадим».
6.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
(«Зимний вечер»)
7.
1. «Борис Годунов» — 4 (слова Пушкина);
2. «Евгений Онегин» — 3 (слова Белинского);
3. «Руслан и Людмила» — 1 (слова Жуковского);
4. «К Чаадаеву» — 2 (пишет Огарёв Н.П. в предисловии к сборнику «Русская потаённая литература» — Лондон, 1861).
8. Это няня, Арина Родионовна Яковлева (по мужу — Матвеева).
9. А.С. Пушкин — 1837, Н.О. Пушкина — 1836, Арина Родионовна — 1828.
10. Болдино. Сюда выехал поэт 31.08.1830 (Нижегородская губерния, 500 вёрст от Москвы). Приехал на место 3 сентября.
11.
На холмах Грузии лежит ночная мгла,
Шумит Арагва предо мною.
12. а) «Путешествие в Арзрум» — не любовная лирика.
б) «Домик в Коломне» — написано в Болдино, «К***» и «Желание славы» — в Михайловском.
(Вариант: «Домик в Коломне» — поэма, а два других — лирические стихотворения.)
в) «Желание» и «Воспоминание...» — стихи лицейского периода, а «19 октября» (1825) — написано к годовщине Лицея, в Михайловском.
(Вариант: Лицею посвящены «19 октября» и «Воспоминание...».)
13. а) Нет. Девиз Лицея: “Для пользы общей”.
б) И не только. Эту эпиграмму прочитал и сам Воронцов, и другие в городе. Воронцов хотел избавиться от поэта. А поводом послужило письмо, перехваченное полицией, в котором Александр Сергеевич признавался в своей склонности к атеизму (что стало поводом увольнения Пушкина со службы). Поэт был отправлен в Михайловское.
в) Да. Только одному А.Тургеневу было разрешено проводить поэта в последний путь.
14.
а) ...Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен.
(«19 октября», 1825)
б) Служение муз не терпит суеты:
Прекрасное должно быть величаво...
(«19 октября»)
в) Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
(«Медный Всадник»)
г) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...
(«Осень», 1833)
15.
а) Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
(«Зимний вечер»)
б) Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(«Пророк»)
в) Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увязнувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор...
(«19 октября». 1825)
16.
1. Иван Петрович Берестов — 5. «Барышня-крестьянка»
2. Марья Гавриловна — 1. «Метель»
3. Минский — 4. «Станционный смотритель»
4. Андрей Прохорович — 3. «Гробовщик»
5. Сильвио — 2. «Выстрел»
17. а) — 3. «Выстрел»; б) — 5. «Гробовщик»; в) — 4. «Метель»; г) —2. «Барышня-крестьянка»; д) —1. «Станционный смотритель».
18.
1. «Вольность» — 1. ода
2. «Дубровский» — 2. роман
3. «Капитанская дочка» — 3. повесть
4. «Руслан и Людмила» — 4. поэма
5. «Борис Годунов» — 5. трагедия
6. «Погасло...» — 6. элегия
7. «Медный Всадник» — 4. поэма
8. «Моцарт и Сальери» — 5. трагедия
9. «Евгений Онегин» — 2. роман
Конечно, несмотря на сложное построение, интеллектуальный тест не может претендовать на исчерпывающую проверку знаний по теме (как и любой тест вообще). Поэтому он проводится не вместо, а вместе с другими видами контроля (в том числе и наряду с сочинением).
Критерии оценки за выполнение тестовых заданий учитель устанавливает в зависимости от степени подготовки класса или отдельного ученика.
Что же касается организации контроля в форме викторины, зачёта, конференции, игры, то и здесь хочется отметить, что творчество учителя может быть безгранично. А решение нестандартных заданий — обязательное условие для диагностирования одарённых детей при любой форме проверки.