Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2004

Архив

На вопросы анкеты Отвечает гл. ред журнала «Знамя» С.Чупринин

Анкета газеты «Литература

Как обычно, редакторы ведущих литературных журналов ответили на вопросы нашей анкеты:

  1. Назовите наиболее интересные публикации прошлого (2003) года.
  2. Каковы планы журнала на 2004 год?
  3. Ваш прогноз по поводу судьбы вашего журнала и вообще толстых журналов на ближайшие годы.

Андрей Василевский,
главный редактор журнала «Новый мир»

1. Редакция журнала «Новый мир» по традиции присудила премии авторам за 2003 год, а именно — прозаику, букеровскому лауреату Михаилу Бутову за двенадцать статей в музыкальной рубрике «CD-обозрение Михаила Бутова» (2002–2003 гг.); петербургскому поэту Александру Кушнеру за цикл стихотворений «Мимо жимолости и сирени» (2003, № 10); петербургскому прозаику Валерию Попову за повесть «Третье дыхание» (2003, № 5, 6); пушкинисту Ирине Сурат за две статьи из цикла «Мандельштам и Пушкин» (2003, № 3, 11); Антону Уткину за рассказы «Брейгель-младший» и «Приближение к Тендре» (2003, № 10).

В первых четырёх номерах «Нового мира» за 2003 год был завершён очень важный — как теперь принято говорить — “проект”: многолетняя публикация дневников костромского, а затем и московского литературного критика и публициста Игоря Дедкова. В последнюю часть под названием «Уже открыт новый счёт» вошли записи 1987–1994 годов (в 1994 году автор умер).

Другой завершённый многолетний “проект” — это большая мемуарная книга Александра Солженицына «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Четвёртая заключительная часть, опубликованная в ноябрьском номере, описывает события и обстоятельства тех же самых, что и у Дедкова, 1987–1994 годов.

Продолжалась и будет продолжаться публикация «Литературной коллекции» Александра Солженицына — профессиональных, зачастую нелицеприятных разборов известных произведений. В 2003 году печатались солженицынские этюды о творчестве Ю.Нагибина, Д.Самойлова, В.Гроссмана, Л.Леонова и В.Белова.

В разделе прозы привлёк внимание критиков и читателей цикл рассказов и повестей Владимира Маканина из его новой, ещё не оконченной книги о старости и стариках «Высокая-высокая луна». Впервые наш журнал в четырёх номерах подряд печатал только что написанные актуальные художественные тексты одного из самых авторитетных современных прозаиков: «Без политики» (№ 8), «Долгожители» (№ 9), «Могли ли демократы написать гимн…» (№ 10), «Боржоми» (№ 11).

Не могу не сказать о большой автобиографической «Книге о жизни» Анны Василевской (№ 2, 3, 12), рассказывающей — откровенно, во многом по-новому — о ленинградской блокаде, о военном медсанбате, а также о деревенском детстве и о юности в предвоенном Ленинграде.

Стоит отметить, что в 2003 году в нашем журнале было необычно много рассказов, назову только наиболее яркие: «Куйпога» Дмитрия Новикова (№ 4), «Вниз по лестнице в небеса» Олега Павлова (№ 1), “малая книга рассказов” Дины Рубиной «Несколько торопливых слов любви» (№ 1) и даже “большая книга рассказов” Евгения Шкловского «Питомник» (№ 1).

Отдел поэзии «Нового мира» как всегда разнообразен: Марина Бородицкая (№ 11), Ирина Василькова (№ 6), Ирина Ермакова (№ 3), Ольга Ермолаева (№ 7), Евгений Карасёв (№ 12), Светлана Кекова(№ 7), Бахыт Кенжеев (№ 6), Григорий Кружков (№ 3), Юрий Кублановский (№ 5), Инга Кузнецова (№ 9), Виктор Куллэ (№ 10), Инна Лиснянская (№ 1, 10), Татьяна Милова (№ 9), Анатолий Найман (№ 1), Олеся Николаева (№ 3), Дмитрий Полищук (№ 10), Евгений Рейн (№ 2), Сергей Стратановский (№ 5), Олег Чухонцев (№ 4), Елена Шварц (№ 5) и другие поэты разных поколений.

В 2003 году, кроме уже традиционных библиографических, литературно-критических, театральных, кино- и интернет-обозрений, у нас появилась полемическая рубрика «Комментарии», которую ведёт Алла Латынина; она писала о новых книгах А.Политковской (№ 2), Э.Лимонова (№ 4), Ст.Рассадина (№ 6), Б.Акунина (№ 8), В.Бондаренко (№ 10), Н.Коржавина (№ 12).

Преподавателям литературы будет полезно познакомиться и с фундаментальной статьёй филолога Максима Шапира «Отповедь на заданную тему. К спорам по поводу текстологии “Евгения Онегина”» (№ 4), и с небольшим эссе поэта Александра Кушнера «Заболоцкий и Пастернак» (№ 11).

С сожалением приходится сказать, что глубокая статья «Теленовости» (№ 5) оказалась последней работой недавно скончавшейся после долгой болезни Татьяны Чередниченко — яркого музыковеда, культуролога, эссеиста, нашего постоянного автора.

2. В январском и февральском номерах «Нового мира» читатели смогут познакомиться с новым романом популярной Людмилы Улицкой «Искренне ваш Шурик», точнее с первой книгой задуманного большого романа, которая, по мнению автора и редакции, может читаться как самостоятельное произведение.

Кроме того, в январском номере, уже отправленном в типографию, будут напечатаны стихи Анатолия Наймана и филолога Вячеслава Вс. Иванова, повесть Вячеслава Голованова «Мурзилка», рассказы Нины Горлановой, статья известного современного философа Эриха Соловьёва «Переосмысление талиона. Карательная справедливость и юридический гуманизм», письма философа Густава Шпета к жене и эссе Владимира Маканина «Ракурс. Одна из возможных точек зрения на нынешний русский роман», прочитанное прозаиком на торжественном открытии Франкфуртской книжной ярмарки.

В февральском номере журнала — повесть Олега Ермакова «Возвращение в Кандагар», этюд Александра Солженицына о романе Георгия Владимова «Генерал и его армия», полемический “комментарий” Аллы Латыниной к последней книге Виктора Пелевина и статья Владимира Губайловского о разных голосах современной русской поэзии. В последующих номерах — повесть Анатолия Азольского «Кандидат», рассказы Бориса Екимова и Дмитрия Галковского и многое другое интересное.

В начале каждого номера можно найти весьма обширный журнальный “анонс” на год вперёд. Не всегда он реализуется точь-в-точь. Напишет прозаик обещанный роман или нет, подойдёт ли он нам — кто это может заранее знать? Но подобные анонсы открывают читателям и критикам необходимую перспективу, очерчивают круг авторов, с которыми мы работаем, показывают, куда мы движемся, как представляем себе литературный процесс.

3. У нас нет доброго дяди, который — при любых обстоятельствах — будет нас содержать. Некоторую помощь оказывают Минпечати и Минкультуры, но наш журнал живёт (а не “выживает”) в первую очередь потому, что есть определённое количество индивидуальных подписчиков и библиотек, готовых платить за него деньги (существует и электронная версия журнала в Интернете: http://www.novmir.da.ru). Короче говоря — профессионализм, прагматизм, стоицизм. А там — жизнь покажет.

Рейтинг@Mail.ru